08:15 , 15 апреля 2017

Высоцкий. Глава 57. Номер 15 21 ТТ 75

2716444
После съёмок на Пятигорском ТВ, 14 сентября 1979 года. Фото Анатолия Касилова

С работы выгнали, живу я с «Жигулей»,
Хоть ненавижу их до одури, до спазм.
Когда я рву клещами ручки от дверей,
Я ощущаю трудовой энтузиазм.

Нашли талмуд, по-итальянски, как на грех,
Я целый год над словарями ночевал,
И вот теперь — все по науке — под орех
Сегодня ночью я «Фиата» разобрал.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1971 год)

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Случай в дороге: слушать

Это фрагмент концерта Владимира Высоцкого в Коломне, 12 июня 1976 года.
Высоцкий в жизни действительно не шоферил, то есть не водил грузовик или самосвал, не работал на стройках и не ходил в дальние рейсы. Правда, он делал это на экране. В 1961 году в фильме «Карьера Димы Горина» совсем еще молодой Высоцкий сыграл роль шофера по имени Софрон.

2719034
Владимир Высоцкий в роли Софрона в фильме «Карьера Димы Горина», 1961 год

И это была вообще его первая полноценная работа в кино.
А в 1974-м Владимир Семенович снимался в совместной советско-югославской военной ленте «Единственная дорога» в роли шофера Солодова.

2716456
Рабочий момент фильма «Единственная дорога», 1974 год. Фото Игоря Гневашева

И, конечно, Высоцкий написал о людях за рулем отличные песни.
А сам был знаменит еще и своими личными автомобилями, вокруг которых сложилось немало легенд и мифов. Автомобили были и слабостью, и страстью Владимира Высоцкого.

Мы сидим за столом с нашим коллегой, журналистом, автогонщиком и автоэкспертом, а кроме того большим поклонником Высоцкого Михаилом Горбачевым.
И в руках у нас уникальный предмет. Автомобильный номер красного цвета 15 21 ТТ 75 и надписью маленькими буквами Paris.

2716936
Антон Орехъ и Михаил Горбачёв. Редакция «Эха Москвы», 14 марта 2017 года. Фото Виталия Рувинского

Это французский транзитный номер из коллекции известного дипломата по имени Альберт.
Высоцкий был с ним знаком, и благодаря этому знакомству транзитный номер и попал к Альберту еще в 70-х. Именно с этим номером в 1972 году Марина Влади приехала в Москву на автомобиле «Рено-16». Это была первая иномарка Высоцкого. Но не первый его автомобиль.

Известно, что еще в 1967 году Высоцкий ездил на 21-й «Волге», и что водить его учил друг, известный художник-иллюстратор Борис Диодоров, и у Володи довольно быстро всё стало получаться.

2716438
Москва, 1970 год. Фото Валентина Савича

В 1971-м Высоцкий уже сидел за рулем серой «копейки» – самой первой модели «Жигулей», которые были в те годы предметом мечтаний для тысяч советских людей.

Но «Жигулями» Владимир Семенович владел недолго.
Летом того же 1971 года он попал на них в аварию, отремонтировал и продал через комиссионку. И вот в 1972 году Марина Влади приезжает на «Рено», который, по ее словам, купила на гонорары от съемок в рекламе.

2716468
Марина Влади и Владимир Высоцкий в автомобиле «Рено-16» 15 21 ТТ 75 на 8-м Московском международном кинофестивале, 7-21 июля 1973 года. Фото Владимира Красникова

Михаил Горбачев: «Что это была за машина? Это была обычная «Рено-16». Стандартный, очень массовый автомобиль. Он получил награду как лучший автомобиль – так же как, кстати говоря, «Фиат-124», из которого сделали «Жигули» – считался очень удачной машиной. Переднеприводная машина малого класса с не очень мощным мотором. Такая ширпотребовская абсолютно машина. И ничего в ней особенного не было».

2716466
По дороге на «лесной» концерт к озеру Лампушка.
Ленинградская область, 1 июля 1972 года. Фото Михаила Крыжановского

Тем не менее, любая иномарка в то время могла произвести фурор, и этот «Рено» вспоминали многие друзья Высоцкого.
А одному из них, Ивану Дыховичному, Высоцкий однажды, уезжая на гастроли, оставил ключи от машины, и с Дыховичным приключилась целая история: слушать

2716470
На 8-м Московском международном кинофестивале, 7-21 июля 1973 года. Фото Владимира Красникова

Езда на автомобиле с иностранными номерами не была запрещена, нужно было только за полгода перерегистрировать его и получить уже обычные номера, советские.

2716436
1974 год

Но Марина Влади не имела вида на жительство в Союзе, и советские номера получить на свой автомобиль не могла.
А езда с красным номером порою приводила к казусам: слушать.
С этих слов Высоцкий начал своей выступление в Театре кукол в декабре 1973 года.

Михаил Горбачев: «Высоцкого, честно говоря, уже очень утомили эти иностранные номера…» (слушать)

В 1974 году Высоцкий и Марина уезжают на своем «Рено» во Францию, где и продают эту машину.

2716432
С сыном Марины Влади Володей рядом с одной из своих БМВ — BMW 2500.
Москва, Малая Грузинская улица, осень 1975 года

Дальше у Владимира Семеновича будут только немецкие автомобили.
Сначала – две БМВ. Причем, обе были приобретены в том же 1974-м почти одновременно: слушать

Бежевый БМВ был продан обратно через ту же 11-ю секцию Южного порта, а серый, по всей видимости, продан там, откуда и приехал – то есть во Франции…
Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в НИКИМП, он же, говоря по-простому, Институт мер и весов. 22 декабря 1978 года:

Песня автозавистника: слушать

2719412
Фрагмент белового автографа песни «Борец за идею» РГАЛИ, фонд 3004, оп.66, л.5

Но, конечно, прежде всего Владимир Высоцкий ассоциируется с «Мерседесом».
Мы в массе своей в этом плохо разбираемся и просто знаем, что у Высоцкого был крутой «Мерседес» в то время, как многие даже о «Жигулях» не мечтали.

2716434
Монино, Военно-воздушная академия командного состава, 19 июня 1975 года. Фото В.Шлычкова

Михаил Горбачев: «Вокруг Высоцкого и автомобилей существует очень много мифов. И всем хочется, чтобы это была какая-то красивая сказка. И все пытаются за уши притянуть несуществующие факты. Что например «Мерседес» у Высоцкого был уникальный. Что это был спецзаказ, спецмодель. Что такой же в точности был только у Брежнева и больше ни у кого. И что это была первая иномарка в Москве. То, что я перечислил – это конечно абсолютно не соответствует действительности».


Москва, 5 декабря 1975 года. Фрагмент съемки ТВ Австрии

«Мерседес» цвета серебристо-голубой металлик у Владимира Высоцкого действительно был хороший, и, что еще важнее, в хорошем состоянии.
Но иномарок тогда в Москве уже было немало. Сотня посольств, корпункты иностранных газет и телевидения. И соответственно, сотни и даже тысячи иномарок, которыми пользовались зарубежные журналисты и дипломаты, и которые потом в большинстве случаев оставались в Москве.

2716948
Из записной книжки Владимира Высоцкого

Как это выглядело и как это работало в 70-е годы, Михаил Горбачев нам очень подробно рассказал и я просто советую вам послушать его рассказ отдельно: слушать

Ну, а пока скажем, что «Мерседес» Брежнева был действительно достаточно редкой модификации.
Горбачев достает немецкий каталог, и мы узнаем, что цена на такие машины достигала 82 тысяч марок, а «Мерседес» Высоцкого был в четыре раза дешевле. Хотя и эта сумма была по нашим меркам огромной: слушать

2716476
Марина Влади, таможенник Людмила Шепелевич, Владимир Высоцкий и сотрудник КГБ Зосик с работниками таможенной заставы «Варшавский мост» около Бреста, май 1976 года. Фото Николая Сухого

Машины в Союз везли подержанные.
И вопреки расхожему мнению, ввозная пошлина с середины 70-х уже была достаточно символической, и заплатить ее не было проблемой, поэтому никакая специальная бумага на ввоз и освобождение от пошлины Высоцкому была не нужна. Однако прежде Владимиру Семеновичу нужно было автомобиль все-таки приобрести.

2716540
Бабек Серуш

И помог ему Бабек Серуш.
Загадочный друг Высоцкого, которого кто-то подозревал в связях с КГБ, кто-то говорил, что он продает за границей советское оружие. Сын иранского эмигранта-коммуниста, выросший в СССР, свободно перемещался по миру, занимался бизнесом и был очень близок к Высоцкому, а во время заграничных поездок, был рядом с ним постоянно: слушать

2716446
Грозный, 1-6 октября 1978 года. Фото В.Семавина

А в 1979-м Высоцкий, находясь в Германии, скажем так, приобрел у Бабека Серуша еще один «Мерседес», спортивный, золотисто-коричневого цвета: слушать

Хотя сам Бабек Серуш в интервью Валерию Перевозчикову утверждал, что этот «Мерседес» ему перегнали друзья Высоцкого после его смерти, а потом его забрала Марина Влади.

2716538
Бабек Серуш и Владимир Высоцкий. Канада, июль 1976 года. Фото Жиля Тальбо

Но так или иначе, оба «Мерседеса» Высоцкий разбил почти друг за другом в начале 1980 года.
А голубой пострадал в памятной аварии 1 января рядом с Первой градской больницей, когда Высоцкий ехал с дачи Эдуарда Володарского и вез Всеволода Абдулова и Валерия Янкловича.

О двух красивых автомобилях: слушать

2719414
Авторская машинопись песни «О двух автомобилях», подаренная в июне 1973 года Любомиру Левчеву

Эту песню Владимир Высоцкий исполнил в гостях у Валентина Савича в ноябре 1968 года.
А впоследствии она вошла в фильм Виктора Турова «Точка отсчета», где ее исполнила Марина Влади.

2716442
Москва, май 1979 года. Кадр документальной киносъемки телекомпании RAI (Италия)

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Михаила Горбачева и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александра Петракова, Валерия Басина и Александра Ковановского.


Москва, май 1979 года. Съемка телекомпании RAI (Италия). Фрагмент д/ф «Владимир Высоцкий. «Уйду я в это лето…»

Оба «Мерседеса» Владимира Высоцкого были отремонтированы уже после его кончины.
Один, видимо, забрал Бабек Серуш, другой, как говорят, был продан то ли в Грузию, то ли еще куда-то в теплые края. Дальше следы этих машин теряются.

2716430
Владимир Высоцкий за рулём автомобиля «Рено», 1974 год

Поэтому очень может быть, что красный французский транзитный номер 15 21 ТТ 75 – это единственное, что сохранилось от всех автомобилей Владимира Высоцкого.

2719416
Машинопись «Песни автомобилиста» с авторской правкой. Из сборника Александра Репникова

Песня автомобилиста: слушать

2716582
Владимир Высоцкий и Марина Влади в Париже, декабрь 1977 года. Фото Джианкарло Ботти

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи Кане и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Лариса Симакова, «Твои любимые игрушки» (автомобили Владимира Высоцкого);
– Валерий Перевозчиков, «Правда смертного часа».
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

2716944
Владимир Высоцкий после выступления. Которое оказалось последним.
Калининград (Московская область), ДК им. Ленина, 16 июля 1980 года. Фото Е.Попова

Бонус

Борец за идею: слушать (Москва, для В.А.Гусева, октябрь 1971 года)
Горизонт: слушать (Москва, РТИ АН СССР, декабрь 1971 года, 2-е выступление)
Чужая колея: слушать (Москва, МИНХ им. Плеханова, 14 декабря 1979 года)
Чужая колея: слушать (Париж, студия «Le Chant Du Monde», 1975 год)
О двух автомобилях (исп. Марина Влади): слушать (Москва, студия грамзаписи «Мелодия», 27 июня 1974 года)

2716428
Харьков, у Театра музыкальной комедии, 28 мая 1978 года. Фото Олега Кушакова

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире