10:28 , 01 апреля 2017

Высоцкий. Глава 55. «Черномор кота продает в мешке — слишком много кот разговаривал…»

2705326
Венгрия, июль 1974 года. Фото из архива Александра Стернина

Вон, как нож, блестит лососёночек,
Вон баран лежит сытым барином,
Хреном сдобренный поросёночек,
И Жар-птица тут в виде жареном!

Владимир Высоцкий (из черновиков)

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Песня Марьюшки: слушать

Отличная песня, просто прекрасная.
Когда говорят, что Высоцкий – это только хрипение и крик под однообразный ритм, то пускай послушают хотя бы вот эту «Песню Марьюшки». И хотя песня эта женская и хорошо известна в исполнении Марины Влади, но даже здесь Высоцкий неповторим.

Когда слышишь такие песни и узнаешь, что были они написаны для какого-то фильма, но в фильм не попали, то поневоле задаешься вопросом: как такое возможно?

2704550
Макеевка, ДК им. Кирова, 14 марта 1973 года. Фото Анатолия Иванова

О чем думали авторы, режиссеры и сценаристы?
Но авторы думали чаще всего о своем, и в их концепцию песни Высоцкого вписывались, к сожалению, не всегда.

2709172
Америка, 1976 год

«Песня Марьюшки» была написана для фильма «Иван да Марья», о котором мы начали рассказывать вам в прошлой Главе.
13 музыкальных номеров написал для этой детской киносказки Владимир Семенович, а вошли в окончательный вариант худо-бедно четыре, да и те не целиком. Что-то Высоцкий исполнял впоследствии на концертах, какие-то пленки просто ходили в народе, который, удивляясь качеству звука, не подозревал, что записи сделаны для кино на студии Горького.

2703352
Алма-Ата, ДК им. Ленина (для газеты «Вечерняя Алма-Ата»), октябрь 1973 года. Фото Вячеслава Каморского

Солдат и привидение: слушать

Этот вариант исполнения, как замечают исследователи творчества Высоцкого, изначально был более известен.
Потому что и запись очень качественная, и вариант этот, судя по всему, был у Высоцкого более доработанным. Однако, в той же рабочей записи прозвучал и еще один дубль:

Солдат и привидение (дубль 2): слушать

Но ни первый вариант песни про «Солдата и привидение», ни второй в картину «Иван да Марья» не попал.
Как не попали все варианты «Куплетов нечистой силы», которые вы уже слышали в прошлой Главе.

2705310
Черновой автограф песни «Торопись указ зачесть…»

Что говорить, если в процессе съемок, так сказать, за бортом оказалась и песня с титульным названием – «Иван да Марья».

Иван да Марья: слушать

2704624
Ленинградская область, у озера Лампушка, 1 июля 1972 года. Фото Галея Сиразетдинова

Понятно, что все это черновые наброски, что куплетов могло быть больше.
Из черновиков этих вещей как раз и видно, что их задумывалось действительно больше. И работая над песнями для детской сказки, Высоцкий раскрылся еще и как отличный лирический автор. Но, быть может, эта лирика не стыковалась с замыслом режиссера Бориса Рыцарева, планировавшего что-то былинно-удалое. И вот слушаешь Высоцкого, поющего про Привидений и Соловьев-Разбойников, а думаешь все равно о жизни. И какой-то недетский подтекст проступает в таком кино.

2704532
Алма-Ата, ДК им. Ленина (для газеты «Вечерняя Алма-Ата»), октябрь 1973 года. Фото Вячеслава Каморского

В общем, полного удовлетворения от работы над картиной «Иван да Марья» быть у Высоцкого не могло, хотя Рыцарев и вспоминал потом, что после съемок Высоцкий зла ни на кого не держал и привез ящик шампанского съемочной группе.


Свадебная

Но история этих песен с премьерой того фильма не закончилась.
В 1976 году на Одесской киностудии друг Высоцкого Георгий Юнгвальд-Хилькевич начал снимать другую сказку под названием «Туфли с золотыми пряжками». И предложил Высоцкому сделать для этой картины несколько музыкальных номеров. А Высоцкий не просто согласился, но и предложил сотрудничество своему товарищу по Театру на Таганке Леониду Филатову, которого он очень ценил не только как актера, но и как поэта.

2703360

Высоцкий и Филатов должны были вдвоем написать песни-сказки, и, по воспоминаниям самого Филатова, лично он старался вовсю.
Но в разгаре работы Леонид Филатов тяжело заболел. И между прочим, именно Высоцкий тогда пришел ему на помощь первым, хотя, как известно, очень близкой дружбы между ними не было. Высоцкий и больницу нашел хорошую, и докторов, и постоянно интересовался, как идет лечение. Но к фильму сделать вместе они уже ничего не успевали. Выход нашелся простой. Высоцкий предложил Юнгвальд-Хилькевичу взять в фильм «Туфли с золотыми пряжками» песни, которые не пригодились Борису Рыцареву для «Ивана да Марьи».

Выезд Соловья-разбойника: слушать


Выезд Соловья-разбойника

Песня Соловья-Разбойника и его дружков, впрочем, и здесь вошла не целиком.
Исполнялась она опять-таки не Высоцким, а актерами с экрана. Но при этом зачем-то еще и поменяли текст. И это объяснялось не какими-то соображениями сюжета или цензуры. Скажем, в песне про «Ярмарку» скороварный самовар у Высоцкого варит кофе, а в кино он варит пиво. В наше время, думаю, было бы ровно наоборот.

2704534
Алма-Ата, ДК им. Ленина (для газеты «Вечерняя Алма-Ата»), октябрь 1973 года. Фото Вячеслава Каморского

Причем, сегодня уже точно не установить, кто именно редактировал тексты и с какой целью.
Композитор Сергей Сапожников в беседе с известным исследователем творчества Высоцкого Марком Цыбульским рассказывал, что поскольку киношное начальство Высоцкого на дух не переносило, то чтобы утвердить его песни для картины, исполнять их перед худсоветом пришлось самому Сапожникову, не афишируя авторства. Утвердить-то утвердили, но взяли не всё и не целиком.

2705308
Черновой автограф песни «Эх! Полным полна казна….» — РГАЛИ, фонд 3004, опись 3, ед.хр.11. л.14

А мы послушаем песню, которая звучит в конце двухсерийного фильма «Туфли с золотыми пряжками».

Скоморохи на свадьбе: слушать

Интересно, что сам Высоцкий про этот фильм никогда и нигде публично не говорил.
Как будто и вовсе не было такой работы в его творческой биографии. С одной стороны это понятно, ведь поработать с Филатовым и написать полноценные новые песни Высоцкому не удалось. С другой стороны, сама картина получилась не ахти. Несмотря на то, что актеры в ней снимались отличные. Конечно, не такое созвездие, как в «Иван да Марье», но все-таки Юнгвальд-Хилькевич пригласил Льва Дурова, Игоря Дмитриева, Александра Хочинского, Наталью Горленко, короля эпизода Георгия Штиля.

2705306
Черновой автограф песни «Когда пуста казна…» — РГАЛИ, фонд 3004, опись 3, ед.хр 10, л.7 об.

Однако сюжет был очень затянутым, запутанным и надуманным.
Разбойники, переодевшиеся в заграничных сыщиков, Иванушка, спустивший все деньги по дороге на ярмарку, и влюбившийся там в царскую дочь, непосредственно туфли с золотыми пряжками, подаренные каким-то королем и хоромы барские из лыка, которые Иван сплел за одну ночь – таким было задание царя, если Иванушка хочет жениться на его дочери… Такое вот кино.

Ярмарка: слушать


Ярмарка

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Валерия и Владимира Басиных, Александра Петракова и Олега Васина.

2704554
Павловск, ДК, 17 октября 1974 года. Фото Натальи Петренко

Премьера фильма «Туфли с золотыми пряжками» состоялась 19 июля 1977 года.
В титрах картины указан автор четырех песен Илья Резник, упомянуты два танцевальных ансамбля и один инструментальный, два композитора и вообще все, кого только можно упомянуть. Не было в титрах только имени Владимира Высоцкого. А припев песни про «Ярмарку» тоже переделали. Вместо «тагарга-матагарга» актер поет с экрана «татарга-мататарга». Наверное, какой-то редактор проделал большую работу, прежде чем придумал такое столь существенное поэтическое улучшение авторского текста. Быть может, и в титры попал.

2704552
Москва, издательство «Планета», октябрь 1974 года. Фото Виктора Грицюка

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– статьи Марка Цыбульского «Иван да Марья» и «Туфли с золотыми пряжками».
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

Бонус

Попурри из песен-сказок: слушать (Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров, лето 1976 года, 2-е выступление, 12 часов; монтаж)
Выезд Соловья-разбойника: слушать (Париж, у Михаила Шемякина, 1976 год)
Ярмарка: слушать (Париж, у Михаила Шемякина, 1976 год)
Песня Марьи (с Людмилой Зыкиной): слушать (Белград, на даче В.Степакова, 23 августа 1974 года)
Марьюшка (исполняет Марина Влади): слушать (Москва, студия грамзаписи «Мелодия», 27 июня 1974 года)

2708470
Орджоникидзе, 10 октября 1978 года. Фото Евгения Моисеенко

Кто разгонит, побьёт шайку-лейку,
Кто на подвиги ратны горазд,
Царь тому дорогую шубейку
Абсолютно задаром отдаст!

Владимир Высоцкий (из черновиков)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.
В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире