10:00 , 18 февраля 2017

Высоцкий. Глава 50. «А на вторые сутки на след напали суки…»

2683980
Москва, ГНИИ ХТЭОС, 29 марта 1972 года. Фото Юрия Федотова

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

У тех, кому место Высоцкого в нашей истории досадно, претензий к нему накопилось немало.
Что он пьяница и наркоман – как будто сами они активные члены общества трезвости в стране, где трезвость – норма жизни. Что он плохо играет на гитаре, как будто сам Высоцкий считал себя гитаристом-виртуозом. Что он еврей и агент КГБ – что вообще довольно глупо. Ну и конечно, никак не могут Владимиру Семеновичу простить его «блатных» песен, хотя за них ему стыдиться нечего, и сам он никогда от них не отрекался.

2684454
Нью-Йорк, Queen’s College, 19 января 1979 года. Фото Игоря Высоцкого

2684472
Фрагмент письма Людмиле Абрамовой

Попурри: слушать

Это фрагмент выступления Владимира Высоцкого в Торонто, 12 апреля 1979 года.

2683916
Торонто, Ambassador’s Club, 12 апреля 1979 года

2684468
Беловой автограф песни «Большой Каретный», РГАЛИ 3004-01 016-01

И в этом залихватском попурри нам есть на что обратить внимание. Например, фрагмент песни «Красное, зеленое…», которую сам Высоцкий называл, между прочим, своей второй песней.

2684470
Черновой автограф песни «Красное, зелёное…» (Из книги «Я был душой дурного общества», СПб, 2012 изд. «Амфора»)

Или песня «Все позади – и КПЗ, и суд» – вроде бы ничем особенным не примечательная.
Но есть там строки «Мать моя давай рыдать, давай думать и гадать…» – и исследователи-лингвисты обращают наше внимание на то, что во всех условно блатных песнях Высоцкого это единственное упоминание о матери вора, матери «блатного». А в блатных песнях образ матери является наиважнейшим! Хотя вся роль матери в подобных произведениях действительно сводится, как правило, к тому, чтобы «рыдать».


Зеленоград, 23 апреля 1978 года. Интервью В.Высоцкого В.Бруку. Съёмка Петра Солдатенкова

А в июле того же 1979 года Высоцкий был в Риме и в эфире итальянского радио вспоминал те годы, когда начинал писать песни и начинал именно с блатных стилизаций: слушать

2683928
Рим, июль 1979 года

«У тебя глаза, как нож…»: слушать

Образ коварной подруги – тоже непременный атрибут настоящей блатной песни, но обратите внимание, с какой, можно даже сказать, самоиронией поет эту песню Высоцкий.
А запись, которую вы сейчас слышали, он сделал у Константина Мустафиди в 1973 году.

2684902
Москва, МВТУ им.Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Александра Путяты

И здесь вот что важно отметить.
У Мустафиди Владимир Семенович записал около двух десятков своих старых песен условного «блатного цикла» и пел их по-особому – по той простой причине, что в тот момент уже практически не исполнял их публично. Они ушли из его постоянного репертуара. И эта запись была редкой возможностью вспомнить свою творческую молодость.

2685094
Фрагмент чернового автографа песни «Говорят, арестован добрый парень…»

«Говорят, арестован добрый парень за три слова…»: слушать

2683978
Владимир Высоцкий на квартире Л.Лужиной и А.Чердынина. Москва, осень 1968 года. Фото Валерия Кузина

С начала 60-х изменился и сам Высоцкий, и, во многом, его взгляды на жизнь и творчество – и манера исполнения совершенно очевидно тоже стала другой.
В октябре 1963 года в Москве, во ВГИКе Высоцкий исполнял знаменитую песню «Я был душой дурного общества». Песню, которая ушла в народ, и хорошо известна история, например, как в беседе с Иосифом Бродским Анна Ахматова цитировала строки:
И я могу сказать тебе:
Мою фамилью-имя-отчество
Прекрасно знали в КГБ.

2684950
Иосиф Бродский и Анна Ахматова

«Я был душой дурного общества…»: слушать

2684450
Томск, 29 декабря 1964 года. Фото В.Шеметова

Пройдет 13 лет – и послушайте, как изменилась интонация Высоцкого, как изменилась манера исполнения – и даже голос как будто стал другим.

Бодайбо: слушать

2683918
Париж, в мастерской Михаила Шемякина, 4 мая 1976 года

Настолько резче, динамичнее поет Высоцкий в этой записи, сделанной у Михаила Шемякина в Париже, в 1976 году.

2685064
Париж, в мастерской Михаила Шемякина, август 1978 года. Фото Пьера-Бернара Донадье

Ну, а в июле 1979-го, в студии итальянского радио в Риме Владимир Семенович будет говорить о влиянии ранних песен на все свое последующее творчество: слушать

2684466

2684462
Фрагмент письма Людмиле Абрамовой

«Весна еще в начале…»: слушать

Это запись, сделанная у Александра Митты в 1969 году.

2684452
Выезжий Лог, на съёмках фильма «Хозяин тайги», август 1968 года

А я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных и Олега Васина.

2685090
Фрагмент машинописи песни «Рыжая шалава». Правка внесена Евгением Поповым со слов Владимира Высоцкого. Первый экземпляр из сборника «Метрополь». РГАЛИ, фонд 135, оп.4 ед. хр. 30, л. 146

До сих пор идут споры, какие песни относить у Высоцкого к блатным, а какие не стоит, что вообще считать блатной песней и какой должен быть процент в такой песне воровской «фени» и элементов криминальной романтики.

2684458
Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 года. Фото Вячеслава Тарасенко

Но так или иначе, в последние 15 лет жизни Высоцкий писал уже другие песни, с другими сюжетами и героями.
Однако поэтические, образные корни этих песен все равно были в раннем его творчестве.

2685092
Фрагмент чернового автографа песни «Катерина, Катя, Катерина…»

А условный цикл блатных, «уличных» песен Высоцкий фактически закончил уже к 1965 году.
И песня, которую вы сейчас услышите, была как раз в числе последних.

«Катерина, Катя, Катерина…»: слушать

2684910
Москва, после выступления в МВТУ им.Баумана, 26 марта 1979 года. Фото Николая Демчука

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
— Наум Шафер, «О так называемых «блатных песнях» Владимира Высоцкого»;
— Игорь Ефимов, Константин Клинков, «В.Высоцкий и блатная песня»;
— Владимир Новиков, «Высоцкий (Первая четверть пути: блатные песни)».
Копии автографов предоставлены Юрием Гуровым и Сергеем Жильцовым.

2684456
24 апреля 1979 года

Бонус

(авторство песен — народное)

«Шнырит урка в ширме у майданщика…»: слушать (неизвестная запись, 1963 год)
«Может, для веселья, для острастки…»: слушать (из архива Семёна Высоцкого, 1963 год)
«Летит паровоз по долинам, по взгорьям…»: слушать (из архива Семёна Высоцкого, 1963 год)
«Стою я раз на стреме…»: слушать (из архива Семёна Высоцкого, 1963 год)
«Цыганка с картами, дорога дальняя…»: слушать (Ленинград, у Михаила Крыжановского, 19 июня 1968 года)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В.С. Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире