10:00 , 11 февраля 2017

Высоцкий. Глава 49. «Последний жулик»

2681044
Ленинград, 1966 год. Фото Михаила Смирина

Прошлое пусть останется только здесь, в Музее древностей.
Люди постепенно привыкают к чудесам.
Время наступает такое, что каждому — по потребности…
А у меня потребность — все вернуть по адресам.

(Владимир Высоцкий, 1966 год)

2681090
Фрагмент чернового автографа стихотворения «Прошлое пусть останется только здесь…» (для к/ф «Последний жулик», июнь 1966 года)

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Фильм «Последний жулик» не был выдающейся кинокартиной.
Высоцкий не появляется в этом фильме на экране и даже не поет за кадром. Но все-таки в биографию Владимира Семеновича эта лента вошла особым образом, потому что после выхода «Последнего жулика» на экраны появилась пластинка. Первая пластинка, на которой звучит песня Высоцкого.

2680466 2680344

2680468 2680470

Сюжет «Последнего жулика» в прямом смысле фантастический.
Фактически мы видим, что наступил коммунизм. Закрывается последняя тюрьма, и из последней тюрьмы выходит последний жулик. Зовут последнего жулика Петя Дачников. Из тюрьмы он выходит с намерением взяться за старое, но оказывается в мире всеобщего благоденствия, где у всех всё есть, деньги – это бумага, а воровать нет совершенно никакого смысла.

2679094
Москва, во дворе дома на Таганке, 1966 год. Фото Анатолия Гаранина

Этот фильм – комедийный мюзикл, говорят артисты мало, зато постоянно поют, танцуют, паясничают и радуют пластикой.

2679090
Ленинград, кафе «Молекула» Института высокомолекулярных соединений АН СССР, 20 апреля 1965 года

Снимал «Последнего жулика» на Рижской киностудии молодой режиссер Ян Эбнер в содружестве с Вадимом Массом.

2680360

И вот для этого фильма Владимира Высоцкого и попросили написать песни.
Точнее, тексты песен, потому что всю музыку писал уже Микаэл Таривердиев. И пел в картине тоже не Высоцкий: слушать

Это голос Николая Губенко, который в фильме играл главную роль.


О вкусах не спорят (исп. Н.Губенко, фрагмент фильма)

Кстати, это вообще была первая большая роль Губенко в кинематографе. И, если верить воспоминаниям очевидцев, именно Губенко привез Таривердиеву тексты Высоцкого, будучи от них в полном восторге.

2679092
Владимир Высоцкий и Николай Губенко на репетиции спектакля «Пугачёв», сентябрь 1967 года

Но привлечь к работе Высоцкого было идеей именно Таривердиева.
Он видел его на Таганке, слышал его песни, и Высоцкий был ему очень интересен. Впрочем, как вспоминал актер Игорь Класс, работать с текстами Высоцкого Таривердиеву было не так-то просто. Но он «бурчал-бурчал», однако в итоге все равно получалось хорошо.

2680386
Микаэл Таривердиев

И сам Высоцкий для собственных стихов другого мотива сочинять не стал.

О вкусах не спорят: слушать

Это запись 22 апреля 1967 года, сделанная в Ленинграде во время выступления в учреждении с прекрасным советским названием Специальное конструкторское бюро аналитического приборостроения Академии Наук СССР.

2680534
«Вот трость, канотье — я из нэпа, похоже?..»

И между прочим, эта песня в картину вошла именно с тем вариантом текста, который написал Высоцкий. В других же песнях отдельные строфы выбрасывались.

2679096
Ленинград, ЛОМО, май 1967 года. Фото А.Барановского

Есть несколько версий, где эти песни были собственно написаны.
В статье об этом фильме Марка Цыбульского, известного исследователя жизни и творчества Владимира Высоцкого, три разных человека выдвигают три разные версии. Таривердиев вспоминал, что Володя вырвался к ним на пару дней на съемки в Сочи, где они и поработали над всем музыкальным материалом. Игорь Класс утверждал, что поскольку большая часть картины снималась вообще в Киеве, то именно там Таривердиев и положил тексты Высоцкого на свои мелодии. А режиссер Михаил Калик, участвовавший в работе над фильмом, вспоминал, что Высоцкий и Таривердиев работали в Москве, причем работали в полном восторге от процесса совместного творчества.

2681010
Владимир Высоцкий, Татьяна Лукьянова, Таисия Додина, Олег Колокольников, Николай Губенко. Ленинград, 16 апреля 1965 года. Фото Готлиба Ронинсона

Но так или иначе, песни были написаны и даже прозвучали с экрана, что, как мы знаем, бывало у Высоцкого, увы, далеко не всегда.

Эта песня (слушать), к слову, завершает картину, в которой незадачливый, плутоватый бывший жулик Петя Дачников встречает свою любовь в лице девушки Кати, которую играет Светлана Савёлова.

В 1967 году фирма «Мелодия» выпустила миньон с музыкой Микаэла Таривердиева из фильма «Последний жулик».

2679074 2679076
Миньон фирмы «Мелодия» с музыкой М.Таривердиева к к/ф «Последний жулик», 1967 год

И песня про жизнь, которая прекрасна и удивительна, вошла на эту небольшую пластинку.
Так, пускай и в чужом исполнении, но песня Высоцкого была впервые издана в Советском Союзе.

2681088
Фрагмент чернового автографа песни «Вот что, жизнь прекрасна, товарищи…»

Версия, которую исполнял в «Последнем жулике» Николай Губенко, отличается от авторского исполнения Высоцкого.


«Вот что: в жизни много прекрасного…» (исп. Н.Губенко, фрагмент фильма)

И для сравнения послушайте запись, сделанную Юрием Маниным в ноябре 1966 года – как раз тогда картина и вышла в прокат.

«Вот что: жизнь прекрасна, товарищи…»: слушать

Труд нас
Должен облагораживать
***
Это самое-самое главное.
Правда вот,
В фильме этого не было
***

2681012
«Жизнь прекрасна, товарищи…»

Текст, согласитесь, немного странный для фильма о победившем коммунизме.
Да и вообще коммунизм на экране выглядел странновато. Петя Дачников на свободе чувствует себе как-то неуютно. Люди при коммунизме все какие-то одинаковые, ходят неизменно группами и делают все однообразно, и все вокруг какое-то типовое.

2680358
Николай Губенко в фильме «Последний жулик»

Впрочем, нельзя сказать, что авторы подразумевали что-то сильно крамольное.
«Последний жулик» появился почти одновременно со знаменитыми экранизациями Леонида Гайдая — картинами «Кавказская пленница» и «Операция «ы» и другие приключения Шурика» и жанр плутовской эксцентричной комедии на социальную тему стал популярным. И расходился с плакатным стилем соцреализма. Так что скорее по художественным, чем по идеологическим причинам создатели столкнулись с массой проблем.

Хотя идеология тоже повлияла на судьбу картины – уже после ее выхода в прокат.
Один из ее создателей Михаил Калик стал активным правозащитником и выступал за репатриацию евреев в Израиль. В таких случаях произведения могли на десятилетия ложиться на полку.

2680532
Москва, ЦНИИС, 26 октября 1966 года

Но это было все-таки позже, а прежде, как вспоминал Микаэл Таривердиев и другие очевидцы, фильм многократно переделывали, перемонтировали, что-то постоянно меняли, и в итоге всё вышло не так, как задумывалось, и кино получилось – далеко не шедевр.

Вся эта чехарда привела к тому, что сохранилось два окончательных варианта «Последнего жулика».
И в одном варианте звучит песня – обращение к зрителям. К сожалению, сам Высоцкий исполнил ее всего однажды, в ноябре 1966 у Юрия Манина.

«Здравствуйте, наши добрые зрители…»: слушать

2681092
Фрагмент чернового автографа песни «Здравствуйте! Наши добрые зрители…»

Но в более распространенной версии фильма этой песни просто нет, зато Николай Губенко поет знаменитую «Речечку».
Которую пели в свое время и Высоцкий, и Окуджава, и Галич, и много кто еще. Любопытно, что существует даже запись, на которой Высоцкий и Губенко исполняют эту песню вместе: слушать


«Речечка» (исп. Н.Губенко, В.Высоцкий, ст. и муз. нар.)

Это было в 1967 году, когда «Польская кинохроника» снимала советских актеров в квартире Светланы Светличной и Владимира Ивашова.
И эта уникальная запись была обнаружена только через 40 лет Марленой Зимной – выдающейся польской собирательницей и хранительницей творчества Высоцкого. Марлена нашла десятки неизвестных прежде уникальнейших кинокадров и фотографий, и та документальная съемка 1967 года была в их числе.

2681016
1966 год

Ну, а в Латвийском национальном архиве уже в наши дни был найден любопытный документ – лицевой счет.
По которому Владимиру Высоцкому выплатили гонорар за написание песен к фильму «Последний Жулик». С учетом льготы, как отцу двух малолетних детей, Высоцкому причиталось 500 рублей.

Но что примечательно, заплатили ему за создание четырех песен.
И действительно – была еще одна песня, совсем короткая, которая была написана для этой картины, но ни в один из ее вариантов не попала.

«Здесь сидел ты, Валет…»: слушать

2681094
Фрагмент чернового автографа песни «Здесь сидел ты, Валет…»

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Павла Евдокимова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Валерия и Владимира Басиных и Александра Ковановского.

2679098
Москва, Институт русского языка и литературы, 4 ноября 1965 года

А в том самом «лицевом счете», который обнаружили в Латвийском архиве, есть одно любопытное примечание.

2679088
«Профессия – поэт». Лицевой счет Владимира Высоцкого с начислением 500 рублей за четыре песни для кинофильма «Последний жулик». 6 декабря 1965 года

В качестве профессии Высоцкого указано – «поэт».
Возможно, это первый и единственный советский документ, где Высоцкий официально был назван поэтом.

2681014
Фото из удостоверения артиста Театра на Таганке. Выдано 20 апреля 1966 года

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– статья Марка Цыбульского «Последний жулик»;
– книга Виктора Бакина «Владимир Высоцкий без мифов и легенд».
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

Бонус

«Вот что: жизнь прекрасна, товарищи…» (б/начала): слушать (рабочая запись к к/ф «Последний жулик», 1966 год)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире