10:00 , 10 декабря 2016

Высоцкий. Глава 40. И все-таки она вертится!

2635756
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год. Фото Юрия Белинского

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

К моменту, когда Владимир Высоцкий сыграл эту роль, он давно не был новичком на сцене.
А в Театре на Таганке за его плечами уже был летчик Янг Сун в «Добром человеке из Сезуана». Но именно после спектакля «Жизнь Галилея» можно было уверенно сказать, что Высоцкий стал настоящим драматическим актером.

2636272
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год

«Жизнь Галилея» – это второй спектакль по произведениям Бертольда Брехта, поставленный Юрием Любимовым на Таганке – как раз после «Доброго человека из Сезуана».

2636242
Программка спектакля «Жизнь Галилея»

И хотя пресса и критика были в целом доброжелательны, вся мощь постановки стала понятна далеко не сразу. Брехт и брехтовская стилистика еще казались неожиданными и необычными на фоне классической, мхатовской, театральной манеры.

2636280
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год

Галилей-Высоцкий в первой же сцене стоит на голове, а потом голый по пояс обливается водой – конечно, это было непривычно.
Юрий Любимов и сам был великим новатором, и его новаторство умножалось на новаторство Брехта, суммируясь с талантами выдающейся актерской плеяды Таганки, в которую входил и Владимир Высоцкий. Для которого роль Галилея стала почти сюрпризом. Фрагмент выступления на Таллинском телевидении, 18 мая 1972 года: слушать


Владимир Высоцкий о спектакле «Жизнь Галилея». Съёмка ТВ Таллина, 18 мая 1972 года

«Жизнь Галилея» – это в полном смысле эпический театр.
Любимов использует музыку Шостаковича, на сцене, как в греческих трагедиях – хор. Даже два хора. Один хор – детский, и поющие дети олицетворяют добро и чистоту, а другой хор – хор монахов, или как их называл сам Любимов, «долдонов».

2635754
Владимир Высоцкий и Дальвин Щербаков в спектакле «Жизнь Галилея», 1976 год. Фото Анатолия Гаранина

За этих «долдонов» ему еще пришлось объясняться с партийно-художественными инстанциями, которые утверждали спектакль и постоянно требовали что-то переделать.
Потому что все время обнаруживали в истории Галилея более чем прозрачные намеки на современность.

2634462
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год

Например, нужно было изменить фразу «В этом мире все в порядке – ничего не происходит».
И тогда Любимов ее переделал. «Солнце всходит и заходит – очень много происходит».

«Юрий Петрович, вы нас совсем идиотами считаете или частично?» – спрашивали цензоры, потому что все прекрасно понимали.

2634526
Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года

Пьесу перевел историк-германист и известный диссидент Лев Копелев, со сцены звучат стихи Наума Коржавина и Давида Самойлова, который и сам переводил Брехта.
Звучали строки Евгения Евтушенко и Самуила Маршака. Те, кому посчастливилось все это видеть и понять суть замысла, были поражены мощью постановки и, разумеется, мощью исполнения роли Галилея Высоцким.

2636274
Владимир Высоцкий и Елена Корнилова в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год. Фото Юрия Зенковича

Беда в том, что до наших дней практически не сохранилось кинокадров, запечатлевших игру Высоцкого-актера, каким он был именно на сцене.
Юрий Любимов не очень приветствовал съемки своих спектаклей. Да и вообще в те годы полуподпольную Таганку снимали очень мало, а сохранились вообще крохи: слушать


Москва, Театр на Таганке, 1975 год. Сцена из спектакля «Жизнь Галилея» (участвуют В.Высоцкий, В.Золотухин, В.Погорельцев, И.Ульянова, Л.Филатов, Д.Щербаков). Съёмка телекомпании «WDR», ФРГ.

Фрагмент, который вы слышали, был записан в декабре 1975 года для Фрица Пляйтгена, московского корреспондента одной из телекомпаний ФРГ.
Высоцкий с товарищами по театру специально разыграли несколько сцен для телевизионщиков, и небольшую часть этой съёмки 1 февраля 1976 года увидели телезрители. Но – это были западногерманские зрители программы «Weltspiegel»: слушать

2634522
Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года

Высоцкого не только хвалили.
Критиковали тоже. За то, что его напор подчас заслоняет глубину образа, за то, что сам образ получается в чем-то одномерным.

2636244
Программка спектакля «Жизнь Галилея»

Да, в «Жизни Галилея», в момент премьеры в 1966 году, Высоцкий еще не поднялся до того уровня, которого достигнет в более поздних спектаклях, и конечно же, в «Гамлете». Но Владимир Семенович сделал к этому огромный шаг, и силу его игры, страсть, которая была видна всем и в его песнях, в этом спектакле не заметить было невозможно.

2634518
Владимир Высоцкий (Галилей) и Агария Власова (Сарти) в спектакле «Жизнь Галилея», 1967 год. Фото Александра Гладштейна

А кульминация – это, безусловно, двойной финал.
Первый вариант, в котором Галилей предстает сломленным жизнью стариком, был написан Брехтом, как уже было сказано самим Высоцким, еще до войны, а второй – вскоре после нее, и уже после атомных бомбардировок Японии.

2634524
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея», 1966 год. Фото Юрия Зенковича

И Любимов берется за эту постановку, понимая, что в середине 60-х она особенно важна.
Вовсю шло противостояние политических систем, ядерные испытания, мир пережил Карибский кризис, уже случилось первое столкновения академика Сахарова с властью после испытаний мощнейшей водородной бомбы.

2634464
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея». Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года

Любимов говорил, что клятва ученых нужна так же, как клятва Гиппократа, и спектакль Таганки – он о такой вот присяге ученого. Но не только об этом.

Монолог Галилея («Нет, дорогой мой Сарти…»): слушать

2634530
Галилей — Владимир Высоцкий

Юрий Любимов потому и выбрал Высоцкого на роль Галилея, что почувствовал в нем главное, что необходимо для этой роли.
То, что было в Высоцком, исполняющим свои песни. О чем бы они ни были – Высоцкий всегда пел о человеке. И драма Галилея – это драма человека, который пошел на компромисс. Он спас свою жизнь, но предал свои идеалы. Предал учеников и разочаровался в жизни.


Владимир Высоцкий. Монолог Галилея. Съёмка ТВ Таллина, 18 мая 1972 года

2637050
«Театрально-концертная Москва». Конец 60-х

Два с половиной часа спектакля – это драма гениального ученого, но при этом обычного человека, пусть и выдающегося, но слабого.
Эта история о том, как трудно человеку противостоять системе – злобной, невежественной и беспощадной.

2634460
«Жизнь Галилея». Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года

Высоцкий доносит эти мысли с абсолютной ясностью и только ему присущим напором.
И те, кто сидел в зале, понимали, что это не только драма Галилея. И цензоры спектакля понимали, что он, может быть, даже вовсе не про Галилея. Который выносит самому себе приговор во втором финале.

2636278
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год

Какой была бы наука, если бы ученые были бесстрашны? Какими были бы люди, если бы не боялись угнетающей их власти? Каким было бы все человечество, если бы невежество не стояло на пути прогресса? слушать

2634466
Владимир Высоцкий в спектакле «Жизнь Галилея». Фото Ольги Ширяевой, 16 сентября 1967 года

Это был еще один фрагмент записи Таллинского телевидения.
Записи, которая сама по себе уникальна. Это была первая телевизионная съемка Владимира Высоцкого в СССР. Сделанная и показанная по местному, эстонскому телевидению. Только в 1972 году Высоцкий впервые удостоился такой «чести». И говорил он в этой передаче практически только о театре и прочел все три главных своих монолога – Гамлета, Галилея и Хлопуши.

2635770
Сцена из спектакля «Жизнь Галилея»

Я благодарю с помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Олега Васина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Валерия Басина и Александра Ковановского.

2636276
«Жизнь Галилея». Фото Галины Дроздецкой, 1968 год

Спектакль «Жизнь Галилея» шел на сцене Таганки десять лет, вплоть до 1976 года и был одной из самых выдающихся постановок в истории отечественного театра.

2636544

2634510
Афиша 100-го спектакля «Жизнь Галилея»

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи и Михаила Кане и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.

Бонус

Монолог Галилея: слушать (запись из зала, 5 июня 1970 года)
«Господь сказал: «Да будет свет!..»» (из сп. «Жизнь Галилея»): слушать (запись из радиорубки, 1970-е годы)
Монолог Галилея: слушать (запись из радиорубки, 1970-е годы)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.

Комментарии

38

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

10 декабря 2016 | 10:16

Спасибо авторам.
Раньше только слушал Высоцкого на м/ф пленках. Как киноартиста видел на экране. Часто. Судьба ролями в кино его не обделила.
Как театрального актера ни разу не видел. Таганка была в 70-х недоступна, в той мере, как недоступна была колбаса. Т.е. она есть, но надо знать, где ее дают и успеть встать в очередь.


serge_moro 10 декабря 2016 | 10:25

patriot1980: Высоцкий был сильным мужчиной Он мог легко становиться на гoлову , делать уголок . Я уже не говорю отжаться много десятков раз от пола и подтянуться на турнике. Он был в конце60-х и в начале семидесятых в отличной физической форме.
Как в одном человеке было столько разных граней ??!! Певец,поэт, актер и просто порядочный сильный человек-все Высоцкий


i2p_3 10 декабря 2016 | 10:47

serge_moro:
порядочный ,говоришь?
а как же брошенная жена ,Л.Абрамова с двумя малолетними их сыновьями ?


serge_moro 10 декабря 2016 | 11:06

i2p_3: Высоцкий не был создан для семьи. Семья это не для него. Он был очень влюбчив , но не семейный человек


(комментарий скрыт)

moskalmoskal 10 декабря 2016 | 18:27

nata_lia: Похоже для Вас он святее всех святых( без иронии)


dzinselub 10 декабря 2016 | 11:31

Давно пора забыть об этом алкоголике-наркомане.


irdo 10 декабря 2016 | 17:44

dzinselub:
Давно пора забыть об этом алкоголике-наркомане.
===============
Забывайте забывших вас
И стирайте из памяти прочно
Телефон, адрес, цвет их глаз.
Пусть сейчас вам и больно очень,

Но со временем зарастет
Даже самая сильная рана —
Перемелется, заживет,
Лишь оставив на сердце шрамы.

Забывайте навеки тех,
Кто не ценит понятие «дружба»
Не разделит кто ваш успех,
И руки не подаст, когда нужно.

Отпускайте таких людей,
Пусть своею идут дорогой.
Жизнь подарит вам новых друзей
Настоящих /а их не много!/

Забывайте предавших вас,
Ваша жизнь без них станет лучше —
И не в пять, а в десятки раз.
Пусть сегодня обида душит,

Льются слезы из ваших глаз,
Ноет сердце от этой потери,
Забывайте предавших вас,
Закрывайте за ними двери!

ВСВ


nadegda77 10 декабря 2016 | 12:16

Спасибо, Антон, каждую субботу узнаю чуточку больше о любимом артисте, спасибо


mazurov400 10 декабря 2016 | 12:34

nadegda77: трижды ходил на этот спектакль. Это незабываемо! Увидев живого Высоцкого, можно считать себя счастливым.


marfa_1953 27 декабря 2016 | 14:32

mazurov400: трижды ходил на этот сректакль
________________________________________
Я один раз. И тоже считаю себя счастливой, увидев живого Высоцкого на сцене. Второй раз - уже при прощании на сцене всё той же Таганки.
ps Пропустила этот выпуск блога Ореха, поэтому пишу с опозданием. С наступающим НГ!


don_ballon 10 декабря 2016 | 12:29

Символично. что масштаб личности Высоцкого хорошо понимали в самом маленьком и относительно свободном бараке совейского лагеря и даже проявляли определённую смелость. снимая его для ТВ.
Символично. что сейчас именно Эстония, первопроходец по европейскому пути развития. достигла наибольшего на этом пути.
Эстония-Туркмения, между ними весь спектр...


(комментарий скрыт)

kunst54 10 декабря 2016 | 13:12

Не удалось посмотреть этот спектакль. Ужасно жаль. Трижды у меня оказывались билеты на него, добытые с большим трудом, трижды! И каждый раз - вот невезение - спектакль отменяли из-за болезни Владимира Высоцкого... Каждый раз вместо "Жизни Галилея" показывали тогда "Десять дней, которые потрясли мир"... Сейчас разглядываю на сайте программки и прекрасные фотографии, и досадую... А Антон Орех - как всегда молодец, очень интересно и с любовью рассказал о Высоцком в этом спектакле.


(комментарий скрыт)

ivan_vatnik 10 декабря 2016 | 17:13

Пора Ореху заканчивать пиариться на Высоцком. Общеизвестные факты выдает за откровения.


irdo 10 декабря 2016 | 17:48

ivan_vatnik:
Пора Ореху заканчивать пиариться ..
================
Что ни слух — так оплеуха!
Что ни мысли — грязные.
Жисть-жистяночка, житуха!
Житие прекрасное!
ВСВ


ivan_vatnik 10 декабря 2016 | 21:44

irdo: irdo: Рад что Вас интересуют даже наброски Высоцкого. Каким собранием сочинений пользуетесь?.


shkolniza 10 декабря 2016 | 23:12

irdo: Вы напрасно. Не для всех всё, что здесь излагается,
"общеизвестно".:) Я так благодарна автору цикла за старания, чесслово.:) Хотя и с Вашей характеристикой его тоже соглашусь.:)


(комментарий скрыт)

ivan_vatnik 10 декабря 2016 | 21:42

nata_lia: Репутация у Ореха как у человека, экспертно не разбирающегося ни в одном вопросе, но пишущего обо всем - от политики до литературы. Все видео и аудио-записи В.С.Высоцкого, которые здесь выложены, любителям и исследователям жизни и творчества Владимира Семеновича хорошо известны. Ни одного нового факта из биографии Высоцкого ни в одной передаче Ореха не приведено.


(комментарий скрыт)

ivan_vatnik 10 декабря 2016 | 22:16

nata_lia: Высоцкий и так в сердцах тех, кто его любил и любит. ребята из "ракурса", которые дают Ореху материал, действительно, много сделали для сохранения его творческого наследия. Другой вопрос, что адекватно издать все это не представляется возможным из-за финансовых соображений.


(комментарий скрыт)

vrazhina 11 декабря 2016 | 20:29

nata_lia: СПАСИБО Вам за Ваши комментарии! Всё в яблочко!


(комментарий скрыт)

sovex74 21 декабря 2016 | 09:58

ivan_vatnik: = Известный российский эксперт творчества Владимира Высоцкого. Сейчас временно находится на содержании кремлевского повара.


ivan_vatnik 23 декабря 2016 | 23:23

sovex74: Желаете сравнить наши фонотеки?


navy 10 декабря 2016 | 20:18

333 раза спасибо, Орех!


(комментарий скрыт)

shkolniza 10 декабря 2016 | 23:10

nata_lia: :) Хотела изложить свою версию да вспомнила, как Вы меня
окоротили - не надо мне открывать глаза на Высоцкого, - и ухожу молча.:))


(комментарий скрыт)

shkolniza 10 декабря 2016 | 23:35

nata_lia: Во-первых, я не философ, никогда им не была и уже не стану.:) А во-вторых, перечитала Ваш комментарий и ремарку снимаю.:) Несмотря на то,
что Любимов появился в жизни Высоцкого, когда тому было лет 25, однако всё, что Вы перечислили, конечно. в нём было, укреплялось и развивалось...


(комментарий скрыт)

andrey2710 10 декабря 2016 | 21:54

Кто бы что не говорил, Я вырос на Высоцком (даже не знал как по отчеству)
Мне очень запомнилась ( и считаю- до сих пор актуальна)
Дорогу-живо, или в гроб ложись
Даааа, выбор не богатый перед нами,
Нас обрекли на "правильную" жизнь
И приковали к ней .для верности, цепями
Неужто Мы надеемся на что то???
А может быть нам цепь не по зубам???
Зачем стучишься в райские ворота,
Костяшками, по кованым скобам?
Нам предложили выход из войны,
Но вот какую заломили цену,
Мы к этой жизни приговорены
Через вину,через позор,через измену!
Но стоит ли и жизнь такой цены?
Дорога не окончена -спокойно!
И в стороне от той Большой войны
Еще возможно умереть достойно,
И рано нас равнять с болотной слизью,
Мы гнезд себе на гнили не совьем
Мы не умрем мучительною жизнью,
Мы лучше верной смертью оживем.
И в этих строчках, для меня, душа ЧЕЛОВЕКА (Владимира Семеновича)


mihail 10 декабря 2016 | 22:33

Децствительно, это был потрясающий спектакль. После него просто ходил бесцельно по улицам, просто так, и никакие высокие мысли - помню абсолютно точно - даже не пытались возникнуть. Таких случаев было чрезвычайно мало, при том, что прекрасных спектаклей видел предостаточно. Думаю, что во многом так получилось благодаря Высоцкому. До сих пор вспоминается двуслойный финал, прекрасно придуманный Любимовым. Дело в том, что Брехт дал два варианта финала : в одном перед зрителем представал сломленный Галилей, в другом - непримиримый борей за истину. Режиссёр.... соединил несоединимое, дал оба варианта диалога Галилея с пришедшим к нему учеником. Первый - при обычном освещении, второй - как глубинное и невысказанное - при освещении кроваво-красном. Эффект был потрясающий. Впрочем, весь спектакль шёл на высоком накале нервного напряжения Высоцкого. Небольшой зал старой Таганки... незабываемо.


(комментарий скрыт)

vrazhina 11 декабря 2016 | 20:31

Спасибо, Антон Орехъ!


houdini 13 декабря 2016 | 13:49

Могу быть неправ. Но я его с детства впитывал (самому 50 уже). Очень люблю его музыкальное творчество. Но вот как актёра почему-то не воспринимаю :( Он одинаков во всех ролях :( Повторю - это моё оценочное суждение.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире