10:00 , 03 декабря 2016

Высоцкий. Глава 39. «Эх, сменить бы пешки на рюмашки!..»

Я авангардист по самой сути:
Наступать и только наступать!
Мне плевать на глупый ход в дебюте,
На потерю качества — плевать!

Вспышки, микрофон — и все им мало!
Растерялся я лишь на момент…
Пресса после правильно писала:
«Это было бурное начало!»
Первой жертвой стал корреспондент.

И, разбив всю оптику задире,
Я сказал:"Ну, с Богом!" — и партнер
Сделал ход с Е2 на Е4,
Точно как с Таймановым… Хитёр!

Деятели спорта и культуры,
Дали б вы мне новшество ввести —
Я б смахнул все пешки и фигуры,
Я б на доску выложил шампуры
В каждой клетке — грамм по тридцати.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1971-72 гг.)

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

«Если вам предложат играть в шахматы – никогда не говорите: «Не умею». Скажите: «Умею, но не хочу». Теперь-то я знаю это золотое правило. Но тогда!..
Когда он подошел ко мне, я сидел в парке и мирно читал газету. В глазах у него была тоска, а под мышкой — шахматная доска».

Это отрывок из зарисовки «Об игре в шахматы». И эти строки Владимир Высоцкий написал в конце 50-х годов.

2630752
Владимир Высоцкий и Марина Влади в поместье Мезон-Лаффитт, 6 марта 1980 года. Фото Жан-Поля (Джеймса) Андансона

Когда-то Высоцкий взял на себя шуточное обязательство написать песни про каждый из 49 видов спорта, входивших в лотерею «Спортлото».
Про все виды, к сожалению, не получилось, но про шахматы, которым в лотерее соответствовал шар №48, было написано сразу две. Две песни об одной истории про Матч за шахматную корону. Про подготовку к поединку и про саму игру: слушать (это апрель 1972 года, Зеленый театр в Кишиневе).

2631686
Выступление Владимира Высоцкого в Зелёном театре Кишинева, 23 апреля 1972 года. Фото Александра Вискалова

Ну а свидетелем того, как родилась первая песня, был Станислав Говорухин.
Они как раз отдыхали вместе с Высоцким в Доме творчества в Болшево и даже собирались писать сценарий новой картины с детективным сюжетом. Но дело не шло, и в процессе бурных дружеских дискуссий вышла у них размолвка. Каждый стал заниматься своими делами, и как-то раз Высоцкий спрашивает – здесь я позволю себе просто процитировать Станислава Сергеевича:

– Расскажи мне про шахматы.
«Ага, – подумал я, – скоро появится песня про мои любимые шахматы».
Я стал объяснять: игра начинается с дебюта… начала бывают разные… например, королевский гамбит, староиндийская защита… Володя в шахматы не играл. Чтобы предостеречь его от ошибок в будущей песне, я рассказал, что любители в отличие от профессионалов называют ладью турой, слона – офицером…
– Хватит! – сказал Володя. – Этого достаточно.
Я обиделся – с таким шахматным багажом приступать к песне о шахматах? Он замолк на полтора дня, что-то писал мелкими круглыми буквами, брал гитару, пощипывая струны. Именно так – не подбирал мелодию, а как бы просто пощипывал струны, глядя куда-то в одну точку. На второй день к вечеру песня была готова. Она называлась «Честь шахматной короны». Она меня поначалу разочаровала. Не знаю уж, чего я ожидал, помню, даже обиделся за шахматы.

Такие вот были впечатления у первого слушателя новой песни Станислава Говорухина

Честь шахматной короны. Подготовка: слушать

2635622
Фрагмент чернового автографа песни «Честь шахматной короны. 1 серия» РГАЛИ, фонд 3004 оп.1, ед.хр.91 л.1

Это, кстати, одно из первых известных публичных исполнений.
Пел Высоцкий в Москве, в гостях у Александра Скосырева. Гостей было много и гости, как вы слышали, хохотали. И Станислав Говорухин вспоминал именно о такой реакции публики на эту песню. Снова обратимся к его воспоминаниям:

Через неделю мы сели с Володей в поезд. Я ехал Одессу, он – в Киев. У него там были два концерта. Конечно же, я задержался в Киеве и пошел с ним на концерт. На нем он впервые решил попробовать на публике «Шахматную корону». Что творилось с публикой! Люди корчились смеха – и я вместе с ними, – сползали со стульев на пол…
Смешное нельзя показывать одному человеку, смешное надо проверять на большой и дружелюбно настроенной аудитории. После истории с «Шахматной короной» я это хорошо понял.

2631684
Выступление в ДК трикотажной фабрики «Стяуа рошеа». Кишинев, 22-24 апреля 1972 года. Фото Якова Богомольного

Шахматы тогда были невероятно популярны в Советском Союзе, вся страна следила за баталиями на доске и очень гордилась тем, что звание чемпиона мира с послевоенных времен бессменно принадлежало нашим гроссмейстерам.
И в песне упоминается один из величайших шахматистов в истории Михаил Таль.

В 1988 году, в концертной студии «Останкино» Михаил Нехемьевич отвечал на вопросы публики и конечно, один из вопросов был о знаменитой песне Высоцкого: слушать

Чемпионская корона принадлежала Талю всего два года, но мы не случайно называем его одним из величайших и популярнейших шахматистов в истории.
Потому что играл он ярко, нестандартно, с огромной страстью. Его называли Шахматным Паганини и присваивали другие волшебные и романтические прозвища.

2630778
«Мы сыграли с Талем десять партий…». Михаил Таль

Когда он выиграл чемпионское звание, его буквально несли на руках по перрону на вокзале в родной Риге.
Он пользовался бешеной популярностью у молодежи и у женщин и не избегал никаких жизненных соблазнов. Быть может, потому и не смог добиться формально большего, но запомнился публике гораздо сильнее некоторых других чемпионов.

Однако в начале 1972 года за шахматную корону Таль уже не боролся.
Она принадлежала Борису Спасскому. А навстречу ему шел гениальный американец Бобби Фишер. Против которого и вышел на поединок во второй песне лирический герой Высоцкого.

Честь шахматной короны. Игра: слушать

Это запись Константина Мустафиди, 1974 год.
Запись домашняя.

2632298
Владимир Высоцкий в редакции «Литературной России», ноябрь 1974 года

А на концертах бывало всякое.
Ленинград, клуб «Восток», 1973 год: слушать

2630764
Выступление в Ленинграде, 1973 год

А сами песни «про шахматы» были придуманы еще в 1972 году.
Причем, что важно, еще до матча Бобби Фишера с Борисом Спасским.

И здесь я хочу обратить ваше внимание на строфу второй песни.
В первоначальном варианте были другие слова и упоминался еще один советский гроссмейстер: слушать

2630766
«Точно как с Таймановым — так-так…». Марк Тайманов

Марк Тайманов был чрезвычайно сильным шахматистом в то время.
И что особенно поразительно – был еще и известным пианистом. Человеком очень популярным, таким образом, в разных слоях интеллигенции. Но в четвертьфинале отборочного цикла он потерпел кошмарное поражение от Фишера – 0:6. Для игроков такого уровня счет неслыханный. Но затем Фишер точно так же 6:0 разгромил в полуфинале датчанина Бента Ларсена, а экс-чемпиона мира Тиграна Петросяна 6,5 на 2,5 очка – в финале отбора.

Скандальный матч за корону против Бориса Спасского тоже завершился убедительной победой Фишера, и получается, что Высоцкий заранее угадал, что против Фишера поможет только «через бедро захватом или ход конем по голове».

2630768
Матч за звание чемпиона мира по шахматам между Борисом Спасским и Бобби Фишером, 11 июля — 31 августа 1972 года, Рейкьявик

А Борис Васильевич Спасский, годы спустя, в эфире Первого канала в программе Андрея Малахова «Сегодня вечером» говорил, что песню Высоцкого тоже оценил не сразу: слушать

Матч против Спасского стал фактически последним в карьере эксцентричного американского гения.
И в 1975 году корона без боя перешла к Анатолию Карпову. Персонально про Анатолия Евгеньевича Владимир Семенович не спел. Но существуют сразу два стихотворных наброска. Один из них широко известен:

На Филиппинах – бархатный сезон,
Поклонники ушли на джонках в море,
Очухался маленько чемпион,
Про всё, что надо, высказался он –
И укатил с почетом в санаторий.

Эти строки Высоцкий написал после знаменитого матча чемпиона мира Карпова против эмигранта и диссидента Виктора Корчного.
Карпов выиграл в тяжелейшей борьбе с разницей всего в одну партию, и эта победа, как и сам матч, преподносились в СССР как события огромной политической важности.

2630820
«На Филиппинах — бархатный сезон…». Матч за звание чемпиона мира по шахматам между Виктором Корчным и Анатолием Карповым, июль-октябрь 1978 года, Багио, Филиппины

Но еще раньше, чем эти упомянутые выше строки, были написаны другие.
По мнению известного исследователя творчества Высоцкого Сергея Жильцова, Владимир Семенович в последний день матча Карпов – Корчной написал

Ходом с Е4 /на/ Е2
Наше самолюбие задето!
Всё же этот Карпов – голова!
Выиграл, пускай едва-едва,
Сделал претендента-диссидента.

Связывала Карпова и Высоцкого еще одна любопытная подробность.
Оба ездили по Москве на одной и той же модели «Мерседеса». Иномарки даже в столице были большой редкостью в те годы, к тому же и сама эта модель «Мерседеса» была редкой и выпускалась недолго.

Анатолий Карпов был последним чемпионом мира, которого при жизни застал Владимир Высоцкий.
Уступил свое звание Карпов в 1985 году в величайшей двухсерийной марафонской битве с Гарри Каспаровым. И не было в истории шахмат более мощного и драматичного противостояния игровых и человеческих философий. И Владимир Высоцкий, сам того не ведая, внес в победу Каспарова важнейший вклад. О чем Гарри Кимович рассказывал в фильме Натальи Крымовой и Андрея Торстенсена, который так и называется «Владимир Высоцкий»: слушать


Фрагмент фильма Натальи Крымовой «Владимир Высоцкий», 1987 год

Я благодарю с помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия Басина и Александра Ковановского.

2631688
После выступления в ДК трикотажной фабрики «Стяуа рошеа». Кишинев, 22-24 апреля 1972 года

Станислав Говорухин, вспоминая о том, как Высоцкий писал песни про шахматы, сделал для себя самый главный вывод:

И конечно, не надо ему было ничего знать о шахматах. Потому что это песня не о шахматах, а о жизни. Нет у Высоцкого песен о море, о небе, о земле. Все они – о нашей жизни, о нас.

«Он смеялся над славою бренной…» (читает Гарри Каспаров): слушать

При подготовке программы использованы:
– интервью Станислава Говорухина (журнал «Шахматы в СССР», № 10, 1990 год);
– интервью Гарри Каспарова (д/ф Натальи Крымовой и Андрея Торстенсена «Владимир Высоцкий», 1987 год);
— публикация Сергея Жильцова «Анатолию Карпову — 60!» (2011 год);
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.

Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

Бонус

Записи Константина Мустафиди, февраль 1972 года:
Как это всё случилось, или Подготовка: слушать
Игра: слушать

P.S.
Когда эта Глава уже была готова, пришло печальное известие о смерти на 91 году жизни Марка Тайманова…
…Поражение в претендентском матче с Фишером дорого обошлось Марку Евгеньевичу. По мнению начальства, советский шахматист не имел права проигрывать американцу с таким кошмарным счетом. К тому же вскоре сразу после этого у Тайманова на таможне нашли книгу Солженицына.
Его лишили звания заслуженного мастера спорта, отрезали от крупнейших международных турниров… Только почти через два десятилетия Тайманова полностью реабилитировали.
Великолепный шахматист, прекрасный музыкант, журналист, душевнейший человек — он до последних дней оставался оптимистом и жизнелюбом. У Марка Тайманова было семеро детей. Последние, Маша и Дима, родились, когда Марку Евгеньевичу было уже 78!

2640826

Мы выражаем глубокие соболезнования семье и друзьям Марка Евгеньевича, и всегда будем вспоминать его с улыбкой и теплотой.

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире