10:00 , 19 ноября 2016

Высоцкий. Глава 37. «Мы не успели оглянуться…»

2627134
Фото Георгия Тер-Ованесова для журнала «Советский экран», 1967 год

Небо этого дня
ясное,
Но теперь в нем броня
лязгает.
А по нашей земле
стон стоит —
Благо стены в Кремле —
толстые…

Владимир Высоцкий (из черновиков). 1967

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Владимир Высоцкий не просто лучше всех спел о войне.
Без песен Высоцкого не было бы того привычного нам образа войны. Человек, которому в 1941-м было всего три года, как никто выразил чувства фронтовиков и тех, кто пережил эту войну в тылу, работая для Победы и ожидая своих близких. Эти песни сильны и сами по себе. Но еще сильнее они на экране, в тех фильмах, куда их включил его друг, режиссер Виктор Туров.

2626002
Виктор Туров

После того, как в 1966 году вышел фильм «Я родом из детства», у Турова возникает замысел снять целую дилогию.

В основу двух новых фильмов лег сюжет выдающегося белорусского писателя, а впоследствии и выдающегося общественного деятеля времен Перестройки Алеся Адамовича.

2627048
Алесь Адамович

В начале 60-х вышла его двойная повесть «Партизаны».

2625806

Первая часть – «Война под крышами», вторая часть – «Сыновья уходят в бой». Именно так и назывались обе части кинодилогии Виктора Турова, для которых написал свои песни Владимир Высоцкий.

2625806

Это фрагмент интервью (слушать), которое брал у Виктора Турова в 1988 году известный исследователь творчества Высоцкого Борис Акимов: слушать

2627234
На съёмочной площадке, август 1969 года. На переднем плане: режиссёр Виктор Туров, директор картины Аким Жук, оператор Сергей Петровский, Марина Влади, Владимир Высоцкий, автор сценария Алесь Адамович и художник картины Евгений Ганкин

Сложности, которые возникли у Турова, были довольно неожиданными.
Режиссер он был опытный, а его картины «Я родом из детства» и «Через кладбище» принесли ему всесоюзное признание. И тем не менее, «Война под крышами», завершенная уже к концу 1967 года, пролежала на полке почти четыре года. Предполагалось, что в первоначальный вариант войдут три песни, написанные Высоцким для фильма. В том числе и эта, звучавшая, по его собственным воспоминаниям, во время сцены свадебного застолья с подгулявшими полицаями:

«У нас вчера с позавчера…»: слушать

Но как раз именно эта песня впоследствии и «пошла под нож».
В варианте 1971 года ее уже не было. Остались только «Аисты» и «Песня о новом времени».


«Аисты» (из к/ф «Война под крышами», начальные титры)

2626628
2626642
2626640

«Песня о новом времени»: слушать

Это 1968 год, Московский станкостроительный завод имени Орджоникидзе.

2626636


«Песня о новом времени» (из к/ф «Война под крышами», финальные кадры)

Фильм уже год, как снят, но до сих пор не дошел до зрителей. И в нем действительно нет Высоцкого-актера. Почти. Он появляется на экране в крошечном эпизоде. В роли полицая на той самой свадьбе.

2625806

Причем внешне он очень похож на белогвардейца Брусенцова из фильма «Служили два товарища».
И это не случайно. Именно в той картине Высоцкий тогда и снимался, и фактически просто поменял белогвардейский мундир на форму полицая: слушать


«Война под крышами», сцена свадьбы

Правда, несмотря на то, что и Туров и сам Высоцкий говорят, что участие Владимира Семеновича ограничивалась одним эпизодом, есть несколько свидетельств, в том числе даже Алеся Адамовича, что изначально роль Высоцкого была настоящей и куда более объемной.
Но по каким-то причинам его персонаж из картины исчез. Была ли это цензура или что-то еще – непонятно по сию пору. Но о том, что участие Высоцкого в фильме – это головная боль для режиссера, Туров говорил откровенно: слушать

Тем не менее, Виктор Туров, не дождавшись выхода в свет первой части, в 1969 году начинает снимать продолжение дилогии – «Сыновья уходят в бой».
И теперь уже Высоцкий не просто специально пишет песни для этой ленты. Он записывает их с оркестровкой. Помогает Высоцкому ансамбль «Тоника» под управлением Бориса Федорова.


«Песня о друге» (из к/ф «Сыновья уходят в бой»)

«Он не вернулся из боя»: слушать

2626634

15 октября 1970 года, выступая со сцены в ДК «Мир» в городе Чимкенте, Владимир Высоцкий был оптимистом.

2627050
Чимкент, ДК «Мир», 15 октября 1970 года

Полноценных дисков-гигантов, как их тогда называли, на родине при его жизни не издавали, если не считать одной пластинки в экспортном варианте. Но миньоны с военными песнями действительно появились – правда, не так, скоро, как говорил Высоцкий – лишь в 1972 году.

2625866
Виниловый миньон с песнями к фильмам Виктора Турова, 1972 год

2625868
Виниловый миньон с песнями к фильмам Виктора Турова, 1974 год

Но можно было радоваться и этому.


«Сыновья уходят в бой» (из к/ф «Сыновья уходят в бой»)

«Сыновья уходят в бой»: слушать

2626630

В ленте «Сыновья уходят в бой» Высоцкого нет даже в эпизодах.
И на сей раз тут – никаких загадок и никакой цензуры. В этой картине он выступает только как автор и исполнитель своих песен. Для фильма их было написано четыре. Песня «Темнота», увы, использована не была, но три другие прозвучали.

2626638

Причем история их написания была очень любопытной. Минск, 1979 год: слушать

2625908
Выступление Владимира Высоцкого в БелНИИгипросельстрое города Минска, 10 июня 1979 года. Фото Геннадия Нестерова

Это был не просто приезд к другу.
Высоцкий незадолго до того пережил сильнейший приступ, огромную кровопотерю и находился буквально на краю гибели. Фактически его спасла Марина Влади, заставив врачей «скорой» отвезти Высоцкого в больницу.

2627242
На съёмочной площадке фильма «Сыновья уходят в бой» под Новогрудком, август 1969 года

И именно с Мариной он и приехал в конце лета 69-го года в Белоруссию в гости к Виктору Турову. Предполагая просто отдохнуть. А в итоге написал все песни для фильма.
«Сапогами не вытоптать душу…». Кадры любительской съемки Алеся Адамовича. Белоруссия, Гродненская область, Новогрудский район, август 1969 года. Аранжировка «Песни о Земле» — Константин Казански. Франция, 1975 год. Монтаж сюжета — Творческое объединение «Ракурс», 2016 год.

2625862
Марина Влади, Владимир Высоцкий, Светлана Суховей и Виктор Туров на территории бывшего партизанского лагеря в Новогрудчине во время съёмок фильма «Сыновья уходят в бой», август 1969 года

Там же, по воспоминаниям самого Турова, с Высоцким и Мариной Влади приключилась одна чудная история. Их приняли за самозванцев: слушать

2625858
На съёмочной площадке фильма «Сыновья уходят в бой» под Новогрудком, август 1969 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Бориса Акимова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Валерия и Владимира Басиных, Александра Петракова и Олега Васина.

Фильмы «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой» вышли почти одновременно, в декабре 1971 года.
К сожалению, сегодня эти картины широкая публика почти забыла, даже не смотря на ярчайший актерский состав: Нина Ургант, Константин Григорьев, Александр Демьяненко, Екатерина Васильева. И если бы не участие в этих фильмах Владимира Высоцкого, то вспоминали бы о них еще реже.

Но это были прекрасные фильмы.


«Песня о земле» (из к/ф «Сыновья уходят в бой», начальные титры)

2626632

Тяжелые, но честные. Снятые людьми, которые сами прошли и пережили войну. Снятые в те времена, когда в этом жанре еще не восторжествовал ура-патриотический пафос.


Фрагмент д/ф «Кинорежиссёр Виктор Туров» (Киностудия «Беларусьфильм», РПТП «Белвидеоцентр», 1995 год)


«Сыновья уходят в бой» (из к/ф «Сыновья уходят в бой», финальные кадры)

А для фильма «Сыновья уходят в бой» Владимир Высоцкий написал еще одну песню – «Песню о земле».
На мой взгляд, эта песня – вообще одна из лучших когда-либо и кем-либо спетых о войне.

«Песня о Земле»: слушать


«Песня о земле» (из к/ф «Сыновья уходят в бой»)

2625848
Фото Георгия Тер-Ованесова для журнала «Советский экран», 1967 год

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.

Копии автографов из архива Мишель Кан предоставлены Сергеем Дёминым.

Бонус

Аисты: слушать (Куйбышев, у Вячеслава Климова, 29 ноября 1967 года)
Песня о новом времени: слушать (Куйбышев, у Вячеслава Климова, 29 ноября 1967 года)
В темноте: слушать (Минск, к/с «Беларусьфильм», декабрь 1969 года, звукорежиссёр Контантин Бакк)
Песня о земле: слушать (Минск, к/с «Беларусьфильм», декабрь 1969 года, звукорежиссёр Контантин Бакк)
Сыновья уходят в бой: слушать (Минск, к/с «Беларусьфильм», декабрь 1969 года, звукорежиссёр Контантин Бакк)
Песня о друге: слушать (Минск, к/с «Беларусьфильм», декабрь 1969 года, звукорежиссёр Контантин Бакк)
Темнота (дубль 3): слушать (Минск, Дом радио, ноябрь 1969 года, с инстр. ансамблем п/у Б.Фёдорова)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире