10:26 , 17 сентября 2016

Высоцкий. Глава 28. «А мне в Одессу надо позарез!»

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

Актер театра Владимир Высоцкий выходил и на другие сцены, но его имя прочно ассоциируется с Таганкой, одним из главных символов которой он и стал.
Актер кино Владимир Высоцкий снимался и на других студиях, участвовал в очень интересных картинах, но, наверное, фильмы, снятые на Одесской киностудии ассоциируются с его образом прочнее всего. «Вертикаль» и «Короткие встречи», «Опасные гастроли» и, конечно, «Место встречи изменить нельзя».

2576324
Владимир Высоцкий и Кира Муратова в фильме «Короткие встречи». Осень 1966 года

Благодаря этим картинам Высоцкого начали узнавать в лицо!
По телевизору Высоцкого не показывали вообще, на концертах и спектаклях могли побывать тысячи, а в кино ходили миллионы! И для них он был радистом Володей, геологом Максимом или Жоржем Бенгальским.

2576322
Владимир Высоцкий, Лионелла Пырьева, Геогрий Юнгвальд-Хилькевич на съемочной площадке фильма «Опасные гастроли». Рабочий момент. 1969 год

2579858
Со Станиславом Говорухиным, на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя», 1978 г.

В Одессе должен был состояться и режиссерский дебют Высоцкого.
На осень 1980-го было запланировано начало съемок «Зеленого фургона». Но в этом месте судьба вместо запятой поставила многоточие.

Высоцкий бывал в Одессе многократно.
И настолько полюбил этот город, что по воспоминаниям Вениамина Смехова, казалось, что Володя просто нафантазировал себе Одессу, настолько неправдоподобными казались его чувства к ней. А один из однокашников Высоцкого по Школе-студии МХАТ, одессит Юрий Зиль говорил: «Он так любил Одессу, что можно было подумать: как он до сих пор терпит Москву?».

Между тем, попал в Одессу и на Одесскую киностудию Высоцкий, можно сказать, случайно.
Его песни услышал в Ленинграде второй режиссер Александр Боголюбов и привез Высоцкого в Одессу, чтобы познакомить со Станиславом Говорухиным. Говорухин как раз собирался снимать «Вертикаль». И поначалу к новому знакомому отнесся скептически. На роль утверждать не хотел, но все-таки предложил попробовать написать что-то для картины.

2576132
Гостиница «Иткол», во время съемок «Вертикали» с режиссером Станиславом Говорухиным и помощником режиссера Владимиром Мальцевым. 1966 г.

Высоцкий написал всем теперь уже известные песни и даже стерпел некоторые говорухинские правки.
Что было потом – все мы знаем. Легендарная картина, прекрасная роль и песни, теперь уже точно прославившие Высоцкого на всю страну и принесшие ему уже точно всесоюзную славу.

2576134
На съемках фильма «Вертикаль». Одесса, привокзальная площадь. 1966 г.

2576136
Письмо на Одесскую киностудию

Это было в 1967-м.
И в том же году Высоцкий снялся в роли геолога Максима у Киры Муратовой. А в 1969-м вышла на экраны самая кассовая в истории Одесской киностудии картина «Опасные гастроли». И как раз в то время, там же на киностудии Высоцкий записывал свои песни.

2576130
С режиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем — на съемках фильма «Опасные гастроли». Одесса, 1969 г.

Вот на этой истории мы и хотели остановиться сегодня поподробнее.
Несмотря на успех фильмов с его участием, Высоцкий продолжал оставаться артистом с очень сомнительной репутацией с точки зрения официального начальства. В 1968 году вышла знаменитая разгромная статья «О чем поет Высоцкий» и период творческого успеха совпал с периодом тяжелейшего морального давления. Местный партийный секретарь по фамилии Синица натурально запрещал Высоцкому не только жить в Одессе, но даже приезжать в город!

Поэтому Высоцкого нельзя было так просто взять и начать записывать на пленку.
Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, по его собственным словам, взялся все это организовать, а директор Одесской киностудии Геннадий Збандут сделал вид, что ничего не замечает.

2576292
Директор Одесской киностудии Геннадий Збандут

Так в период с 1969-го по 1971 год на хорошей, качественной аппаратуре, «за государственный счет», как шутил Хилькевич, было записано более трех десятков песен, которые потом звучали по всей стране.

2576246
Афиша фильма «Внимание, цунами!»

«Долго же шел ты, в конверте листок»: слушать

2580404
Фрагмент белового автографа песни «Долго же шел ты в конверте, листок…», РГАЛИ, фонд 3004 «Владимир Высоцкий», оп. 1 ед. хр. 122, л. 1

Эта песня была написана специально для фильма «Внимание, цунами!», которую Юнгвальд-Хилькевич снимал на Одесской студии.

2576094
На обложке журнала «KINO» — Татьяна Иваненко в фильме «Внимание, цунами!», 1970 г.

2576296
Геннадий Збандут и Георгий Юнгвальд-Хилькевич на съемках фильма «Внимание, цунами!». Владивосток, 1969 год

Георгий Эмильевич рассказывал, что терпеть не мог бардовскую песню, и когда ему предложили послушать Высоцкого, упирался как мог. Но когда все-таки услышал, испытал настоящее потрясение и уже в день знакомства проговорил с Володей несколько часов прямо на берегу моря. И свое отношение к творчеству Высоцкого впоследствии сам характеризовал как обожание и преклонение сверх всякой меры».

И он очень хотел, чтобы в новом фильме участвовал Высоцкий.
Но фильм начинал снимать другой режиссер, картину нужно было срочно доделывать, вводить в нее Высоцкого в качестве актера было уже трудно. К тому же начальство твердо сказало Хилькевичу, что это «не роль Высоцкого». Они не говорили, что он плохой актер, они говорили, что это «не его роль», вспоминал Георгий Эмильевич. Но с помощью все того же директора студии Збандута смог настоять, чтобы в фильме были хотя бы песни Владимира Семеновича.

2576092
Вырезка из газеты «На экранах Украины» 19.09.1970 г.

И Высоцкий написал две песни.
Одну вы только что слышали в авторском исполнении. Но в фильме она прозвучала голосом другого человека, что тоже с Высоцким уже случалось: слушать


Фрагмент фильма «Внимание, цунами!» (Одесская к/с, 1969 год, режиссёр Г.Юнгвальд-Хилькевич). Песня «Долго же шёл ты в конверте, листок…» В.Высоцкого звучит в исполнении Льва Барашкова в сопровождении оркестра ленинградской филармонии п/у О.Каравайчука

А вторая песня, написанная для фильма «Внимание, цунами!», в картину не вошла ни в каком виде.
В авторском исполнении ее могли услышать те, кто был в момент ее записи на Одесской киностудии. Ну, а потом – еще миллионы людей, как и мы теперь.

«Цунами»: слушать

Между прочим, Юнгвальд-Хилькевич делился и другой любопытной подробностью своих творческих взаимоотношений с Высоцким.
Например, он заранее понимал, что больше двух песен в тот же фильм «Внимание, цунами!» войти не может. Но заказывал ему сразу пять! А в картину «Туфли с золотыми пряжками» не планировал больше одной, но заказал сразу шесть.

Чтобы в договоре было написано пять или шесть песен – и Высоцкий мог получить гонорар именно за пять песен или за шесть, вне зависимости от того, сколько их на самом деле использовано.
Таким образом, он помогал товарищу, потому что с деньгами у Высоцкого было тогда неважно.

В том же 1969 году Станислав Говорухин снимал на Одесской киностудии картину «Белый взрыв».
Во время съемок Говорухин вместе с несколькими членами съемочной группы попали в вертолетную аварию, и почти чудом остались живы.

2576090
Киносценарий «Белый взрыв» до сих пор хранится на Одесской киностудии

Как раз в этот момент Высоцкий прислал Говорухину звуковое письмо с двумя песнями.
Одна «Ну вот исчезла дрожь в руках…» Станиславу Сергеевичу очень понравилась. Другая – «Ты идешь по кромке ледника…» показалась слишком иллюстративной. Однако в итоге ни ту, ни другую он в картину не взял. Говорухину казалось, что эти песни снижают драматизм происходящего на экране. Хотя потом о своем решении Станислав Сергеич все-таки пожалел.

Одна из этих песен посвящалась конкретному человеку.
Знаменитому альпинисту Михаилу Хергиани: слушать

Хергиани погиб летом 1969 года при попытке совершить рекордное восхождение в Доломитовых Альпах.
Он был семикратным чемпионом СССР и действительно выдающимся альпинистом. Его памяти посвятили стихи Юрий Визбор и Евгений Евтушенко.

2576126
Михаил Хергиани

А Высоцкий спел в 1969 году на Одесской киностудии свое посвящение Хергиани – песню «К вершине».

«К вершине»: слушать

2580402
Незавершенный беловой автограф песни «К вершине», РГАЛИ, фонд 3004 «Владимир Высоцкий» оп. 1. ед. хр. 77, л.7

Песня, как уже было сказано, в картину «Белый взрыв» не вошла, зато в ней неожиданно снялся в коротеньком эпизоде сам Высоцкий.

2576128
Сергей Никоненко, Армен Джигарханян и Владимир Высоцкий на съемках фильма «Белый взрыв». Алушта, 1969 г.

Они случайно пересеклись с Говорухиным в Крыму, где снимались некоторые фрагменты «Белого взрыва», и Говорухин предложил Высоцкому маленькую роль капитана Красной Армии.
Так и получилось, что песен Высоцкого в фильме нет, а сам Владимир Семенович есть.


Фрагмент фильма «Белый взрыв» (Одесская к/с, 1969 год, режиссёр С.Говорухин). Лейтенант Артём Арсенов — А.Джигарханян. Капитан — В.Высоцкий. Николай Спичкин — С.Никоненко

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Олега Васина, Валерия и Владимира Басиных, Александра Петракова, и Александра Ковановского.

«Это вроде автографа…»: слушать

А вот какую картину имел в виду Владимир Высоцкий, вы узнаете в следующей Главе.

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– статья Марка Цыбульского «Высоцкий в Одессе» и его интервью с Г.Юнгвальд-Хилькевичем;
 — копии автографов В.Высоцкого из архива Сергея Жильцова.

Бонусы

Одесская к/с, 1969 год:

Ну вот исчезла дрожь в руках: слушать
Песня о сплетнях: слушать
Москва-Одесса: слушать

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.
Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире