10:00 , 30 июля 2016

Высоцкий. Глава 22. «Гамлет» без Гамлета

Автор текста: Антон Орехъ: слушать

2526314
Владимир Высоцкий. 3 июля 1980 года. Фото Ивана Чернова

День 25 июля 1981 года был жарким и беспокойным.
Прошел ровно год со дня смерти Владимира Высоцкого.

2525514
«Наш советский образ жизни». Прощание с Владимиром Высоцким. Москва, 28 июля 1980 года. Фото Игоря Гаврилова

Его похороны в 1980-м превратились во всенародную манифестацию скорби. Но тогда была Олимпиада, тогда еще не все толком знали об этой беде.

2525514
Таганка. Прощание. 28.07.1980. Фото Александра Забрина

Через год знали все.
И точно так же, как в июле 1980-го, вся Москва шла прощаться с Высоцким на Таганку, теперь она шла на Ваганьково. Тысячи и тысячи людей, отмененные маршруты общественного транспорта, повсюду милиция. И то же чувство всеобщего горя.

2524412
В перерыве репетиции — Г.Власова, Л.Комаровская, В.Шуляковский, И.Петров, Л.Филатов, А.Демидова, В.Шаповалов, Н.Шацкая, М.Полицеймако, Б.Хмельницкий, Ю.Любимов. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Вот в такой обстановке в этот день, 25 июля 1981 года в Театре на Таганке состоялась премьера спектакля.
Который так и назывался – «Владимир Высоцкий».

2524400
В.Золотухин, А.Демидова, В.Бохон, Л.Филатов, З.Славина, В.Шаповалов. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Об этой постановке Юрий Любимов заговорил совершено четко едва ли не сразу после похорон.

2526278
Заметки Юрия Любимова к спектаклю

И тогда же родилась идея сделать не просто спектакль памяти умершего актера и товарища. Это должен был быть живой Высоцкий. И такой Высоцкий, который стал бы откровением даже для тех, кто много лет выходил вместе с ним на одну сцену.

2524350
Во время репетиции — А.Демидова, В.Шаповалов, Л.Филатов, Ю.Любимов. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Приготовления и репетиции шли фактически весь год, и планы Таганки, разумеется, не остались незамеченными: слушать

2524548
Рисунки Давида Боровского к спектаклю

Вскоре у Любимова состоялся личный разговор с самим Андроповым.
И Андропов фактически разрешил спектакль, но попросил у Юрия Петровича своего рода гарантий, что все пройдет без эксцессов, «потому что сочетание трех факторов: Таганки, Высоцкого и вас – чрезвычайно опасное сочетание».

Все прошло без эксцессов.
Театр был оцеплен конной милицией и двойным кордоном войск, а внутрь пускали только по документам.


Фрагмент документальной трилогии «Театральный этюд на таганские темы» (ТО «Ракурс», 2011 г.)

Это отрывок по мотивам знаменитой анкеты Высоцкого: слушать.

А по форме спектакль был композицией из песен и стихов Владимира Семеновича.
Причем живой голос Высоцкого постоянно звучал в зале. А постановка четко перекликалась с «Гамлетом». И получался как бы «Гамлет» без Гамлета.

2524408
Во время репетиции — Л.Штейнрайх, В.Золотухин, Ю.Любимов. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Но одним из главнейших смыслов спектакля было утверждение Высоцкого именно как поэта.
То, чего он так и не дождался официально при жизни.

Владимир Высоцкий, «Когда я отпою и отыграю…» (читает Николай Губенко): слушать

Со сцены прозвучали стихи Высоцкого, и оказалось, что люди слышат их впервые.

2524392
В.Шаповалов, Н.Шацкая, Л.Филатов. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Но еще большее потрясение испытали сами актеры.
Потому что и для них тоже открылся новый Высоцкий. Который столько лет был рядом и которого они, получается, так мало знали.

2524424
Л.Штейнрайх, В.Золотухин, Б.Хмельницкий. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Любимову удалось показать, что у Высоцкого – не просто тексты под гитару, и секрет их воздействия не только в могучем голосе.
Это именно поэзия! И она остается поэзией даже без гитары и голоса Высоцкого.

Владимир Высоцкий, «Если где-то в чужой неспокойной ночи…» (читает Алла Демидова): слушать

В спектакле приняла участие вся труппа Таганки, все звезды театра.
Им, всем вместе, удалось сделать потрясающе важное дело. Высоцкий, его дух, снова вернулся в родной театр! И снова сплотил Таганку, которая уже переживала непростые времена.

2524534
Л.Штейнрайх, В.Золотухин, В.Смехов. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

И, между прочим, спектакль как будто примирил со всеми и самого Высоцкого.
Ведь не секрет, что в последние годы отношения внутри театра у него испортились. Усталость от Володиных выходок сочеталась с завистью к его популярности. Играл Высоцкий мало и фактически переставал быть частью коллектива. Теперь это все ушло.

Владимир Высоцкий, «Что за дом притих…» (исполняют артисты театра): слушать

Говорят, что песни Высоцкого невозможно воспринимать в чьем-то чужом исполнении.
В том спектакле Таганка доказала, что это не так.

2524490
Н.Сайко, В.Золотухин, Б.Хмельницкий, А.Демидова, Л.Филатов, И.Петров. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

До спектакля 25 июля было еще два прогона для начальства и худсовета.
От Любимова постоянно требовали что-то переделывать, выражали недовольство то содержанием, то атмосферой, то чем-то еще. Фактически Таганка осознанно шла на скандал. Но они делали дело исторической важности. А во время репетиций шли съемки: слушать

Благодаря этим съемкам мы и слышим сегодня эти фрагменты постановки.
Снимать пришлось фактически нелегально. Так же нелегально доставая аппаратуру и пленку. И благодаря усилиям друга Высоцкого Всеволода Абдулова, кинодраматурга Игоря Шевцова, руководителя учебной телестудии МГУ Юрия Дроздова, документалиста Петра Солдатенкова и их товарищей сохранились практически все эпизоды спектакля «Владимир Высоцкий».

Владимир Высоцкий, «Из дорожного дневника» (читает Валерий Золотухин): слушать

Аудиозапись спектакля полулегально была переправлена на Запад и в 1984 году вышла тройным альбомом на фирме «Одеон».

2524576
Сканы обложек тройного винилового издания фирмы «Odeon» (1984 год, Лондон) с записью премьерного спектакля «Владимир Высоцкий»

2524532
В.Золотухин, Д.Межевич, Л.Бойко, Б.Хмельницкий. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

А фрагменты киносъемок фактически тайно хранили у себя самые разные люди.
Потребовались годы, чтобы собрать их воедино. И только через тридцать лет уникальные кадры репетиций спектакля «Владимир Высоцкий» были впервые изданы в документальной трилогии «Театральный этюд на таганские темы», выпущенной в 2011 году Творческим объединением «Ракурс».

Владимир Высоцкий, «Спасибо, что живой» (исполняют артисты театра): слушать

2524432
В.Шаповалов, Т.Додина, Н.Сайко, Е.Манышева, Л.Комаровская. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Светлану Сидорину, Дмитрия Чацкого и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Олега Васина, Валерия Басина, Рафаэля Авакова, Игоря Рахманова и Александра Ковановского.

2532528

2532528
Программки спектакля «Владимир Высоцкий» из архива Олега Васина

Спектакль «Владимир Высоцкий» был сыгран еще всего три раза.
31 октября 1981 года, а также в дни рождения Высоцкого в 1982 и 1983, но последние два показа маскировались под творческие вечера и перемежались выступлениями Беллы Ахмадулиной, Юрия Карякина, Бориса Можаева.

2524488
Н.Губенко, Л.Штейнрайх, Ф.Антипов, А.Демидова, Т.Жукова. 25 июля 1981 года. Фото Александра Стернина

Власти так и не простили Любимову этой постановки и этого вызова, хотя терпели его еще три года.
11 июля 1984 вышел Указ:
«Учитывая, что ЛЮБИМОВ Ю.П. систематически занимается враждебной Союзу ССР деятельностью, наносит своим поведением ущерб престижу СССР, Президиум Верховного Совета СССР постановляет: лишить гражданства СССР Любимова, Юрия Петровича, 1917 года рождения, уроженца города Ярославля, проживающего в Италии».


«Человек за бортом». Ваганьково, 25.07.1981. Фрагмент документальной видеопрограммы «Где вы, волки?!» ( реж. А.Ковановский, И.Рахманов )

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Александра Стернина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– материалы из книги «Юрий Любимов. 80 лет в мировом искусстве» (Составитель — Светлана Сидорина. Москва, 2014)

Бонусы:

1) «Если где-то в чужой неспокойной ночи…» слушать (рабочая запись к к/ф «Единственная дорога», 1974 год)
2) Райские яблоки слушать (Москва, Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года)
3) Грусть моя, тоска моя. Вариации на цыганские темы слушать (Москва, НИИЭМ, 14 июля 1980 года)

2436954

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.

Уникальные съёмки Владимира Высоцкого, обнаруженные за это время в архивах зарубежных телекомпаний обнародованы в России в 1998 — 2015 годах в документальных фильмах Александра Ковановского, Игоря Рахманова и Олега Васина. Эти работы неоднократно побеждали на фестивалях документального кино в России и Польше, а также были выпущены в виде лицензионных DVD-изданий. Большая часть архивных материалов опубликована на официальном канале «Владимир Высоцкий», где в тематических разделах с ними может ознакомиться любой желающий.

В настоящее время с несколькими телевизионными архивами ведутся переговоры о приобретении и последующем издании обнаруженных в последние годы уникальных съёмок В. С. Высоцкого.

Авторский коллектив ТО «Ракурс» будет признателен всем желающим поддержать новые проекты, открывающие для широкой аудитории зрителей и слушателей в России и за рубежом неизвестные страницы жизни и творчества Владимира Высоцкого.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире