19:39 , 02 апреля 2018

Латвия: Вселатвийское Родительское собрание

31 марта в Риге прошло Вселатвийское Родительское Собрание.

Мероприятие собрало около тысячи человек со всей Латвии, от Риги до Вентспилса и Даугавпилса. Итогом Собрания стала Резолюция, обращенная к Президенту Латвии, а также Европарламенту, ООН и ОБСЕ.

Проведение столь необычного родительского собрания — одно из мероприятий кампании против перевода обучения в русских школах Латвии на латышский язык. Поправки к Закону об образовании были приняты Сеймом Латвии 22 марта, а уже
2 апреля Президент Латвии утвердил поправки к законам Об образовании и Всеобщем образовании.

Осуществление реформы запланировано на 1 сентября 2019 учебного года. Планируется, что к 2022 году 80% учебных предметов с 7го по 9й классы будут преподаваться на латышском, а на заключительном этапе образования с 10 по 12 классы дети будут учиться только на латышском.

По словам депутата Европарламента Андрея Мамыкина, правительство Латвии уничтожает образование на русском языке «на деньги Евросоюза, которые выделяются на улучшение образования, а вместо этого их собираются использовать для закрытия русских школ».

Татьяна Жданок, ныне лидер новой партии Русский Союз Латвии, отметила в своем выступлении: «В ситуации, когда языки нацменьшинств не признаны официально, владение ими не рассматривается как лингвистический капитал. Более того, нацменьшинства стигматизируются с целью обесценивания их культуры и языка. А правительство делает все, чтобы рационализировать свои действия, объясняя, что концентрация власти в руках доминирующего большинства полезно для тех, кого дискриминируют».

Родительское Собрание напомнило о том, что в довоенной Латвийской Республике до Ульманиса образование осуществлялось на языке семьи, а правом на создание своих школ пользовались русское, немецкое, еврейское, литовское, белорусское, польское и эстонское меньшинства. В советское время две параллельные системы образования охватывали все образование, вплоть до высшего. Если в рижском институте инженеров гражданской авиации обучение шло на русском, то в Академии художеств и ряде факультетов университета преподавали на латышском языке. С 1995 года латышский язык активно внедрялся в школы нацменьшинств: как минимум, два предмета преподавались на латышском в основной школе и три — в средней. Действующий закон Об образовании был принят в 1998 году. Он содержал положение о переводе образования на латышский язык, начиная с 1 сентября 2004 года. Это вызвало массовые протесты среди нацменьшинств Латвии, что не позволило реализовать те планы. В тот момент правительство предпочло отступить от планов полного закрытия русских школ, введя квоту 60 к 40% предметов на латышском и русском языках.

На Собрании выступали не только политики и юристы. На то оно и родительское собрание. Евгения Степанова — мама трех детей. Живут в Юрмале. Она сказала: «Мы не против Латвии. Мы не против латышей. Но то, что происходит, — уже не политика. Они взяли нас в заложники». Деги Караев, отец двоих детей: «Для того, чтобы чувствовать себя дома, мы должны ответить на вопрос, кто мы. Мы — народ Латвии. Мы живём теми же интересами, что и наши соседи-латыши. Мы любим Латвию также как наши соседи-латыши. Те, кто стоит за решением закрыть русские школы, не читали сказку о разбитом корыте. Без нас Латвия уже не будет собой». Людмила Ушакова живёт в маленьком городе в 200 километрах от Риги. Она сказала: «Мы в Латвии живём веками. Мы — не гости здесь. Все наши дети владеют латышским, но они уезжают отсюда, потому что чувствуют себя чужими. Когда у нас закрывали русскую школу, приехала министр образования прошлого правительства. Она абсолютно цинично сказала детям, которые плакали: «Ничего, поплачете и привыкнете».

Андрей Мамыкин подчеркнул,что деньги,которые ЕС выделило Латвии,не пойдут на улучшение образования по той простой причине, что министерство образования Карлиса Шадуркиса не озаботилось ни подготовкой дополнительных кадров учителей, ни разработкой качественных учебников. Елизавета Кривцова,депутат управления Юрмалы, привела данные об острой нехватке преподавателей латышского языка. По ее словам, только в Риге не хватает более сорока учителей латышского. Она также отметила:“Родители несут основную ответственность за воспитание детей.Но у нас права родителей существуют только на бумаге. За них надо бороться,так как нынешняя система характеризуется запретами и квотами на использование русского языка».

Хотя организация Родительского Собрания стала возможной, в основном, благодаря поддержке Русского Союза Латвии, его трудно было назвать партийным: среди участников и выступавших были люди, которые не имеют никакого отношения к РСЛ. Так, Владимир Линдерман в своем выступлении отметил, что «большинство латышей, к сожалению, сейчас считают русских Латвии «пятой колонной Кремля». И это создаёт ситуацию, когда «народ и партия едины» в готовности ликвидировать русские школы. По его мнению, для того, чтобы переломить ситуацию, необходимо «создать ощущение угрозы», что возможно только благодаря действительно массовым мирным акциям: «Хотите отстоять русские школы, сделайте выбор в пользу митингов, а не огорода».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире