09:21 , 23 августа 2012

Целесообразность человека(часть 3)

Публичная лекция в «Новой» антрополога, лингвиста и семиотика Вячеслава Всеволодовича ИВАНОВА. Вопросы задает Юлия ЛАТЫНИНА.

Часть третья: заселение Австралии и Америки. 70—10 тыс. лет назад

— Австралию для европейцев открыл Джеймс Кук в 1770 году. Плыл он на очень приличной трехмачтовой посудине водоизмещением 368 тонн. В честь этой посудины — Endeavour — потом назван командный модуль космического корабля «Аполлон». И вот удивительное дело: homo sapiens добрался до Австралии за несколько сотен тысяч лет до Кука, причем без всяких бизаней и пушек. Когда и как это произошло?

— Мы, лингвисты, довольно давно пришли к выводу, что почти все языки Австралии, кроме самого севера, безусловно, родственны, и поэтому можно установить общеавстралийский язык. Это делает Австралию уникальной — для всех континентов свойственна большая пестрота. Все эти языки — сравнительно позднего расселения: 40 тыс. лет назад. Но есть несколько североавстралийских языков, которые, видимо, восходят к предыдушей волне и довольно близки к одной из макросемей, которые есть на Новой Гвинее. Новая Гвинея — это удивительно интересный остров.

— Я напомню нашим читателям, что в тот момент, о котором мы ведем речь, 40 тыс. лет назад и раньше, островом он не был. Уровень моря в пик оледенения был на 120 м ниже нынешнего, и Новая Гвинея вместе с Австралией была частью суперматерика Сахул, причем береговая линия шла от севера Новой Гвинеи к северу Австралии, как бы перпендикулярно цепочке островов, соединявших Сахул с Евразией, — существенная деталь для расселения.

— Да. Так вот, на теперешней карте эта макросемья находится в северо-восточной части Новой Гвинеи. Вообще на Новой Гвинее удивительное разнообразие языков. Покойный Старостин пришел к выводу, что там есть несколько макросемей. То есть не просто семей языков с древним общим предком с возрастом от 20 до 40 тыс. лет, а еще более древних макросемей. Они очень древние, их несколько, и они очень не похожи на то, что есть во всем остальном мире.

— Чтобы читатель представлял себе, насколько это необычно, я хочу, чтобы вы напомнили ему, сколько всего языковых макромакросемей в мире, не считая Новой Гвинеи.

— Их проще перечислить: есть ностратическая макросемья, в которую входят в том числе индоевропейские, афразийские (то, что мы раньше называли семито-хамитские, возможно, что они отделились от ностратического праязыка раньше всех остальных его диалектов), картвельские, дравидийские и уральские языки. С ностратической можно сближать синокавказскую макросемью, которая нам будет особо интересна, когда мы перейдем к Америке, и еще одна довольно большая семья языков на Крайнем Севере — это палеоазиатские языки (например, юкагирский и нивхвские: их иногда теперь признают дальними родственниками ностратического). Все эти три большие семьи объединяются, по Старостину, в одну сверхбольшую бореальную макромакросемью. Раньше мы думали, что бореальные языки — это более или менее и есть языки всех выходцев из Африки, которые перешли в Европу. Другие макросемьи — это австроазиатская и австронезийская, объединяемая с австротайской, — это все языки Тихого океана и часть (но не все) языков Юго-Восточной Азии. Плюс — три африканских макросемьи. Койсанская макросемья, отделившаяся, как я говорил, 110 тыс. лет назад, нигер-конго и нило-сахарская.

— Мы насчитали восемь макросемей — ностратическую, синокавказскую, палеоазиатскую, австроазиатскую, австронезийскую и три африканских — и это по всему миру. И вот получается, что еще несколько макросемей сосредоточено на Новой Гвинее?

— Да. На этом острове — 1000 языков. То есть из общего мирового числа ныне существующих 6000 языков шестая часть находится на этом острове. И они, по-видимому, входят в несколько макросемей. И крайне интересное открытие, сделанное генетиками: а именно обнаружено, что денисовцы по своим генетическим свойствам ближе всего к папуасам Новой Гвинеи. При этом на Новой Гвинее есть и представители австронезийских языков.

И сейчас картина становится более понятной, но и более сложной. Складывается впечатление, что заселение Новой Гвинеи и северной части Австралии произошло не 40 тыс. лет назад, как гласит классическая теория, а на несколько десятков тысяч лет раньше. Когда люди начали переселяться из Африки, первая большая волна дошла до Новой Гвинеи и Северной Австралии, которая стала естественной природной преградой для расселения.

— И следует подчеркнуть, что, поскольку дело было около 70 тыс. лет назад, они плыли вдоль непрерывной береговой линии, которая простиралась от Индии до т.н. Сундаланда — это Индокитай, который переходил в Суматру и Яву. Потом шла цепочка островов от Бали до Тимора, которые были куда крупнее, чем сейчас, так что люди, когда плыли, в хорошую погоду всегда видели перед собой следующую землю. А потом уже они приплыли в Сахул и расселились по всей северной его части.

— Да. Следующие волны перекрыли это древнее расселение. Мы только сейчас, когда обнаружены денисовцы и установлена их генетическая связь с папуасами, понимаем, что было как минимум две большие волны расселения. Это выясняется совсем недавно, буквально в последние месяцы. Выясняется, что часть населения Вьетнама относится к той же генетической группе, что и денисовцы, и папуасы Новой Гвинеи.

— Если часть языков Новой Гвинеи восходит к денисовцу, получается, что денисовец хорошо говорил? (Это важно, поскольку относительно неандертальца есть сомнения.)

— Да, на сегодняшний день это выглядит так, поскольку мы уже столкнулись с тем, что нет единства и есть несколько волн расселения по Азии. Их не меньше, чем три или четыре.

Может быть, и больше, если в каком-то месте Новой Гвинеи или Азии обнаружится не оприходованное генетиками и лингвистами образование. Но пока получается, что расселение в тех местах начинается около 100 тыс. лет назад.

— И это не homo sapiens.

— Нет, это боковые родичи, а homo в теперешнем понимании — это продукт смешения всего того, что мы описываем. Первоначально же было несколько групп. Основные споры — в частности, споры между нашей группой генетиков и антропологов, работающей с Деревянко, и многими американскими антропологами — это степень близости всех этих групп к homo sapiens. Некоторым антропологам очень хочется считать, что homo sapiens и родственные ему выходцы из Африки достаточно близки друг другу. Более реалистическая точка зрения, на мой взгляд, состоит в том, что они различны.

— Это, мягко говоря, политически чувствительный вопрос. Сейчас расист вам скажет: «Ну вот, говорили же вам, что папуасы — не люди!»

— Да.

— Тут важный вопрос. Мы все в школе читали, что выходец из Африки был охотник-собиратель. И, в общем, складывалась такая картинка расселения: они охотились на мамонта, мамонт уходил, они шли за ним, так и расселялись. А теперь выясняется, что они плыли. И они приставали к берегу, основывали поселения, ели там, жгли костры, оставляли кости, посуду, рисунки, причем делали это там, где сейчас 120 метров воды, да еще и грунт в море вынесло. Есть ли какой-то шанс раскопать что-то — ну в Индийском океане или у побережья Суматры?

— Пока морская археология — это почва для красивых статей. Мы не можем толком раскопать даже Средиземное море. Есть раскопки в Александрии, есть раскопки Черного моря в его северной части. Поскольку, как мы знаем, Черное море было пресным озером…

— И стало морем, прорвав Босфор за 5600 лет до н.э.

— Похоже, что это и был Всемирный потоп. Так вот, даже в таком близком бассейне очень мало найдено. Нужны очень большие технические капиталовложения. Один английский университет построил глубоководную подводную лодку для такого рода исследований. Выяснилось, например, что внутри Черного моря есть до сих пор поток пресной воды, текущий, как река. В общем, если бы в мире была нормальная ситуация и вместо того, чтобы разными способами бомбить Ближний Восток, мы вложили бы деньги в подобные исследования, мы бы сразу много узнали про историю человечества.

— А на чем они плыли?

— Есть разные предположения. Никаких следов ранних кораблей нет. На Андаманских островах есть очень интересная маленькая группа населения, которая близка старым волнам расселения. Там до сих пор известен такой способ передвижения по морю: они вырывают из земли кустарник, эта куча бросается в море, и люди плывут за ней, как за спасательным кругом. Плывут, но как бы имеют точку опоры. Как будто бы таким образом они до сих пор проплывают очень большие расстояния. Если они плыли именно так, то никаких следов этого нельзя будет обнаружить: кусты-то ведь не обработаны человеком. Вполне возможно, что они двигались по побережью и руслам рек, и по руслам могли продвинуться довольно далеко в глубь Китая. Это я к тому, как денисовцы появляются на юге Сибири. На первый взгляд это кажется очень странно: прийти в Сибирь со стороны Индии и Средней Азии очень трудно. Для этого надо пересечь гигантские горные хребты, Гималаи и Памир. Если они двигались по руслу Янцзы и далее вверх, это объясняет такую загадку — почему Новая Гвинея связана с нашим Алтаем.

— Есть какое-то предположение, как они могли быть социально устроены?

— Не знаю. Мне кажется, чтобы организовать такое направленное движение, тут основной вопрос, не как было устроено общество, а как была устроена разведка. Как эти люди, которых мы считаем первобытными, могли понять, каким образом они могут двигаться? У них же не было командующего, который имел результаты аэрофотосъемки. Это интересно с точки зрения работы мозга — планирование далекоидущих, хорошо организованных экспедиций. Надо послать вперед людей, потом на основании данных разведки принять решение.

— Так можно расселяться и без плана. Первобытному собирателю для пропитания требуется куда большая площадь, чем земледельцу. Поселились, размножились, отселились, и желательно далеко, чтобы свои же не съели.

— Для метода проб и ошибок требуется больше времени. Каким-то образом им удалось если не за 10, то за 30 тыс. лет пройти от Африки до Новой Гвинеи. Это очень малое время.

— Теперь мы переходим к заселению Америки. Еще недавно среди антропологов была такая каноническая гипотеза: Clovis first, непоколебимая, как птолемеевская картина мира: Америка была заселена через Берингов пролив около 13 тыс. лет назад т.н. кловисской культурой, которая вымерла всего через тысячу лет в Позднем Дриасе в результате резкого похолодания.

— В отношении Америки, как и в отношении Африки, очень много сделал Джозеф Гринберг. Американские лингвисты младших поколений настолько его не признавали, что, когда мы праздновали его 80-летие, это пришлось организовать в частном доме. И вот представьте, в частном доме другого лингвиста было собрание разных лингвистов из разных университетов Америки, которые приехали почтить Гринберга, но публичного празднования не было, и сборник в его честь вышел в Европе, а не в Америке. Гринберг уже старым человеком обратился к Америке и сравнил между собой все тогда известные американские индейские языки. Он показал, что большинство языков американских индейцев происходит от одного языка (это и до него предполагали, Сепир например), в которое, однако, не входят две группы языков. Это некоторые языки Аляски и Канады (языки на-дене), а также эскимосские и алеутские языки. И представьте себе, что сейчас данные генетики и археологии это подтверждают.

Еще очень интересны исследования Березкина (Юрий Березкин, завотделом Америки Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, создатель электронного каталога фольклорно-мифологических мотивов мира и автор фундаментального труда «Мифы заселяют Америку: ареальное распределение мотивов в мифологиях Сибири и Нового Света». — Ю. Л.), их результаты есть на сайте Старостина.

Березкин с помощью огромной компьютерной базы данных изучал географию американских мифов. И вот оказывается, что данные Березкина, генетиков и археологов, которые давно уже сравнивают развитие каменных орудий в Сибири и Америке, — совпадают между собой. И получается, что было три разные хронологически эпохи расселения. Первая — 15 тыс. лет назад, то есть еще перед кловисской.

— Сейчас качнулись в другую крайность, я видела даты аж 40 тыс. лет.

— Это не подтверждается. Четыре науки — генетика, археология, лингвистика и исследование мифов, которым, в частности, занимается Березкин, — с этим не согласны. Пока мы можем считать, что заселение началось чуть раньше 15 тыс. лет.

— Я поясню для наших читателей, что 15 или 13 тыс. лет — это вопрос моста или вопрос пролива. Если в Америку переселяются в разгар ледникового периода, то это значит, что в этот момент Америку и Азию соединяет сухопутный мост в тысячу миль шириной.

Если переселение происходит, когда льды начали таять, то суши уже нет, а есть пролив. И вот у меня естественный вопрос: если они переселялись 15 тыс. лет назад, пусть они шли по суше в тысячу миль шириной, но они же шли через ледник! Это же как через Антарктиду! Как они могли понять, что можно пройти?

— Это вопрос психологии авантюристов. Мы не догадываемся об их средствах получения информации. Они могли наблюдать перелеты птиц.

— В связи с этим у меня возникает вопрос: может быть, они все-таки плыли? Вдоль суши, как в Австралию. Есть, я знаю, даже красивая гипотеза: в тех северных водах на мелководье замечательно растет ламинария. Вещь очень полезная и съедобная. И вот есть гипотеза, что они плыли, грубо говоря, путем ламинарии.

— Ничего не могу сказать. Были и более смелые гипотезы, например, Тура Хейердала, что заселение Америки шло через Южный океан. Она совершенно не подтверждается, хотя и выглядит красиво.

— Итак, первая волна — это 15 тыс. лет назад, и это языки всех народов Северной Америки, за исключением…

— Двух групп. Одна из них распространена в Канаде. Это так называемые языки на-дене. Эти языки родственны синокавказской группе языков, в частности кетскому языку.

— Которым вы когда-то занимались.

— Я с отрядом наших молодых ученых занимался двумя енисейскими языками, один из которых на моих глазах умер. Я записывал двух старух, дети и внуки которых уже перешли на русский язык. Это был язык югов…

Я расскажу один миф, который очень популярен у кетов. Молодой человек, ушедший из дома, взбирается на дерево, которое ведет к небу, и доходит до гнезда орла. Там он видит орлят. Прилетает орлица и просит его не обижать орлят. В обмен она дает ему орудия для изготовления огня. Я этот миф изучал у кетов. Этот же миф описан Леви-Строссом как миф, который совпадает у индейцев, живущих в самых труднодоступных местах Бразилии с одной стороны, и в Скалистых Горах — с другой. Более того — этот миф есть и у шумеров. Это один из древнейших мифов человечества. У Березкина много подобных примеров.

— У Березкина меня поразила одна мысль: что в американских мифах, которые он описывает, отсутствует понятие героя. Индоевропейский миф — это вот: герой пришел, увидел, победил. А миф американских индейцев отвечает на вопрос: «Откуда это?»

— Березкин описывает мотивы мифов не только американских индейцев. Он описывает те же мотивы и те же особенности у народов Океании и Австралии. Мы же в Европе наблюдаем очень поздние мифы.

— Возвращаясь к заселению Америки.

— Первая волна поселенцев шла через льды чуть раньше 15 тыс. лет. Много позже, вероятно, в районе 10 тыс. лет, область от Западной Сибири и до Канады была занята кетами, енисейцами и на-дене. Енисейцы должны были отделиться от синокавказцев не позже 10 тыс. лет, а похоже, что именно енисейцев легко сравнивать с на-дене, а не всех синокавказцев. И третья, самая поздняя волна — это эксимосы и алеуты. Они, по-видимому, дальние родственники ностратической семьи. Некоторые их слова очень интересны. Например, «огонь» в их языках называется «кигни». Это то же, что индийское agni, латинское ignis и наш «огонь».

Эскимосские и алеутские языки интересны тем, что они на глазах истории разбрелись по всей северной оконечности Евразии, Северной Америки и Гренландии. Когда мы видим, как это происходит почти на наших глазах, мы понимаем, как это было в древности.

— В X веке, когда норвежцы заселяли Гренландию, в ней не было эскимосов. Они были до норвежцев и вернулись после, но когда Эрик Рыжий ее заселял, их не было.

— Да. Еще пример: по последним данным, чукчи вернулись на Чукотку из Северной Америки.

— Вы уже несколько раз говорили о любопытстве, которое толкало человека на поиски нового. В последнее время много говорят о гене DRD4. Среди многих его аллелей — это я объясняю для читателей — есть две аллели, 7R и 2R, которые связывают с «поиском новизны». И вот выясняется, что чем дальше на юг Америки, тем выше встречаемость данных аллелей, то есть: есть статистическая корреляция между «аллелью новизны» и тем, насколько далеко данная популяция расселилась…

— Хотя интересная гипотеза о связи одной аллели этого гена с миграциями появилась больше 10 лет назад, у меня нет полной ясности, насколько это обоснованно. Как будто здесь усматривается различие между оседлым и кочевым населением, что скорее важно для последующих эпох. С другой стороны, этот ген (важный для ряда проблем психиатрии и психопатологии) пробуют связать, например, с тяготением к финансовому риску или вообще к авантюрам и новизне, и за это могут отвечать и другие гены. Но вопрос остается. И работы генетиков в этом направлении продолжаются.

— Как вы относитесь к гипотезе моего любимого Джареда Даймонда? Он полагает, что вскоре после того, как человек проник в Америку и Австралию, он сожрал там всех крупных животных, которых мог бы приручить. Соответственно, не возникло цивилизации, состоящей в симбиозе с животными и использующей их мускульную силу, что и обусловило культурное отставание этих народов. И действительно, крупные животные в Австралии вроде бы исчезают 40 тыс. лет назад, а в Америке — около 12 тыс. Особенно поразительно то, что могло случиться в Австралии. Дело в том, что австралийские эвкалипты выделяют эфирные масла и очень хорошо горят. То есть они поджигали лес и без всякого труда имели жареную кенгурятину. И в результате не только извели мегафауну, но и устроили из Австралии пустыню.

— Я не до конца уверен. Теоретически это кажется вполне возможным, но насколько это согласуется с фактами, надо еще проверять.

— И кто хочет узнать, что было дальше с теми, кто свою мегафауну приручил (то ли потому, что не съел, то ли по другой причине), — читайте следующую главу.

Оригинал

Комментарии

48

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

izberkom 23 августа 2012 | 10:40

Ну модераторы, ну фокусники - уберите мой комментарий "Вы не обиженный - Вы мошенник или аферист." - до вашей зачистки он был был на втором уровне к исчезнувшему!


transgender 23 августа 2012 | 11:38

Это не модераторы, это какой-то глюк системы.


pretendent_2012 23 августа 2012 | 18:50

. С другой стороны, этот ген
(важный для ряда проблем психиатрии и психопатологии)
пробуют связать, например,
с тяготением к финансовому риску или
вообще к авантюрам и новизне, и за это могут отвечать и другие гены. \\
==========================
Вот почему наш народ верит МММ.


forakam 25 августа 2012 | 10:01

"Вот почему наш народ верит МММ."
Наш народ образован не на основе генного единства. Совсем нет. Крепостническое прошлое, барская обломовщина оставили на его менталитете глубокий отпечаток рабства и лени - желания без труда (с помощью Властелины и Мавроди - по "щучьему веленью") вытащить рыбку из пруда.
Лекции замечательный подарок для думающей аудитории "Эха".
Спасибо, грубая материалистка, Л.Латынина!


pretendent_2012 25 августа 2012 | 10:26

.Лекции замечательный подарок для думающей аудитории "Эха".
Спасибо, грубая материалистка, Л.Латынина!\\
====================
А почему грубая,может,просто говорит правду?


forakam 25 августа 2012 | 11:32

"А почему грубая,может,просто говорит правду?"

Она себя так представила во время диалога с лектором, Вы не обратили внимания?
В лекции речь не о "правде" - ненаучном термине, а о современном взгляде на очень сложную проблему истории формирования современной цивилизации, об осознании современным человечеством своих доисторических генных и ментальных (лингвистических) корней.


pretendent_2012 25 августа 2012 | 13:09

.представила
во время диалога с лектором, Вы не обратили внимания? \\
===============
Понял,а то подумалось,что Вы обобщаете.


forakam 25 августа 2012 | 15:43

Надо было взять в кавычки. Виноват.


poet31 23 августа 2012 | 12:19

Интересно почитать, как развивалось Человечество в прошлом, и еще интересней каким оно будет в Будущем - приглашаем всех желающих принять участие в разработке модели Счастливого Общества - Общества Будущего - без войн, без зон, без погон...?


(комментарий скрыт)

24 августа 2012 | 07:27

..почему была..?


forakam 25 августа 2012 | 10:41

"Неужели у Латыниной прапрабабушка была обезззьяна? НЕ ВЕРЮ!"

Не пугаитесь так за свое происхождение: у наше прабабушки, то есть у с Вами, и обезьяны был общий предок.
Это не так страшно, не правда ли?


(комментарий скрыт)

forakam 25 августа 2012 | 11:22

"да,да все мы- мухи,только Юля не..или да?"

Юля от папы с мамой, а мухи из опарышей, весьма отвратительных.


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

student61 23 августа 2012 | 12:20

Он полагает, что вскоре после того, как человек проник в Америку и Австралию, он сожрал там всех крупных животных, которых мог бы приручить. Соответственно, не возникло цивилизации, состоящей в симбиозе с животными и использующей их мускульную силу, что и обусловило культурное отставание этих народов. //
Не а! Судя по вашей теории, потомки деонисов или хоббитов, не отягощенные умом, просто не смогли сое5динить воедино тяговую силу животного и орудия труда человека.


23 августа 2012 | 09:40

Шарлатанство


ak48 23 августа 2012 | 09:51

Напоминает Библию. Ной родил Сима. Сим родил.....и так до маши арбатовой.


prf05 23 августа 2012 | 10:29

Вызывает большое удивление фраза "плыли вдоль побережья". Так сказать, занимались каботажным плаванием. Нельзя смотреть на древних людей как на авантюристов и первооткрывателей. Им и в голову не приходило что-то открывать. Они просто выживали, продвигались постепенно все дальше и дальше в поисках а)новых, незанятых мест, т.к. их количество увеличивалось; б) лучших мест, т.к. не все территории годились для проживания. Поэтому первая "волна" расселения была очень медленным продвижением. Лишь более поздние "волны" могли совершаться отдельными группами в более быстром темпе.


spb_msk Роман 23 августа 2012 | 11:21

Расселение вряд ли происходило вследствие рационального планирования и/или предвидения с использованием разведки, сбора информациии, хотя и не исключено в частных случаях. Человеку присуща спонтанность, человек многое делает по наитию, вследствие любознательности (впрочем, это связано с интересом к новизне). Так что убедительная теория расселения не состоится без привлечения психологов.


23 августа 2012 | 11:17

так как насчет "расизма"? хе-хе...


superburg Юрий Булатников 23 августа 2012 | 11:25

Интересные лекции. Ну и разбавляют как-то общий негативный фон на Эхе, отвлекаешся ...


(комментарий скрыт)

antroposus 23 августа 2012 | 11:26

очень интересно. спасибо Вячеслав Всеволодович, спасибо Юлия!


23 августа 2012 | 11:33

Вот это да..


thomas 23 августа 2012 | 12:01

Все три части прочитал с огромным интересом. Сам как-то увлекся ДНК-генеалогией и отправил пробы на анализ в Family Tree DNA (США). В результате получил гаплогруппу N1c1
Об этой гаплогруппе:

Основной пик частот гаплогруппы приходится на некоторые сибирские народы. У якутов и восточных бурятов встречаемость линии N1c1 достигает 80-90%. Значительный процент также присутствует у чукчей — около 50%, у хантов, манси, ненцев — до 40%.

В Европе наибольшая частота представителей рода N1c1 зафиксирована у финнов — до 70%, саамов — от 40 до 60%. В то же время, у шведов N1c1 — от 10 до 20%, а у норвежцев всего около 3%, что резко контрастирует в сравнение с финнами. У балтийских народов, например, эстонцев, литовцев, латышей — от 30 до 40%. Следующий частотный максимум отмечен у народов Волго-Уральского региона. У удмуртов доля линии N1c1 достигает 50%, у марийцев — 30%, у чувашей около 18%. В восточной части Европы, в центральной ее части идет снижение процента N1c1 - у белоруссов и украинцев 8-9%. Во всей центральной Европе доля N1c1 в среднем колеблется от 0 до 2%. В европейской части России частотный градиент направлен с юга на север. Максимальные значения линии N1c1 обнаружены в Архангельской области — от 35 до 45% и Вологодской области — от 30-до 35%, которые плавно переходят через центр, где зафиксировано, в среднем, около 16% представителей рода N1c1, к югу.

http://gentis.ru/info/ydna-tutorial/hg-n/m178


dudyna 23 августа 2012 | 12:03

Вячеслав Иванов, конечно, гений... То, что делают он и его коллеги, спасёт рано или поздно всё человечество, я уверена. Развитие знаний о себе и - шире - сознания приведёт к гармонизации взаимоотношений людей и их взаимодействий с другими представителями биосферы. И тогда мы не вымрем.:-)


leprecon 23 августа 2012 | 20:11

Шахматная мысль превратится в прикладную науку и изобретет способы междупланетного сообщения. Сообщения сделаются такими же легкими,
как переезд из Рыбинска в Ярославль.
И тогда мы не вымрем, а переберемся на Большую Медведицу...


(комментарий скрыт)

gbborg 23 августа 2012 | 13:40

Великолепные лекции.
Мой совет А. Венидиктову: организовать подобные циклы лекций и по другим фундаментальным отраслям знаний.


leprecon 23 августа 2012 | 20:22

Так ведь и так сама Латынина каждый день прочитывает лекции по всевозможным знаниям! Заметили, и здесь половина текста - её, и без старичка обошлась бы.


23 августа 2012 | 14:06

Зря Вячеслав Всеволодович ИВАНОВ связался со "стрелкой осциллографа".
Это вряд ли добавит ему авторитета.


moscowdoctor Владимир Будянский 23 августа 2012 | 14:19

Классный цикл, мне очень нравится. Спасибо


net_durakam13 23 августа 2012 | 15:13

А что на это скажет автор и читатели?
Тв Дождь неожиданно, Эхо Москвы посмотрим...
До окончания статьи "цивилизационный кризис на пальцах и в нескольких предложениях"  не планировал ничего писать,  но вчера произошло неожиданное событие.
22 08 "сломался" единстенный подотдел первой кнопки который НИКОГДА за полгода не мешал работать теории Справедливого общества КАСС, телеканал Дождь. Что не помогал то же правда, но по сравнению со всеми остальными (кроме главной мировой площадки пропоганды на текущее время) не мешать, было наверно не простое решение главного редактора. Пауза неприлично затянулась, но при создании партии , от них скорее ожидал поддержки чем бана...Но с учетом того что  последние статьи Журнала даже ЖЖ и Гайдпарк  не банит (Автошок правда в своем репертуаре, удалил версию "Нет дуракам12" вместе со всеми коментами в течении пары часов) , чем черт не шутит написал заявку на блог к  Венедиктову на Эхо, где они забанили начинавшийся КАСС еще месяцев восемь назад, посмотрим  теперь реакцию. http://www.casocialism.com/2012/08/blog-post_23.html 


ivanov_g5 23 августа 2012 | 15:43

Костенки- первые поселения 45000 лет назад первые группы европейцев kostenki-museum.ru автор ничего об этом не говорит, а жаль. учитывая эту информацию его теория разваливается


iceman124 23 августа 2012 | 18:03

Почет и уважение Людям, делающие такие интересные открытия, доступными для широкого круга.


lapuh 23 августа 2012 | 19:28

Интересно.


izberkom 23 августа 2012 | 09:38

"Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее." Ф. Ницше


23 августа 2012 | 09:46

под занавес собственной жизни он, как известно, "переименовал". чтд.


23 августа 2012 | 11:19

а это ты к чему про ницше?)


dfghjk 24 августа 2012 | 01:11

суть сталинизма: концентрация интеллекта вверху и беспрекословное выполнение руководящей воли низами. ЛАВРОВСКИЙ


izberkom 24 августа 2012 | 19:50

У Вас общеизвестные гены заговорили?!.


dfghjk 25 августа 2012 | 00:08

я же отклинулся вот на это :
"izberkom
23 августа 2012 | 09:38
"Великие эпохи нашей жизни наступают тогда, когда у нас является мужество переименовать наше злое в наше лучшее." Ф. Ницше "


prf05 23 августа 2012 | 10:33

Вообще, Иванов - филолог, и было бы лучше, если бы он сосредоточился именно на исторической лингвистике, а не занимался антропологией, в том числе генетической, в которой мало разбирается.


politeconom 23 августа 2012 | 13:11

Точно, всё жду, когда он наконец перейдет к "своей" теме, но, видимо, уже не судьба.


23 августа 2012 | 11:27

подобная наука напоминает поиск "философского камня" в средние века...интересно, занятно, но смысла, цели - ноль...ну так, забава, каждый по своему время убивает)


spb_msk Роман 23 августа 2012 | 11:45

bookmake 23 августа 2012 | 11:27
подобная наука напоминает поиск "философского камня" в средние века...интересно, занятно, но смысла, цели - ноль...ну так, забава, каждый по своему время убивает)
------------------------------------------------------------------------------------------------
Да, познание мира, в том числе генезиса человечества, интересно. Но и не бессмыслено.
На базе фундаментальной антропологии возникают ее отраслевые и прикладные области. К примеру, культурная (социальная) антропология, практические выводы которой применимы даже в управлении проектами, так как растет число межнациональных и интернациональных проектов.


23 августа 2012 | 11:58

не знаю, что там растет, но я ни слова не понял из твоего бла, бла, бла...


spb_msk Роман 23 августа 2012 | 12:18

bookmake 23 августа 2012 | 11:58
не знаю, что там растет, но я ни слова не понял из твоего бла, бла, бла...
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Ничего. Просто я ошибся, плагая, что на эту ветку заходят заинтересованные читатели.


olga_fra_oeen 23 августа 2012 | 13:37

Вы не ошиблись. Заинтересованные здесь есть, и процент даже выше чем в остальных дискуссиях.
Хочу поддержать Ваше высказывание о прикладной антропологии. Мне кажется, что популяризация знаний фундаментальной антропологии может помочь, в частности, в кризисе идентичности и межконфессиональных проблемах в Европе.


spb_msk Роман 23 августа 2012 | 14:48

Да, Ольга.
Антропология не решает проблему в целом, но дает инструменты для управления межкультурными отношениями и минимизации их негативных последствий, что немало.

В прекрасной стране Вы обосновались. Из всех стран, в которых я побывал, лучшие впечатления от Дании:)


olga_fra_oeen 23 августа 2012 | 19:36

Согласна.
Спасибо за отзыв о Дании. Хоть это и не моя заслуг все равно приятно.


forakam 25 августа 2012 | 11:17

"может быть, они все-таки плыли? " - Вполне вероятно. Плыли на льдине.

У современных (не в сиюминутном смысле слова - живших в двадцатом столетии) береговых чукчей существовал способ охоты, когда они с нартами, собаками, запасом боеприпасов загружались на хорошо подобранную льдину и дрейфовали на ней, продолжая промысел в течении нескольких месяцев, пока течение не прибивало их снова к припайным льдам. Они неплохо знали и навигацию, и закономерности течений в прибрежном море.
Отец моей родственницы - sister in low - чукча дрейфовал на льдине в течение нескольких месяцев, один, продолжая охоту на лахтака, моржей и белого медведя и вернулся в стойбище, когда льдину снова прибило к берегу, живой и здоровый, с добычей на радость заждавшихся отца детей.
Конечно такое плавание не сравнить с морским круизом на современном лайнере, но оно возможно.
Оно вполне по уму, по силам, и по характеру нашим закаленным борьбой за выживание в суровых природных условиях то ли предкам, то ли родственникам, которыми можно гордиться.
Добавьте к этому каплю удачи и неизбежную спутницу жизни - случайность - и заселение Америки состоялось, первые азиатские переселенцы приплыли, точно так же, как и еврпоейские пассажиры "Мейфлауэр".

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире