Бесконечно задают мне вопросы про отставку Воложа.
А что тут, собственно говоря, комментировать?

Статью-донос «Сетевая омерта России» в журнале «Эксперт», надеюсь, все читали пару месяцев назад.

Эта статья — не частное мнение какого-то невежественного в Интернете писаки и его анонимных собеседников, а доступное изложение вполне себе сложившихся взглядов определённой властной группировки на цели и задачи государственного регулирования Сети. Нетрудно догадаться, что такие же взгляды излагаются и обосновываются в пресловутых «папочках», которые курсируют по высоким начальственным кабинетам. Все мы помним ошеломительные заявления о том, что Интернет является спецпроектом ЦРУ США, а Яндекс подконтролен враждебным России силам, которые формируют его руководство. Эти выдающиеся открытия взялись не из воздуха, они вычитаны из тех самых папочек-досье. Вычитаны человеком, у которого, увы, не было способа проверить эти утверждения самостоятельно.

Смена высшего руководства Яндекса, как и обрушение его капитализации — такое же неизбежное следствие текущей госполитики в области Интернета, как и выдавливание Павла Дурова из вКонтакте, и обесценение бумаг @Mail.Ru Group. Не предвидеть, что давление на компанию будет возрастать, и что создатели Яндекса так или иначе будут отстранены от непосредственного руководства в ближайшие месяцы, мог лишь самый наивный наблюдатель.

Другой вопрос, что Яндекс ведь пока не закрыли, не зафильтровали, и даже не обязали регистрироваться в качестве СМИ. И, поскольку эта компания является коммерческой, можно понять желание её топ-менеджмента (они же акционеры) сыграть на опережение, как они это уже однажды успешно сделали, когда в ответ на домогательства околовластных рэкетиров очень изящно подарили родному Государству «золотую акцию».

Понятно, что с точки зрения перспектив российского Интернета, отставка Воложа — событие знаковое. Но, с точки зрения интересов самой компании, это, безусловно, попытка спасти то, что можно в такой ситуации спасти, и на какое-то время отсрочить эскалацию давления на ведущий российский портал.

Тут ведь важно понимать, что застрельщики кампании травли против ведущих российских интернет-бизнесов — политруки, а не эксперты отрасли. Они руководствуются лозунгами. И, по большому счёту, они сами не понимают, чего конкретно хотят, кроме отставки ярких, самостоятельных и независимых менеджеров. Если про вКонтакте они ещё могут что-то такое детское пролепетать в смысле требований — например, насчёт закрытия оппозиционных групп и выемки данных украинских пользователей, то с Яндексом задача превыше их разумения совершенно.

Вот, отшелестели их нелепые обвинения — сперва про поиск в блогах, потом про Яндекс.Новости — что там какие-то враги химичат с заголовками в угоду вашингтонскому обкому и ЦРУ. В ответ на эти обвинения Яндекс просто убирал рейтинги заголовков с концами, и тема для наезда закрывалась. А теперь ведь у политруков должна откуда-то взяться своя, позитивная программа: как именно манипулировать общественным мнением десятков миллионов пользователей в «правильную» сторону. И откуда ж ей взяться, если вся «манипуляция с помощью заголовков» была изначально жупелом, плодом их же воспалённого воображения? Робот Яндекса 14 лет учился различать первоисточники от ретрансляторов, склеивать новости в сюжеты, подбирать наиболее релевантный заголовок… А вот отличать «правильные новости» от «политически вредных» его никто никогда не учил. Ну нет там такой кнопки. Можно приоритизировать в выдаче государственные СМИ, назначив им высокий весовой коэффициент — но это, если верить даже данным из экспертовской статьи-доноса, само по себе благополучно случилось.

лидирующих позиций лишились сайты РБК, «Ленты» и «Эха Москвы». Сегодня в топе — новостные агентства «ИТАР-ТАСС», «РИА Новости» и «Интерфакс», и это — тенденция лишь последнего полугодия, ранее эти источники имели мизерные показатели в новостной выдаче, — констатирует автор доноса, забыв уточнить, сколько миллиардов рублей на пропаганду в Интернете государство дополнительно вкачало в свой медиахолдинг за тот же период.

Можно сделать вид, что не замечаешь прямой связи между ростом онлайн-присутствия госСМИ и ростом их присутствия в новостях Яндекса. Можно продолжать набрасывать, что рост связан с закулисными договорённостями, манипуляцией — не буду спорить с конспирологом на зарплате. В любом случае, всё там уже произошло, эта кнопка уже благополучно нажата. ГосСМИ выросли, независимые — потеряли долю. А где же следующая кнопка?! Как заставить робот Яндекса выдавать по любому ключевому слову (и не только в новостях) материалы только одной политической направленности? Для этого, думаю, движок Яндекса придётся переписывать с нуля. Кто этим займётся? Володин с Костиным? Матрас-партизан из Госдуры? Или, может быть, Ашманову поручат — как автору основной массы тех страшилок, по мотивам которых писались доносы на Яндекс? Ну, поручить-то, может, и поручат. Но дальше или ишак, или падишах. А Яндекс на это время получит хоть какую, но передышку.

Я не хочу гадать, как дальше будут развиваться события вокруг Яндекса. Надеюсь, в какой-то форме компании удастся сохранить свой бизнес благодаря сегодняшнему маневру с отставкой Воложа. Но логика эскалации понятна: рано или поздно комиссары поймут, что с Интернетом, даже с китайским, им в принципе не по пути. Он мешает им по той же причине, по которой он не мог бы случиться в СССР, и не работает сегодня в Северной Корее. Под контролем, или без контроля, любой Интернет (даже китайский) — это свободный обмен информацией. В конечном итоге и Яндекс, и вКонтакте им проще будет закрыть, чем пытаться эффективно контролировать, переписав движки в направлении автоматизированной политической цензуры.

Но по-прежнему есть надежда, что они просто не успеют.

Оригинал


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире