12:47 , 06 июня 2018

Пушкин, Никита Михалков и станционный смотритель

Сегодня 6 июня очередная годовщина со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Он не только великий поэт, но и великий прозаик. Среди многих прозаических произведений, «Повести Белкина» тронули меня более всего. И  в особенности «Станционный смотритель».
Это был первый в русской литературе рассказ о «маленьком человеке». Грустная и даже печальная повесть очаровала своей жизненной правдой. Мне показалось, что такая реалистичная история не может быть придумана.

Пушкина называют родоначальником новой русской литературы. Он одним из  первых поднял тему «маленького человека». Пушкин не просто рассказывает о  Самсоне Вырине и его судьбе, он как бы заглядывает ему в душу и  заставляет читателя прожить его жизнью и его чувствами.
Я давно мечтал посетить музей «Дом станционного смотрителя». И вот, спустя 35 лет, побывал в гостях у Самсона Вырина и наконец-то разгадал секрет повести «Станционный смотритель».

«Дом станционного смотрителя» – это первый в нашей стране музей литературного героя. По архивным документам и повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» здесь воссоздана атмосфера почтово-дорожного быта ХIХ века.
В 1820 году Пушкин проезжал через станцию Выра по пути в Екатеринослав, куда был сослан под надзор. Всего на этой почтовой станции Пушкин бывал не менее 13 раз. Согласно архивным исследованиям на станции Выра долгое время служил смотритель, у которого была дочь.

Я был уверен, что Пушкин создал повесть «Станционный смотритель» из  воспоминаний и бесед на почтовой станции Выра. Но я ошибался.

Накануне очередной годовщины со дня рождения А.С.Пушкина, 31 мая 2018 года я посетил Институт русской литературы (Пушкинский дом), где побеседовал со старшим научным сотрудником отдела пушкиноведения, кандидатом филологических наук Алексеем Юрьевичем Балакиным. Он с мая 2009 года учёный секретарь Пушкинской комиссии РАН.

Когда я рассказал о своём посещении музея «Дом станционного смотрителя», и что на этой станции Выра Пушкин был 13 раз, Алексей Юрьевич мне ответил:
– Сказать, что Пушкин записал рассказы смотрителя, конечно, нельзя. Это музейная байка. Сюжет давно известен, ничего оригинального в этом сюжете нет. Как почти все сюжеты повестей Белкина, истории заимствованы из  литературы предшествующего века. Рецензенты Пушкина отмечали, что он  повторил давно известные всем анекдоты. Он пытался понять, как можно старые сюжеты использовать на новый лад. Своя переработка старого сюжета тогда воспринималась как утончённость. Например, сюжет об отложенном выстреле. Было несколько повестей, которые об этом говорили. «Повести Белкина» стали всерьёз воспринимать только во второй половине XIX века. А  вся критика 40-50-х годов относилась к ним как к какому-то хламу».

«Станционный смотритель» — центр и вершина в цикле «Повестей Белкина». Эта повесть имеет большое значение для всей русской литературы. С неё начинается тема «униженных и оскорблённых», которую в дальнейшем развил Гоголь и Достоевский.

Внешне незатейливая повесть полна глубокого трагизма и даже философии.
Пушкин задаётся вопросом: справедлива ли жизнь? И отвечает – жизнь не справедлива!
«В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать?»

Главная идея повести заключена в словах Самсона Вырина: «Да нет, от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».

Повесть «Станционный смотритель» экранизировалась в разных странах. У  нас самая известная кинопостановка режиссёра Сергея Соловьёва в 1972 году. В фильме Соловьёва мне понравился только сам станционный смотритель в исполнении Николая Пастухова. Помню, как в марте 1988 года в  гостинице «Олимпия» в Таллине мы ехали с ним вместе в лифте. Я, конечно, сразу его узнал, но вида не подал.

В фильме «Станционный смотритель» роль соблазнителя-гусара сыграл молодой Никита Михалков. Притворившись больным, ротмистр Минский заплатил врачу 25 рублей. А годовой оклад станционного смотрителя был всего 15 рублей.
Этой ипостаси своего таланта Михалков остался верен и в других фильмах, принёсших ему популярность и богатство. Вчера в «Комсомольской правде» я  прочитал, что Михалков зарабатывает В ДЕНЬ (!) 1,5 млн рублей.

Михалков миллионер

Пушкин первым показал, что богатым дозволено всё, а «маленькому человеку» остаётся только терпеть и смиряться. У бедного Самсона Вырина нет ничего, кроме чести. У богатого Минского чести нет, есть только  деньги, которые он всучил несчастному отцу, пытаясь откупиться за  украденную у него дочь.

Чем больше я изучаю «НАШЕ ВСЁ», тем больше понимаю, что главного мы не знаем. Миф о «солнце русской поэзии» известен всем со школьной скамьи, но главное в жизни и смерти А.С.Пушкина до сих пор остаётся засекреченным. О «засекреченном Пушкине» писал ещё Корней Чуковский в  1934 году. Существует масса фактов, которым пушкиноведы не могут или не  хотят найти объяснение.

Даже если найдут дневники Пушкина №1 и №3, где будут описаны события, опровергающие существующий миф о «солнце русской поэзии», эти дневники скорее всего будут признаны недействительными, даже если на них сохранится кровь поэта. Скорее откажутся от Пушкина, чем от бюджетного финансирования.

Приглашаю посмотреть мой небольшой фильм «Музей Самсона Вырина» по ссылке на моём канале ЮТУБ

https://www.youtube.com/watch?v=OtZaQTrG3cg&feature=youtu.be

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире