18:56 , 11 апреля 2019

Калининград: дирижёр Кеничи Симура и симфонический оркестр играют аниме-музыку с интересными результатами

В воскресенье, 7 апреля 2019, Японский дирижёр Кеничи Симура позаимствовал Калининградский симфонический оркестр у его постоянного дирижёра Аркадия Фельдмана, объединился с певицей Марией Бабановой и отыграл симфонический концерт в Калининграде. В чём особенность? Музыка была сугубо из аниме. Да, серьёзный дирижёр; респектабельный оркестр из музыкантов средних лет; и анимешная музыка, будь то из полнометражек, сериалов или аниме-игр. Было ли это искусство? Было ли это воспринято аудиторией как искусство? Давайте посмотрим.

Во-первых, идея, что аниме само по себе, с музыкой или без, почему-то является меньшим искусством, чем, скажем, кино, явно неправильная. Аниме — это такое же средство передачи идей, как любое другое; оно может оглуплять аудиторию или делать её  умнее. Аниме — просто анимация, сделанная в Японии, и никто же не говорит, что «ВАЛЛ-И» или «Смерть сталинизма в Богемии» — для детей. Тот факт, что «серьёзные кинокритики» игнорируют аниме (если только это не Миядзаки и, если повезёт, Такахата или Кон), больше говорит о критиках, чем об аниме.

Однако это ложное представление о детских мультиках существует, и оно могло быть причиной, по которой в ту ночь в калининградском Доме искусств аудитория на 90 процентов выглядела так, будто ей пришлось экономить на школьных обедах, чтобы попасть туда.

Дирижёр Кеничи Симура, тем не менее, делал свою работу с полной самоотдачей. Он — не  просто человек, который выдумал забавную диковинку: играть аниме-музыку с  оркестрами; только этой зимой он дирижировал Токийским камерным оркестром, исполнявшим Бородина, Чайковского, Рахманинова, Хачатуряна, и Глинку. Однако здесь Калининградский симфонический оркестр под управлением Симуры играл музыку из Neon Genesis Evangelion, Sailor Moon, «Унесённых призраками», Final Fantasy и  других, и дирижёр работал с не меньшим энтузиазмом, чем если бы он имел дело с  классикой 19 века. Этот человек с дикими волосами под Коидзуми прыгал, размахивал руками, подпевал музыке и проявлял куда больше сценической энергии, чем мы обычно видим у дирижёров.

Автор фото — Светлана НАУМЧИК

Певица Мария Бабанова, которая также называет себя Ame (да, она настолько погружена в  российский как бы J-pop и J-rock) — другой разговор. С одной стороны, я  рад, что была выбрана аутентичная певица не из академических, которая любит японскую культуру; с другой стороны, она звучит так, как будто могла бы быть как раз отличницей из музыкальной школы, которая делает всё по правилам и  боится разозлить учителей. В её вокальной работе не хватает рискованности, а её монологи между номерами настолько миленькие, что становится не по себе. Тем не  менее, её вокальные навыки налицо, её японское произношение отличное (в отличие от английского, будем честными), и она даже надела униформу Сэйлор-воительницы к концу концерта, что очень здорово, учитывая, что перед нами женщина за 30. К  чёрту эйджистские стереотипы!

Что касается самой музыки, она зависит от того, хорош ли анимешный оригинал; оркестр и шикарный дирижёр не могут ничего здесь поменять. Конечно, такие концерты всегда слегка идут на поводу у ожиданий аудитории (так же, как Deep Purple неизбежно играют Smoke on the Water), поэтому мы получили отличный материал вроде музыки из Sailor Moon, Evangelion и  фильмов Миядзаки, равно как и штуки из Dragon Ball Z, Full Metal Alchemist (почему-то с текстом на русском — он не работает) и «Покемона», которые не так хороши. Были и менее предсказуемые вещи вроде музыки из Madoka Magica, которая звучала очень мило.

Однако нужны ли такие концерты вообще? Многие из этих саундтреков изначально симфонические, и когда вы слышите, как их играет симфонический оркестр из  вашего города, это напоминает профессиональный, прилизанный кавер-бэнд, играющий песни the Beatles, а  не, скажем, Синатру, поющего the Beatles (да, такое тоже было). Тем не менее, сам Симура — отличное сценическое представление из одного человека; он — шоумен в той же степени, что и дирижёр.

И, возвращаясь к вопросу, поставленному во вступлении, классический дирижёр и опытный оркестр доказали, что исполнение аниме-музыки таки может быть «серьёзным» искусством, что бы это ни означало. Однако аудитория, состоявшая в основном из школьников, показывает, что публика в России пока не готова принять эту идею.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире