07:37 , 09 июля 2014

Фильм «Поддубный»: унавоженная почва российского империализма

Фильм «Поддубный»: унавоженная почва российского империализма


Итак, «Поддубный» выходит на экраны 10 числа сего месяца, хотя мне картину Глеба Орлова довелось увидеть ещё прошлым летом на открытии фестиваля короткометражных фильмов «Короче» в кинотеатре «Заря». Вроде это был жаркий вечер, и вроде даже с фуршетом, хотя помнится это всё уже не очень. Вроде даже довелось мне смотреть этот как-бы-байопик в одном из первых рядов кинозала — заветы героев «Мечтателей» о том, что получать экранные образы нужно свежими, пока их не пережевали десятки сидящих перед тобой, я принимаю вполне близко к сердцу. Тогда же я записал свои впечатления, которые сейчас предлагаю на ваш читательский суд. Фильм мне как бы даже и понравился, но, как это часто бывает с *как бы* понравившимися вещами, он потом вообще не вспоминался. Не оказалось в нём ни фразы, ни ракурса, ни ловкого музыкально-монтажного хода, которые захотелось бы прокрутить в голове. Однако, на тот момент я более терпимо относился к строгрежимной визжаще-скрежещуще-патриотической пропаганде, и, возможно, был излишне щедр в своих оценках. Сейчас, после «крымнаша», я, вероятно, написал бы эту рецензию совсем по-другому. Так или иначе, судите сами.

«Иван Поддубный» ­— это история знаменитого российского профессионального борца, не проигравшего за 40 лет ни одного соревнования или турнира. Мы и без фильма знаем, что Поддубный был запорожским казаком, родился в 1871-м, батрачил у отца, потом был портовым грузчиком, потом приказчиком в фирме «Ливас» (хотя создатели фильма сделали его грузчиком в «Ливасе» — не единственный, сразу скажем, случай, когда они идут против правды). Начал выступать профессионально как борец в цирке, показал физическую силу геракловых масштабов, выступал за рубежом (в том числе провел в 1920-е три года в гастролях по США и Германии), но был патриотом и умер в Ейске, РСФСР, в 1949-м году. Причина смерти – сердечный приступ. Профессиональную борьбу прекратил лишь в 70 лет.

Итак, человек интересный в разных отношениях, но для режиссера Глеба Орлова (единственная предыдущая работа – не иначе, как «Наша Russia: Яйца судьбы», 2010) и сценариста Юрия Короткова («Женская собственность», «9 рота», «Стиляги») интересен только один аспект: патриотизм. Жизнь Ивана Поддубного показалась им отличным поводом для создания очередной порции кинопропаганды, и здесь они оказались готовы и подтасовать реально имевшие место факты, и создать новые.

Впрочем, не подумайте, что фильм однозначно плох. Пропаганда иногда может быть художественно сильна – отечественный кинематограф доказал это «Броненосцем Потемкиным», однозначным киношедевром, и при этом просоветским агитпропом. Еще был Гриффит со своим «Рождением нации», прославлявшим расизм, и Майкл Кёртис с «Касабланкой», сделанной с единственной целью – оправдать в глазах американского народа вступление США во Вторую мировую. Все это – отличные картины.

«Иван Поддубный», конечно же, не встанет в один ряд с этой компашкой; однако, прогресс по сравнению с предшествующими образцами новороссийского агитпропа вроде «Орды» и «Легенды №17» налицо. Во многом это связано с тем, что, вопреки патриотической задаче, Орлов очень мало показывает собственно Россию; основная часть фильма отдана Парижу и Америке. Российская же часть повествования в основном происходит внутри пригламуренного цирка.

В фильме хватает юмора, толковой операторской работы, красивых мест; даже Михаил Пореченков нашел в этой роли удачное примение собственному национализму, сыграв Поддубного как добряка-здоровяка, воплотившего собой все положительные стереотипы о русском народе, подтверждение которым вы едва ли найдете в повседневной жизни. Русский народ, судя по этому фильму, отличается бунтарским норовом. Он любит свободу, ему плевать на эти ваши европейские правила!

Вот здесь – в правде, а, точнее, в ее отсутствии – главная проблема фильма. В 1920 году Иван Поддубный был арестован Одесской ЧК и приговорен к расстрелу – хотя в итоге был таки выпущен на свободу. Об этом в фильме не сказано ни слова. Поддубный три года ездил с гастролями по США и Германии – здесь же сказано, что он захотел эмигрировать, но, поняв, какие продажные и меркантильные свиньи эти американцы, тут же бросился обратно, в Советскую Россию. Вообще, Америка 20-х годов здесь показана исключительно в негативном свете, как будто сценарист руководствовался «Городом желтого дьявола» Горького и путевыми заметками Маяковского. Мол, все там жили исключительно культом денег, и только и думали, как бы облапошить наивного русского мужика. Что же касается СССР, эта страна не появляется на экране ни разу. И это, конечно, неспроста.

И все же, «Иван Поддубный» — фильм, сделанный вовсе неплохо. То, что он перевирает факты – несомненно; он сильно выиграл бы, окажись его протагонистом не реально живший боец, а выдуманный персонаж. Я даю фильму 7/10, но подозреваю, что Поддубный, увидь он про себя такой байопик, был бы куда менее снисходителен.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире