А как же на нее не надеяться, если она по-прежнему «наше все»? Сегодня нефтегазовые доходы, как и раньше, являются для российского федерального бюджета очень значительными. Доля таких доходов в 2019 году должна составить 41,3%. Россия, безусловно, как была, так и  остается весьма зависимой от уровня мировых цен на нефть.

Поэтому понятно то  внимание, которое было приковано к новой сделке ОПЕК. И была эйфория, что страны-члены ОПЕК и не входящие в картель государства смогли договориться о  новом сокращении добычи нефти. С января 2019 года они уменьшат ее на 1,2 млн барр/сутки (Россия должна сократить ежедневную добычу на 228000 барр/сутки). Цены на нефть сразу же (после объявления этого решения) мощно скакнули вверх. Но прошла буквально пара дней, и от этого отскока практически ничего не  осталось. Снова около 60 долларов США за баррель. Напомню, что в начале осени текущего года нефть подбиралась к 87 долларам США за баррель, на фоне которых нынешний уровень представляется совсем скромным.

Но главное – это перспективы. Каковы же они? – Ведь поднялись же цены после первой сделки ОПЕК, действовавшей с ноября 2016 года? Да, но сейчас ситуация на мировом рынке нефти уже другая, и изменения будут усиливаться. Ключевой фактор этих изменений – «вторая волна» сланцевой революции в США. Да-да, это та самая сланцевая революция, о  невозможности и бесперспективности которой у нас в России было сказано очень много. И неудивительно, что мы проспали сланцевую революцию, цены на нефть упали (в начале 2016 года они были около 30 долларов США за баррель). Потом цены подросли, и США мощнейшим образом нарастили добычу сланцевой нефти. Если всего нефти в январе 2017 года в США добывалось 8,84 млн барр/сутки, то в сентябре 2018 года уже 11,48 млн барр/сутки. А в 2019 году США должны выйти на  уровень добычи нефти в 12,1 млн барр/сутки – колоссальный рост. Все это привело к тому, что в августе 2018 года США впервые стали лидерами по объему добываемой нефти (Россия – на втором месте, Саудовская Аравия – на третьем).

Надо отметить, что все эти успехи были достигнуты американцами в условиях серьезных инфраструктурных ограничений (нехватки нефтепроводов, прежде всего). Но эти ограничения успешно преодолеваются, и уже к 2020 году ожидается избыток транспортных мощностей на  уровне 1,0 млн барр/сутки. Это означает, что цены на нефть будут снижаться, а  рост добычи сланцевой нефти в США превзойдет то сокращение добычи нефти, о  котором договорились страны-члены ОПЕК и государства, не входящие в эту организацию. Уже во второй половине 2019 года мировая цена на нефть вполне может уйти в коридор 40 – 50 долларов США за баррель, и даже такая цена не  станет препятствием для дальнейшего развития сланцевой добычи.

Но нам важен даже не  уровень, до которого может снизиться мировая цена на нефть, а то, как долго могут быть низкими цены.  Перспективы долговременности низких цен на нефть очень большие. Так всегда бывает, когда основой изменения ценовой конъюнктуры становятся технологические факторы. А они сегодня именно  такие: технологии добычи сланцевой нефти, переход автомобилестроения на  электродвигатели, развитие альтернативной энергетики. Плюс общее замедление мирового экономического роста, результатом которого является снижение темпов роста спроса на нефть.

ОПЕК, похоже, так и не понял главных особенностей происходящего, в результате чего прежний простой механизм регулирования мировых цен на нефть через ограничение добычи нефти уже не очень-то и работает. Они ограничивают добычу нефти, а американцы наращивают ее. И в обозримой перспективе так и будет.

Мы вступаем в  долговременный период низких цен на нефть. В истории России был уже такой период – 90-е годы прошлого века – те самые нелюбимые нынешними властями «лихие 90-е». 

Но с высоты жирных «нулевых» 2000-х забывалось о такой «малозначительной» особенности тех лет, и теперь властям придется самим доказывать, что по-прежнему нефтезависимая экономика России может при низких ценах на нефть обеспечить темпы экономического роста выше мировых и войти в пятерку крупнейших экономик мира. Увы, не докажут, чудес здесь не бывает.



Комментарии

261

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

yasnovilyashi 18 декабря 2018 | 19:44

Но нам важен даже не уровень, до которого может снизиться мировая цена на нефть, а то, как долго могут быть низкими цены. Перспективы долговременности низких цен на нефть очень большие. Так всегда бывает, когда основой изменения ценовой конъюнктуры становятся технологические факторы. А они сегодня именно такие: технологии добычи сланцевой нефти, переход автомобилестроения на электродвигатели, развитие альтернативной энергетики. Плюс общее замедление мирового экономического роста, результатом которого является снижение темпов роста спроса на нефть.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Вы забыли самый мощный будущий ленинский фактор. Это плюс электрификация, но не всей страны, а большинства развитых стран. И электрификация не за счёт сжигания угля, нефти и газа. Я уже сейчас вижу на улицах малогабаритные передвижные средства, где аккумулятор весит пару кг. и обеспечивает пробег до 30 км. И люди в центре города ими с удовольствием пользуются. Не пройдёт и полтора десятка лет и порядка 10% эл. энергии будут получать от энергии солнца, ветра и воды. Так что прощай высокие цены на нефть навсегда, а не "как долго".


(комментарий скрыт)

gonduras_in_colima 18 декабря 2018 | 23:39

yasnovilyashi: // Не пройдёт и полтора десятка лет и порядка 10% эл. энергии будут получать от энергии солнца, ветра и воды. //
Мой прогноз: через 15 лет доля ВИЭ в электрогенерации будет близка к 100%.
Тепловые станции точно, что отомрут (не только угольные, мазутные, но и газовые - превед Грязьпрому) по причине высокой доли себестоимости топлива в конечном продукте.
Какое-то небольшое время с ВИЭ смогут конкурировать АЭС, но только потому, что там главные затраты в постройке и захоронении, а топливо относительно дешёвое.
Что до доли ВИЭ в мировой электроэнергетике, то здесь есть нюансы.
Если говорить о таком параметре, как установленная мощность, то в текущем году в мире по ВИЭ она прошла отметку в 1 ТВт.
Установленная мощность всех электростанций мира - чуть больше 6 ТВт.
Таким образом, по установленной мощности доля ВИЭ составляет 16% от общей, цифирь выглядит солидно и уже превышает ваш прогноз 10% через 15 лет.
Только вот газ и уголь при их наличии можно сжигать когда и сколько угодно в пределах мощности станции, но солнце ночью не светит, при облачной погоде излучение слабое, а ветер не всегда дует.
Поэтому реальная мощность генерации от ВИЭ ниже установленной в несколько раз - итого примерно 5% от мировой райт нау.
Если посмотреть график роста мощности ВИЭ станций по годам, то увидим, что на прирост от 200 ГВт до 1000 ГВт, т.е. в 5 раз, ушло 8 лет.
Даже если предположить в прогнозе линейный прирост (в реале это не так, с определённого момента любая массовая технология выходит на экспоненту, и по ВИЭ мир на пороге такого перехода), то через 8 лет получим 5-кратное возрастание мощности, а через 16 - 25-кратное.
Что даёт в результате до 3/4 мировой электрогенерации от ВИЭ через упомянутые вами полтора десятка лет.
Но ещё раз напомню: это будет не прямая, а экспонента, поэтому данный рубеж будет достигнут намного раньше.
Так что конец эры нефти наступит раньше самых смелых прогнозов.


delovoy_podolsk 19 декабря 2018 | 12:30

gonduras_in_colima: Странно, что Вы и "yasnovilyashi" рассуждаете о нефти и при этом ставите её добычу в прямую зависимость от потребностей человечества в энергии (в электричестве). Нефть - это прежде всего химия, а потом уже бензин и прочее. Так что потребности в нефти могут только возрасти. Что же касается ветряной и солнечной энергии, то ветряки и солнечные батареи - скорее всего этот серьёзный ресурс в будущем будет, но не везде. Во многих регионах скорее всего перейдут на прессованные дрова... Да, да, да. Продумайте этот момент не отбрасывая сразу как фейковый и Вы поймёте, что я не так уж и не прав...
И скорее всего даже не на прямое сжигание древесины, а на брикеты из прессованных листьев и сена с небольшим добавлением угля, а может даже и без него. Ресурс - возобновляемый? Да. Его много? На одного жителя земли приходится около только деревьев 1500. При массовом производстве установок, вырабатывающий пиролизный газ из дровяного дыма, проблема обеспечения электроэнергией закроется сама собой. Кстати, это абсолютно чистый способ. Ни какого загрязнения окружающей среды, а наоборот очищения её. Ветряки и солнечные батареи намного грязнее.


kram88 19 декабря 2018 | 16:56

yasnovilyashi: Прежде чем попрощаться с нефтью, попробуйте посмотреть на нее как источник углеводородов для химической, и не только, промышленности.


aaabbbccc77755 19 декабря 2018 | 21:43

yasnovilyashi: Не буду перепечатывать,однако: "В 2015 году доля возобновляемой энергии в Германии составляла около 33%. До 100% этот показатель руководство страны надеется довести к 2050 году. В других странах ситуация на зеленом рынке энергии тоже неплохая. Например, в Дании альтернативные источники энергии дают электричества, порой, больше, чем нужно. В итоге электричество приходится продавать другим странам. А на Коста-Рике уже 99% энергии генерируется из возобновляемых источников." И ещё:"В последние выходные апреля 2017 года Германия 85% энергии получила из возобновляемых источников: солнечных, топливных (биогаз), ветро- и гидроэлектростанций. Новый рекорд удалось установить, во-первых, благодаря постоянному увеличению количества «зеленых» электростанций. Во-вторых, благодаря ясной солнечной погоде, установившейся в конце апреля по всей стране".
Нефть будет нужна - как нефтехимия,а не источник энаргии.Конечно и самолёты будут летать на керосине ....по ещё...а там уже,увы.


atlas_alex 18 декабря 2018 | 19:46


Нефть – не возобновляемый ресурс.
При сохранении текущего уровня потребления, доказанных мировых запасов нефти (около 1700 млрд. баррелей, по состоянию на 2014-2015 годы) хватит примерно на 50 лет добычи.
В ближайшие десятилетия цена на нефть, не смотря на сланцевые революции, будет неизбежно расти.


mobile_actor 18 декабря 2018 | 20:24

atlas_alex: первый раз в истории о том, что нефть через несколько лет кончится, заявил главный геолог штата Иллионойс в, кажется, 1882 году (я могу ошибраться на несколько лет, но это не имеет пронципиального значения). С тех пор такие заявления делались многократно.


gonduras_in_colima 18 декабря 2018 | 23:59

atlas_alex: // Нефть – не возобновляемый ресурс.
При сохранении текущего уровня потребления, доказанных мировых запасов нефти (около 1700 млрд. баррелей, по состоянию на 2014-2015 годы) хватит примерно на 50 лет добычи. //
Ахаха!
Выкинь литературу времён, когда Брежнев ещё все буквы выговаривал.
Во-первых, нефть имеет неорганическое происхождение и является возобновляемым ресурсом - некоторые выработанные месторождения вновь наполняются за 50-100.
Во-вторых, запасы сланцевой нефти где-то на порядок превышают этот показатель для традиционной жижи.
В в-третьих, через 10-15 лет нефть будет идти только на оргсинтез, т.е. потребность в нём упадёт примерно в 2 раза.
Ну, как-то так.


masterflex 19 декабря 2018 | 08:11

atlas_alex: Прошлую неделю Фолксваген обьявил что 2026 году выпустит последнюю авто с двигателем внутренего сгорания


amnisteryinternational 20 декабря 2018 | 00:55

atlas_alex: Вы собираетесь жить вечно? Нефти есть альтернатива, но она не настолько прибыльна...


yasnovilyashi 18 декабря 2018 | 20:01


pna
18 декабря 2018 | 15:53

1. Что значит проспали сланцевую революцию?
У нас в стране сланцевую нефть добывать нет смысла, когда в избытке обычная нефть.
++++++++++++++++++++++++++++++++++
Нефть то в избытке и не только в РФ, но всё больше трудноизвлекаемая. А вот технологий её добычи и оборудования в РФ нет. И меры по запрещению их продаж РФ тоже называются санкциями. А о технологиях и оборудовании по добыче сланцевых нефти и газа в РФ ещё несколько лет назад вобще говорили как генетике, которая продажная девка империализма. Ваш п.1 звучит почти как басня Крылова "Лиса и виноград".


mobile_actor 18 декабря 2018 | 20:27

yasnovilyashi: проспали в том смысле, что долгое время отрицали саму возможность добычи крупных объемов нефти из сланцев. Поэтому, когда она пошла в крупных объемах на рынок, это оказалось полной неожиданностью для руководителей российской нефтяной отрасли.


mobile_actor 18 декабря 2018 | 20:31

yasnovilyashi: извините, предыдущее сообщение предназначалось не вам, а pna.


kram88 19 декабря 2018 | 17:01

yasnovilyashi: А ещё в Сибири совсем не используется солнечная энергия. Видать тоже проспали.


bas_ik 20 декабря 2018 | 07:09

yasnovilyashi: Технологии у нас нет, а нефть есть, а в Германии есть технология, но нет нефти)))) Ты, об этом????


kunst54 18 декабря 2018 | 20:08

Неужели же опять актуальны станут слова персонажа Зощенко: "Запасайтесь, дьяволы, гробами, сейчас стрелять буду! Только после этих роковых слов народ маленько очухался"...


foma55 18 декабря 2018 | 20:49

Такая большая страна как Россия, да ещё с такими военнополитическими амбициями не может полагаться на нефть, газ , лес и другие природные ресурсы.


grazschdanin 18 декабря 2018 | 21:21

Сегодня нефтегазовые доходы, как и раньше, являются для российского федерального бюджета очень значительными. Доля таких доходов в 2019 году должна составить 41,3%.
#
А в консалидированном бюджете всего 20%.
Ну и размышления о будущем 19 годе доставило ;-)
«....российская экономика отнюдь не исчерпывается внешней торговлей, а федеральный бюджет — это лишь часть консолидированного бюджета (включающего региональные и муниципальные), да и значительная часть топливно-энергетического экспорта — это нефтепродукты и прочие товары промышленной переработки (в 2016 г. доля необработанного сырья в экспорте составляет 44 %, что соответствует уровню многих развитых стран).[23]
Кризис 2014—2015 гг. опроверг главный тезис пессимистов, любящих порассуждать о нефтяной игле: на фоне снижения в 2014—2015 гг. цен на нефть доля углеводородов в экспорте РФ сильно снизилась в долларовом объёме,[3] однако масштаб экономических трудностей оказался сравнительно небольшим относительно 2009 года [24] — 3,7 % падения ВВП[25] по сравнению с 7,8 % падения во время кризиса 2009 г.[26], и это с учётом антироссийских санкций и других сложностей.[4] По итогам 2015 года доля нефтегазовых доходов в бюджете существенно сократилась — с 51,3 % в 2014 г. до 42,9 % в 2015 г., хотя это снижение обусловлено преимущественно падением доходов от продажи нефти и газа. [27][5]»

Этот Николаев больше пропагандист, чем экономист.


kardis 19 декабря 2018 | 11:37

grazschdanin: Согласен. Красивая фраза "Экономика не исчерпывается внешней торговлей". Это разумеется так. Но реальная доходность экономики любого государства непосредственно зависит от экспорта, неважно, законного или контрабандного. И от продажи услуг "на вывоз". Это будет так, пока существуют государства.
Россия продает нефть и газ. В меньшем объеме - зерно. В еще меньшем обьеме - полезные ископаемые или продукт их первичной переработки. Только вывоз излишков оружия - единственный не сырьевой экспорт.
Это позор России. Не бывает империй или квази-империй, которым нечего дать миру, кроме того, что можно примитивно выкопать и продать.


grazschdanin 19 декабря 2018 | 17:55

kardis: Это позор России.
#
Сравните с Норвегией, Канадой, Саудовской Аравией....
Говорить о том, что Россия дает миру только то, что может выкопать смешно: сегодня человек летает в космос только на кораблях России. А есть и вовсе прорывные технологии - реактор на быстрых нейтронах. Промышленный. Действующий. И только у нас. Это технологии будущего.
Так что Вы глупость написали.


sva1 20 декабря 2018 | 01:24

grazschdanin:
Ох не знаю экономист ли Николаев, так как тупой технарь (хуже того, узкой специализации, но широкого профиля :) )
Но вы господа, просто словоблуды.
- Россия (при своем потенциале: научном, людском, территориальном в конце концов) производит ---- ничтожество :(:( Хоть в убогие (по моему мнению) магазины/сети магазинов загляните, хоть к специалистам за специальной техникой и оборудованием. :(
- Весь навар от сырья (в лучшем случае), о "обуть" наших и зарубежных лохов не вопрос, но не надёжный и не уважаемый сегмент.
- Самое страшное, у большинства так называемой "креативной" молоди перспективка: забугорье, госслужба, по....- первое хоть пристойно, прочее - пушной зверёк.

Вы господа, можете процентами, и прочим и далее мерятся, а меня назвать убогим мудаком (литературное выражение, для модераторов), но смысл и суть от этого не меняется :( Ох как бы я был счастлив, если бы был не прав.



grazschdanin 20 декабря 2018 | 07:58

sva1: Но вы господа, просто словоблуды
#
Ну то есть мы тут с цифрами и прорывными технологиями - словоблуды, а Вы с голословным утверждением, что в России все плохо считаете себя вершиной аналитики?
Задам контрольный вопрос: «Вы - инженер. Что сделано Вами? Что разработано лично Вами, чего раньше не было?»


sva1 20 декабря 2018 | 17:54

grazschdanin:
- "цифры", "факты", "прорывные" технологии - простите не заметил, в реальной жизни. У вас по вашим ссылочкам которых нет кстати, в ТВ ящике, в болтовне ВеВеПе Ух там наверно всё супер круто.
По мне это вы будете смеяться - до меня в конторке проектов считайте почти не было, теперь долбаный забитый архив и уже достали с новыми задачами, а я совок - задачи и решения растут, денег маловато, по мне - я трачу много.


grazschdanin 21 декабря 2018 | 00:32

sva1: - "цифры", "факты", "прорывные" технологии - простите не заметил, в реальной жизни.
#
Ну да, у вас же ток источается из розетки сам по себе.


taras912 18 декабря 2018 | 22:35

зашатался Мордер, почуял свою неминуемую погибель ..... рухнет, придавив своей грязной нефтяной тушкой визжащих сегодня ватанов


bas_ik 20 декабря 2018 | 07:14

taras912: Самовнушением занимаешься???Мне уже страшно. Хочу перебраться на Украину)))))


taras912 25 декабря 2018 | 17:29

bas_ik: от страха не обделайся! а перебраться на Украину уже не получится - запрет от 16 до 60, так что обложи себе скрепами и жди конца своего русского мира.... уже не долго осталось


pomorka 18 декабря 2018 | 22:35

А ведь как хотелось прилично пожить хотя бы ещё лет десять...


lager23 18 декабря 2018 | 23:21

Путен, упустив огромные шансы для страны, проиграл эту фатальную для него игру...


preispodney13 19 декабря 2018 | 10:29

lager23: "Путен, упустив огромные шансы для страны, проиграл эту фатальную для него игру." Вы не правы . Он как раз ничего не упустил . Во время понял, что реформы проводить рискованно. Пользуясь взлетом цен на углеводороды , продлил свою и дружков шоколадную жизнь при власти и хорошо затарился на 10 поколении вперед . Пока на его оставшийся срок ресурсов хватит. После него ,конечно ,станет хуже, но народ на фоне этого ухудшения будет хвалить путинскую эпоху как золотой век, с благодарностью вспоминать его , как брежневские . Что еще надо ? Он молодец , все продумал , ничего не проиграл , правил так, как этого мы заслуживаем. Это мы и наши дети проиграли . Так нам и надо .


lager23 19 декабря 2018 | 10:57

preispodney13: После него ,конечно ,станет хуже, но народ на фоне этого ухудшения будет хвалить путинскую эпоху как золотой век, с благодарностью вспоминать его
/////////
Если бы он ушёл в 2012 году, возможно, так бы и было, ...но он не ушёл и начал совершать всё больше ошибок на исправление которых денег от "золотого дождя нефтедолларов" у него уже нет, его сгубили аморальность, жадность и трусость экспансивного параноика, для которого нападение — форма защиты личных интересов и собственной шкуры.


preispodney13 25 декабря 2018 | 23:02

lager23: "его сгубили аморальность, жадность и трусость экспансивного параноика,"_________________ Дорогуша , его как раз ничего не сгубили . Он в шоколаде , при власти и при деньгах в заначке . Настанет срок уйдет спокойно, оставив на своем месте своего человека, тем более технология выборов и оболванивания народа хорошо отработана и бесперебойно действует. А его личные качества привиты ему в КГБ и очень типичны и даже полезны для наших правителей.


(комментарий скрыт)

pulalala 19 декабря 2018 | 12:14

Русский Емеля уселся на трубу, открыл новую бутылочку "Русской",
и решил, что на его недолгую пьяную жизнь этого хватит.
Не мешайте!


bas_ik 20 декабря 2018 | 07:18

pulalala: Продолжение...Хохол сел на свою трубу и смотрит на и Емелю "Северный" поток и рассуждает)))))А, чего еше остается делать?? Печенки закончились))))


pulalala 20 декабря 2018 | 16:16

bas_ik:Кто о чем, а алкан о печенке.....


bas_ik 21 декабря 2018 | 07:13

pulalala: Тоже смешно. Хохлы сожрали не только американские печенки, но и свои печёнки))))


mr_samgin 19 декабря 2018 | 13:49

Российская буржуазия не оправдала ожиданий. Вместо развития технологий все украденные капиталы тупо вывозят в офшоры.


bas_ik 20 декабря 2018 | 07:31

mr_samgin: Оффшоры должны лопнуть. Представь РоссиЮ вывести на какой-то остров)))))


mr_samgin 06 января 2019 | 22:47

bas_ik: Офшоры и не такие капиталы переварят.


vsokolov 19 декабря 2018 | 13:56

В какую пятерку? Бред собачий. Не было бы полного краха экономики - вот главная забота.


tanyaaa 19 декабря 2018 | 16:11

Если г.Кудрину рассчитали, что продолжительность жизни зависит от "количества сбережений", то о чем Вы хотите сказать?


lev62 19 декабря 2018 | 17:31

Маленькое дополнение. Нефть была "наше всё" до примерно 2006 года. После этого нефть из "наше всё" стала плавно превращаться Путиным в "моё, а значит государственное, всё". Что это означает? Это означает что сверхдоходы от нефти раньше шли на повышение пенсий. Теперь же они идут на повышение помощи "друзьям" из Никарагуа и Берега Слоновой Кости, на дополнительный 100000 ракет средней и дальней гадости, то есть радости ну и на завоевание Азовского моря мирным путем, так как воевать после Донбасса Путину уже не хочется.


mouravi13 19 декабря 2018 | 18:32

Напрасно вы вообще на что то наедитесь!!
Московская империя развалится, как развалились все империи мира!!


atlas_alex 19 декабря 2018 | 19:58

mouravi13:
А конец света когда будет?


mouravi13 19 декабря 2018 | 21:58

atlas_alex:
Для Московской Орды уже наступил конец света, и вообще конец, такой большой красны конец!!
А вы и не заметили!!


syd_barrett 20 декабря 2018 | 06:26

Эх, жаль, что я тупой и ленивый и не успел отсюда свалить. Все умные свалили, или хотя бы там закрепились. Включая нашу "патриотическую" элиту.


bottle3 20 декабря 2018 | 12:32

...регулярно вижу троллейбус без рогов. Пока только на одном маршруте. Наверняка по городу их ходит уже немало. Аккумулятор сел? Подключился к сети через рога. Это и есть транспорт будущего. Никаких вредных выхлопов...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире