13:10 , 08 ноября 2021

Сила и слышимость или Без вины виноватые

»…Я виноват, двух мнений здесь быть не может. Из виноватости не вылезаю. В неоплатности живу. Изворачиваньем спасаюсь. Долго ли мне ещё изворачиваться?

…Вий читает телефонную книгу на Красной площади. Поднимите мне веки. Дайте Цека…

…А в Армавире на городском гербе написано: собака лает – ветер носит».

(Осип Мандельштам. «Четвёртая проза»)


Кирилл Миллер. Из серии «Мой Русский музей»: «Бурлаки» (в роли бурлаков – художники группы «Митьки»). Холст, масло (фото с выставки Кирилла Миллера в петербургской галерее «Свиное рыло»):




Кирилл Миллер – российский художник, сценограф, модельер, музыкант, организатор и куратор Галереи им. Сальвадора Дали в петербургском культурном центре «Пушкинская-10». Родился 4 апреля 1959 в Ленинграде. Закончил ленинградское ПТУ № 61 по специальности «маляр альфрейно-живописных работ». Считает, что своё образование получил в музеях и мастерских художников. Автор сценографии и обложек первых альбомов рок-группы «АукцЫон». С 1982 года его персональные выставки проводятся во многих городах России, ближнего и дальнего зарубежья. В доперестроечные времена самыми знаменитыми его живописными работами стали парафразы известных советских картин, но с Джоном Ленном в главной роли: «Леннон в Горках» и «Леннон и дети», из-за которых он попал в тогдашнюю опалу. А самой знаменитой стала экспозиция, называвшаяся «Не тот ли это знаменитый Кирилл Миллер, о встрече с которым мы так давно мечтали», с ней он побывал в Тольятти, Одессе, Таллинне, Вильнюсе, Москве и Самаре. Лауреат петербургской премии в области культуры «Люди нашего города» в номинации «Художник года» (2000 г.). Участник выставок в составе художественных объединений «Митьки» и «Колдовские художники».

...Странные в последнее время у нас в головах вопросы друг ко другу. К примеру, все принялись вовсю, но однозначно и окончательно, толковать художественные произведения и прочие высказывания, сходу определяя их сверхзадачи, причём аж с точки зрения УК. Выдаются окончательные вердикты: что такое искусство, чем оно должно заниматься, а чем нет. Какие бывают его виды и жанры, а какие отныне ни-ни.

А, может, хотя бы в википедию заглянуть? Что же там у нас есть, кроме цветочков и котиков? Глядишь, среди искусств найдётся ещё какая-нибудь архитектура с балетами и балаганчиками. Нет, не станем всматриваться, а то не дай бог, и скоморохи отыщутся… Да язык им отрезать! Как всегда и бывало. Скоморох Ролана Быкова (из «Андрея Рублёва») не даст соврать, напомнит, покажет свой укороченный язык…

«Можно или нельзя – оскорблять…» – вопрошают друг дружку все, самой постановкой вопроса принимая по умолчанию, что в данном произведении содержится именно оскорбление. А как насчёт сперва разобраться, как в первом классе, что же именно изображено на картинке – и о чём она? Осквернение ли это святынь – или наоборот, очищение от скверн и подмен? «Карикатура на» – или «изгнание торговцев из»... «Оскорбление чувств» – или «не сотвори кумира», «не поклоняйся» идолам, золотым тельцам потребления, царям-иродам, погромщикам и опискиным всех мастей…

Ну и где же у нас в публичном пространстве такой постоянный ликбез – ориентирующий на анализ содержания, смысла слов и изображений, на подробное обсуждение предложений обществу? – чтоб вернуть нам, обнулённым «играми», внятность понятий и коммуникаций…

Увы, только шире применяется «профессиональная» спец.нарезка «нужного» и «понятного»... Но донкихоты, рыцари печального образа – продолжают сражаться за идеалы. Ну и скоморохи-уленшпигели продолжают доказывать и защищать те же высокие истины, но, как в математике, «от противного». Их путь бесконечен, бурлаки идут бечевой.


...К петербургским экспозициям. Упомяну здесь о двух недавно завершившихся выставках.
Выставочный проект Владимира Козина «Скрипка для Ралдугина» (написание авторское) демонстрировался в галерее «Арт-Лига» Арт-центра «Пушкинская-10» (куратор проекта – музыкант, художник, основатель и дирижер Санкт-Петербургского оркестра импровизации Дмитрий Шубин).

1. Владимир Козин. «Скрипка Жан-Батист-Вийон-Шойгу»*. Фанера, брус, камуфляжная ткань, проволока. 2021
* Жан-Батист-Вийон – скрипичных дел мастер 18 века. Шойгу – министр обороны России.
2. Владимир Козин. «Скрипка из линолеума коммунальной квартиры №46». Линолеум, проволока, скрутка. 2020




Слово автору.

«Появлению скрипки в середине 16 века мы обязаны Италии. Именно там, благодаря семействам Амати, Гварнери, Страдивари, Италия стала основным центром производства скрипок в Европе.

Появлению на свет моей серии скрипок-объектов, я обязан российскому виолончелисту Сергею Ролдугину и тому знаменательному факту, что он в 2016 году за огромную сумму купил для нашей страны несколько выдающихся скрипок Страдивари.

Это событие настолько впечатлило и поразило моё воображение, что я загорелся идеей самостоятельно изготовить серию различных художественных скрипок из тех материалов, которые я обычно использую в своей повседневной практике. Я никогда не занимался музыкой, которую очень люблю. И кажется всего раз держал в руках настоящую скрипку, к которой однажды приделал фигурку коровы из школьного пособия. Как на картине Малевича. И подарил её во время акции Товарищества Новые Тупые «Отдание должного Новой Академии Изящных Искусств под руководством Т.П.Новикова» в галерее «Терпсихора» в 2000 году ослепшему Тимуру (Новикову). Который на протяжении всей акции не выпускал её из рук и любовно поглаживал.

Задолго до патриотического акта приобретения Ролдугиным скрипок Страдивари, я по какому-то наитию изготовил парочку «резиновых Страдивари» с футляром и смычком. Одна из этих скрипок теперь в собрании музея современного искусства ПЕРММ. А другая в частном музее Олега Чиркунова во Франции. Ещё несколько моих скрипок из различных материалов, благодаря инициативе Марата Гельмана*, попали в галерею «Синара Арт» в Екатеринбурге.

Таким образом, время от времени, находя новые материалы, я снова и снова возвращаюсь к изготовлению немузыкальных скрипок. И не теряю надежды, что их однажды заметит сам маэстро Ролдугин и захочет их приобрести».


1. Владимир Козин. «Корова и скрипка. Неизвестный вариант одноименного произведения Малевича из Третьяковской галереи». Дерево, брус, игрушечная корова, проволока, акрил. 2021
2. Владимир Козин. «Неизвестная золотая скрипка Пикассо». Фанера, брус, золотая кладбищенская краска, мебельная фурнитура. 2019





1. Владимир Козин. «Скрипка Пандемическая». Алюминиевая проволока, пластик, скрутка. 2020
2. Владимир Козин. «Скрипка Штайнер-Бойс»*. Синтетический войлок, проволока, скрутка
* Якоб Штайнер – австрийский скрипичных дел мастер 17 века. Йозеф Бойс – немецкий художник.




Парафраз у Владимира Козина не только скоморошничество и ирония, очищающая глаз от замыленного восприятия затверженных образов и смыслов. Освежающая представление о предназначении бытовых предметов и материалов. Переключающая с волны наносной, обнуляющей всё и вся пафосности, и, одновременно, циничного пренебрежения всем и вся. Но ещё это перевоссоздание. Формулирование мира, хаотично рассыпающегося на расходные, на расхожие детали. Мира, перестающего что бы то ни было значить – без фокусирующего взгляда художника. Без нашего фокусирующегося взгляда.


1. Владимир Козин. «Скрипка Куинджи». Берёза, проволока. 2020-2021
2. Владимир Козин. «Скрипка Штайнер-Оппенгейм»*. Фанера, брус, мех, шпагат. 2021
*Якоб Штайнер – австрийский скрипичных дел мастер 17 века. Мерет Оппенгейм – автор шедевра «Чайный меховой прибор».





1. Владимир Козин. «Резиновый Страдивари». Автомобильная резина, проволока, скрутка. 2010
2. Владимир Козин. «Футуристическая скрипка Бурлюк-Маринетти»*. Дерево чердачного перекрытия, железо, проволока, консервант. 2021
*Давид Бурлюк – русский художник футурист. Томазо Маринетти – автор манифеста футуризма.




Владимир Козин родился в 1953 г. во Львове. В 1980 году окончил отделение архитектурно-декоративной пластики ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица). Участник художественного объединения Товарищество «Новые тупые». Совместно с Вадимом Флягиным основал галерею «Паразит», которая не имеет своего постоянного физического адреса, однако её приютил коридор петербургской галереи «Борей». Также Козин придумал передвижной музей «Мышеловка современного искусства» и самую маленькую в Петербурге галерею «10 х 15», расположенную также в «Борее». В 2020 получил премию «Инновация» в номинации «Художник года» (ретроспективная выставка «Почувствуй себя птицей», Музей современного искусства PERMM). Работает в жанрах пресс-арт, объект, инсталляция, перформанс, фото, видео, авторская книга.

Коллекции: Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия; Мордовский республиканский музей изобразительного искусства им. С. Д. Эрьзи, Саранск, Россия; Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербург, Россия; Музей нонконформисткого искусства, Санкт-Петербург, Россия; Музей «Мышеловка современного искусства», Санкт-Петербург, Россия; Окуловский краеведческий музей им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Окуловка, Россия; Музей «Царскосельская коллекция», Пушкин, Россия; Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург, Россия; Музей современного искусства ПЕРММ, Пермь, Россия; Государственный музей В.В. Маяковского, Москва, Россия; Центр современного искусства им. Сергея Курехина, Санкт-Петербург, Россия; Новый музей, Санкт-Петербург, Россия; Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, Санкт-Петербург, Россия; Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия; Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург, Россия; Британская библиотека, Лондон, Англия; Саксонская государственная библиотека, Дрезден, Германия; Государственная библиотека, Берлин, Германия; Публичная библиотека, Нью-Йорк, США; Библиотека по искусству, Университет Индианы, Блумингтон, Индиана, США; Библиотека университета Айовы, Отдел редкой книги, Айова, США; Институт современной русской культуры, Лос-Анджелес, Калифорния, США; Библиотека по искусству университета Калифорнии, Санта-Барбара, Калифорния, США; Библиотека Колер арт, Висконсинский университет, Мадисон, Висконсин, США.


Владимир Козин. «Продам скрипку Ралдугину». Фотография автора (справа на фото также скульптурный объект Владимира Козина):



Подробнее о выставке Владимира Козина «Скрипка для Ралдугина» в галерее Арт-Лига на Пушкинской-10 – ЗДЕСЬ


И ещё об одной выставке уходящего сезона. С ней перекликается эпиграф этой заметки.
Артур Молев. Иллюстрации к изданию прозы Осипа Мандельштама «Большая проза» (издательство «Вита Нова», 2021). В книгу вошли главные прозаические тексты Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938): «Шум времени», «Феодосия», «Египетская марка», «Четвёртая проза» и «Путешествие в Армению». Том снабжен специально созданными подробными иллюстрированными комментариями. Составитель и автор вступительной статьи – Павел Нерлер, комментарии подготовлены им совместно с Сергеем Василенко. Выставка оригиналов иллюстраций, а также презентация книги проходила недавно в Музее Печати Санкт-Петербурга.


Артур Молев, графика:



«Начало столетия ещё пробовало бороться с тягой земли, судорожными прыжками, мешковатыми и грузными полуполётами, конец столетия покоился уже неподвижно – прикрытый огромной палаткой непомерных крыл. Покой отчаянья. Крылья давят, противоречат своему естественному назначению.

В отношении к этому новому веку, огромному и жестоковыйному, мы являемся колонизаторами. Европеизировать и гуманизировать двадцатое столетие, согреть его теологическим теплом – вот задача потерпевших крушение выходцев девятнадцатого века, волею судеб заброшенных на новый исторический материк».

(Осип Мандельштам. «Девятнадцатый век»)


Артур Молев – живописец, график, поэт. Родился в 1969 году в Петербурге. Выпускник Ленинградского Высшего Художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица), кафедры стекла и керамики. Член Творческого союза художников России. С 1993 по 1995 работал редактором журнала «Черновик» (Нью-Йорк — Москва). С 1994 как художник сотрудничает с петербургской рок-группой «АукцЫон».
Специализация: живопись, графика, анимация.

Коллекции: Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург, Россия; Галереи «S.P.А.S.», «Гороховая 55», «Navicula Artis»; частные коллекции США, Израиля, Франции, Австрии, Германии, Нидерландов и России.

Авторские книги: «Т.у Ч.К». СПб. 1996 (стихи); «Наждак» – Совместно с М.Богатырем. Париж. 1997 (стихи); «Ф для П». Совместно с тремя соавторами. СПб, 2000 (Философия для потомков); «З.а П.Т». СПб. 2000 (Стихи); «З.а П.Т». (Длинный размер). СПб. 2000 (Стихи); «Кавычки». Аmsterdam. RK. 2006 (Стихи); «Тучка Тире». СПб. RK. 2007 (Стихи); «Иордан». Аmsterdam. RK. 2009 (Стихи).

Оформление и иллюстрация: Дмитрий Поляков «Четверть от целого». СПб. «RK». 2001; Анри Волохонский «Философу». Амстердам. 2005; Дмитрий Озерский «Последняя минутка». 2009; Дмитрий Поляков «Лондон B-sides». 2009.

Мультфильмы (1998-2001): «Птица», «Чудовище», «Музатик», «Жидоголонога», на музыку группы «АукцЫон» и Владимира Волкова.


Артур Молев, графика:



«Страх берёт меня за руку и ведёт. Белая нитяная перчатка. Митенка. Я люблю, я уважаю страх. Чуть было не сказал: «с ним мне не страшно!» Математики должны были построить для страха шатёр, потому что он координата времени и пространства: они, как скатанный войлок в киргизской кибитке, участвуют в нём. Страх распрягает лошадей, когда нужно ехать, и посылает нам сны с беспричинно низкими потолками».
(Осип Мандельштам. «Египетская марка»)


Разворот книги прозы Осипа Мандельштама с иллюстрацией Артура Молева:



«Он думал, что Петербург – его детская болезнь и что стоит лишь очухаться, очнуться – и наваждение рассыплется: он выздоровеет, станет как все люди; пожалуй, женится даже…»
(Осип Мандельштам. «Египетская марка»)


Артур Молев, графика:



Артур Молев – яркий живописец. Яркий в буквальном смысле этого слова. Буйство красок и их соседство соединяют в себе взрывную силу конкистадорского энергетического выплеска – и свободу «детского» чистосердечного художественного нахальства.

Как отмечает коллекционер и искусствовед Николай Благодатов, «основная коренная связь его творчества – это связь с живописной культурой, вызревавшей с 60-х годов в среде «левого» ЛОСХа и символизируемой группами «Одиннадцати» и «Восьми». Художник утвердился в том, что временное, случайное – извечно и постоянно, и интуитивно это изображает…»

В же графике (и стихах) у Артура Молева явственно ощутима связь с футуризмом и другими формалистическими поисками-находками художественного языка начала прошлого века. Что, кстати, роднит Молева, не только изобразительно, но и поэтически, с его друзьями из рок-группы АукцЫон, с Дмитрием Озерским и Олегом Гаркушей, а также с экспериментальной поэзией начала прошлого века, к которой в своём творчестве непосредственно обращается лидер группы Леонид Фёдоров и музыканты всех его творческих коллабораций. Ну и конечно, графическая манера Артура Молева, как и живописная, также исполнена неукротимой энергии передвижения в пространстве и времени.


Артур Молев, графика:



«Скрипичные человечки пьют молоко бумаги».
(Осип Мандельштам. «Египетская марка»)


Артур Молев, графика:



«Страшно подумать, что наша жизнь – это повесть без фабулы и героя, сделанная из пустоты и стекла, из горячего лепета одних отступлений, из петербургского инфлуэнцного бреда».
(Осип Мандельштам. «Египетская марка»)


Артур Молев, графика:



«Уничтожайте рукопись, но сохраняйте то, что вы начертали сбоку, от скуки, от неуменья и как бы во сне. Эти второстепенные и мимовольные создания вашей фантазии не пропадут в мире, но тотчас рассядутся за теневые пюпитры, как третьи скрипки Мариинской оперы, и в благодарность своему творцу тут же заварят увертюру к «Леноре» или к «Эгмонту» Бетховена».
(Осип Мандельштам. «Египетская марка»)


Артур Молев, графика:



Подробнее о выставке иллюстраций Артура Молева к книге Осипа Мандельштама «Большая проза» издательства «Вита Нова» в Музее Печати Санкт-Петербурга – ЗДЕСЬ


«Был я случайно в нынешней чайной,
Понял секрет – нас просто нет, вот беда.
И, в принципе, не было, видимо, вообще никогда…»
(Дмитрий Озерский, рок-группа «АукцЫон». «Как я стал предателем»)

Звучат ли в твоей душе скрипки гармонии с собой, со своими мечтами, или стучат барабаны неприятия окружающего бытия – всё лучше, чем пустота, чем навязчивая симуляция процесса и смысла жизни. Унылая имитация и циничные подмены – неизбежно ведут к утере значений. Значений слов, «картинок», взаимосвязей. Самой возможности и желания взаимопонимания и слышимости.

Слышимость – это сила. Сила и слышимость – это мы. Иначе нас просто нет, как и было сказано.
* Марат Гельман - физлицо, признанное иностранным агентом.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире