«Скоро лето… У нас в России ухо всегда ловит такие вот, обнадёживающие интонации…»
Художник Александр Косенков


Александр Косенков. «Крейсер I-го ранга «Аврора». 2011. Холст, масло:




…Увы, это лето уже не придёт к Александру. Внезапно – как теперь слишком часто происходит – крепкий, могучий сибиряк, активный человек и яркий художник был вырван из этого мира пандемией.

В память о художнике – эта подборка его работ (снятых мной на различных выставках) и выдержки из высказываний о творчестве Косенкова самого Александра, а также искусствоведа Владимира Назанского, много сделавшего для ознакомления публики разных российских городов с художником Косенковым.


«Автопортрет». 2016. Холст, масло:




Александр Петрович Косенков (1959-2021) родился на Дальнем Востоке (посёлок Экимчан, Амурская область). В детстве как математик-вундеркинд он был направлен учиться в специализированную школу в новосибирском Академгородке. В 1981 году окончил технический университет. Как художник сформировался там же, в Академгородке – в студии выпускницы ЛВХПУ им. В.И.Мухиной Натальи Александровны Чижик.
Более десяти лет он преподавал рисунок и живопись в изостудии «Фаэтон». Организатор и идейный вдохновитель «Ассоциации свободных художников имени «Купание красного коня» Петрова-Водкина». С 2010 года член Союза Художников России, член Творческого Союза «Товарищество Свободная культура» (Пушкинская-10, Санкт-Петербург), член правления Петербургского Творческого Союза Художников (IFA). С 2012 года жил и работал в Санкт-Петербурге.
С 1995 года принимал активное участие в художественных выставках в России и за рубежом. Его выставки прошли в основных городах Сибири, в Москве, Петербурге, за рубежом – во Франции, Бельгии, Германии, Финляндии. Только в 2012 году его персональные выставки прошли в галерее «Кино» (Москва), музее Эрарта (Санкт-Петербург), в Нью-Йорке, Цюрихе, Лондоне.
Призёр конкурса «Гамбургский счёт-2006», Новосибирск. Диплом зональной выставки «Сибирь-Х», 2008. Главный приз в номинации «Живопись» в московском конкурсе «Art-Preview» в 2010 году. В 2015-м бронзовая медаль IFA в номинации «Живопись».

Работы находятся в собраниях:
Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург;
Государственный музей «Царскосельская коллекция», Санкт-Петербург;
Музей Нонконформистского искусства, Санкт-Петербург;
Новосибирский государственный художественный музей;
Новокузнецкий областной художественный музей;
Мурманский областной художественный музей;
Томский областной художественный музей;
Тюменский областной художественный музей;
Тульский областной художественный музей;
Красноярский музейный центр современного искусства;
Старооскольский художественный музей;
Дом ученых, Новосибирск (Академгородок);
В частных коллекциях в России и за рубежом.


Александр Косенков у своих работ. IFA, СПб, 2014:




Из аннотации петербургского музея Эрарта:
«Природа живописи Косенкова основана на густых и звучных замесах французского искусства и русского авангарда, на поэтике «Бубнового валета», на свободной живописности петербургского романтического экспрессионизма, родившегося в среде ленинградского послевоенного андеграунда. Уже в его ранних живописных работах ощущалось созвучие петербургским «Митькам».


«Берег моря в Бретани». 2014. Холст, масло:




Искусствовед Владимир Назанский:
«Александр родился в небольшом посёлке золотоискателей в Амурской области, среди холмов, сопок, покрытых тайгой, где очень яркий контрастный климат, яркая синева неба, активное солнце. До революции туда посылали активных золотопромышленников, а после революции – активных людей, уже, так сказать, не по своей воле. И там образовалось очень интересное смешение людей, личностей, судеб. В юности Александр как математик мечтал создавать самолёты, рассчитывать формулы крыльев, даже стал работать в одном из институтов новосибирского Академгородка. Но параллельно, конечно, занимался живописью и графикой, чему в конце концов он и посвятил свою жизнь, переехав в Петербург».


«Променад». 2014. Холст, масло:




В работах Косенкова совершенно естественным образом объединяются довольно разные компоненты. Экспрессия – и так называемый «позитив», в том числе в колорите. Некоторые, порой, подколки, лубковость, даже комикс – и, одновременно, острое математическое чувство общей динамики, построение этакого, с позволения сказать, «декартова листа» (плоской алгебраической кривой третьего порядка). Аппликативность пятен – и цельность всего композиционного пространства.


«Берёза Декарта». 2016. Холст, масло (станция в Белоруссии называлась «Берёза Картузская» – по расположенному неподалёку Берёзовскому монастырю картезианцев):




Искусствовед Владимир Назанский:
«Александр человек динамичный. У него есть дисциплина мысли, образа жизни, целеустремлённость. Его мозги, построенные математикой и авиаконструированием, создававшие пространственные тригонометрические конструкции, в построении живописных композиций никак не мешают, наоборот. Но ещё, видимо, включается какое-то другое полушарие, и, может быть, работают оба, и получается вот такой эффект. Довольно-таки неожиданный для Петербурга, где многие мучаются пониженным жизненным тонусом, медлительностью, созерцательностью и некоторой сдержанностью или тусклостью цвета. И не все понимают, как можно добиться такой яркости, как заставить эту прозу магазинных, фабричных красок превратить в поэзию колорита».


«Алтайский драйв». 2011. Холст, масло:




Александр Косенков:
«На мой взгляд, движущей силой художника в его творчестве является получение удовольствия от результата, тот самый момент, когда у художника – получается. Такой момент, который хочется повторить».
«Работа сделана сначала в голове, она уже там присутствует. Но параллельно всё-таки есть такая эгоистическая задача – просто оттянуться».


«Придорожный сервис». Холст, масло:




Александр Косенков:
«Картина должна цеплять. Для меня живопись это новое качество цвета. Художник оперирует тремя понятиями: точка, линия, пятно  (вспомним трактат Кандинского), они должны взаимодействовать. Если задача достигнута, тогда хорошо, тогда сразу накатывает тёплая волна счастья».


«Море Крита». Холст, масло:




Александр Косенков:
«Цель художника быть не похожим ни на кого. Все мы разные, и, если честно работать, она и осуществится. Мой учитель Наталья Александровна Чижик, в тот момент, когда я проходил (в кавычках) Ван Гога говорила: ничего страшного, хочешь писать, как Ван-Гог – пиши. Ты только пиши – и получится именно Саша Косенков. Избавиться от влияний нельзя, все художники влияют друг на друга. Но вот этот микст приводит к тому, что в какой-то момент у тебя выйдет своё. Своя линия, своё отношение к пространству, к пятну, и так далее – твоя живопись. А, собственно, что ещё нужно».


«Ботанический сад». Холст, масло:




Александр Косенков осваивал разные материалы, техники, жанры, не обошёл и жанр парафраза. В своём, разумеется живописном, «французском» и авангардном прочтении.

«Опять двойка». 2018. Акрил, пенокартон:




Гуаши Александра Косенкова также следуют авторскому языку, в котором динамика и членения локальных колористических пятен, артикулированных ударов, улётных ритмов, графика линий и текстовых элементов – составляют единую формулу взаимодействия и взаимосвязей композиции.


«Мойка. Очередь на кораблик». 2016. Бумага, гуашь:





«Парник. Променад». 2015. Бумага, гуашь:





«Венеция». 2015. Бумага, гуашь:




Александр Косенков:
«Искусство это то, что сложно повторить, но хочется увидеть ещё раз».


«Амстердам». 2002-2011. Холст, масло:




Эти неумолимые тригонометрические кривые… Эти уверенные в своей правоте ударные векторы и пунктиры посреди сочных, «летних» пятен, словно королевские горностаевые метки на просторах мантий, раскинувшихся, подобно авиационным крыльям… Они остаются с нами. Нам всем так необходима созидающая энергия. Нам нужна ясность всех полушарий осмысления и творчества. Нам требуется полноценный вкус к настоящей, не кичливой яркости жизни.
Нам всем необходима обнадёживающая интонация…




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире