А вы ноктюрн сыграть могли бы…
(Владимир Маяковский)


…На чём только люди не играют. На хрустале и на бутылках. На радиоприёмниках. На невиданных авторских инструментах. На нервах и на флейте водосточных труб. Есть Венский овощной оркестр, исполняющий музыку на инструментах, сделанных из свежих овощей…
Есть импровизационные оркестры, например, первый в России, Санкт-Петербургский импровизационный оркестр, на котором, скажем так, играет дирижёр.

На чём играет петербургский художник Борис Борщ? Из каких глин или плодов эта плотная, насыщенная музыка его структур, ритмов и цвета?


Борис Борщ. «Крыши. Улица Марата». 2013. Картон, масло (с выставки в галерее «Ультрамарин», 2013):





Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана…
(Владимир Маяковский)


В одной из галерей Музея современного искусства Артмуза в конце января открылась выставка живописи и графики Бориса Борща «Дворы и каналы».


«Колпинский переулок». 2017. Холст, масло:





Борис Борщ родился в 1948 году в Могилёве. С 1982 года живёт в Санкт-Петербурге. Член Фонда «Свободная культура», «Пушкинская-10». Член Международной Федерации Художников (IFA). Член Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства (ТЭИИ). Входит в состав свободного сообщества художников «Безнадёжные живописцы». Работы хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Музее современного искусства Эрарта, в частных коллекциях России, Белоруссии, США, Франции, Израиля, Финляндии, Австрии, Германии. Основные жанры: городской пейзаж, портрет.



Борис Борщ в «Артмузе» у своей работы из серии «Обводный канал»:





Дворы и улочки Петроградки, мосты и набережные Обводного канала и Невы, крыши и трубы прямо из окна… Борис Борщ не избегает, а часто даже настаивает на сериях импровизаций вокруг одних и тех же видов-тем.



Серия «Обводный канал». 2020. Картон, масло:





Говорят, поначалу Борис Борщ создавал почти абстрактные композиции со стилизованными фигурами. Но в один счастливый момент «вышел» в город и нашёл в нём живые, не «умозрительные» возможности для воплощения формальных идей и воистину мужской энергетики виденья.
Борис Борщ: «Живопись должна быть недоступна, но желанна!»



Серия «Обводный канал». 2020. Картон, масло:





Тучи, как волосы, встали дыбом
Над дымной, бледной Невой.
Кто ты? О, кто ты? Кто бы ты ни был,
Город – вымысел твой.
(Борис Пастернак)


«Улица Колпинская». 2018. Картон, масло:





«Печатный двор». 2018. Картон, масло:





Художник Анатолий Заславский:
Однажды Борис Борщ решил для себя, что живопись может получаться только в результате активного созерцания природы и любой другой окружающей действительности. Борис взял этюдник, небольшого размера холсты и картонки – и пошёл на этюды. С тех пор в любую погоду, преодолевая климатические и разного рода социальные неудобства, беря их в соавторы, он создаёт небольшие, крепко выстроенные картины. Борис Борщ вместе с его этюдником, с его картиной и с точно отобранным мотивом образует единое природное явление. Слияние с природой и, одновременно, преодоление её стихийной нерасчленённости языком живописного искусства являются сущностью творческого метода Борща. Принятие и борьба выражаются в вязкости масляной краски, в густых, наложенных мастихином, мазках, в силовых линиях, пересекающих плоскость картины в различных направлениях. В результате поверхность картины становится похожей на фрагмент земной породы, скрывающей в себе сокровища. Цель – главная составляющая живописи Бориса Борща. Пробираясь сквозь серебристо-серый колорит города, художник выходит к плотным, эпически звучащим краскам. Его работы заряжены мощной энергией, передающейся зрителю самым непосредственным образом при их созерцании.



«Владимирский собор. Улица Марата». 2013. Картон, масло (с выставки в «Ультрамарине»):





«Вид на Исаакиевский собор». 2013. Картон, масло (с выставки в «Ультрамарине»):





«Обводный канал». 2011. Картон, масло (с выставки в «Ультрамарине»):





Коллекционер и искусствовед Николай Благодатов:
Работы Бориса Борща – это действительно живое писание… Быстрота и кажущаяся небрежность исполнения не приводят к впечатлению лёгкой эскизности, наоборот, работы монументально построены, ощущается в них сосредоточенная напряжённость. А мазки, где «точность точно под хмельком», как раз и создают поэтичность произведения. Привлекает художника пейзаж, особенно петербургский. Причём и архитектурный шедевр, и непрезентабельные задворки для него равноценный живописный мотив. Есть циклы (мало подходит это слово к импульсивной его натуре), написанные с одной точки. Здесь особенно заметно, как автор выстраивает свои «цветовые симфонии». Вернее, вариации разнообразных колористических решений на одну тему, где конструктивная крепость цветовых пятен всё объединяет. Сначала видишь слитно звучащий цветовой аккорд, действующий «музыкально», но ведь это ещё и пейзаж, там есть пространство, и настроение места, петербургское настроение… Так появился ещё один Петербург – Петербург Бориса Борща.



«Вид на Исаакиевский собор». 2009. Картон, масло (с выставки в «Ультрамарине»):





«Крыши на Петроградской стороне». 2013. Оргалит, масло (с выставки в «Ультрамарине»):





В этой, посмотрите, невероятной цветовой и структурной среде живут-таки себе и горожане. Заполняют всё и вся грибными шляпками автомобилей. Перемещаются по своим муравьиным делам по мостам и лестницам. Оккупируют скамейки – играют в шахматы, целуются-обнимаются, проводят философские баттлы, самозабвенно выпивают…



1. Портрет художника Анатолия Белкина
2, 4. Сценки на скамейках
3. Борис Борщ на пленэре, фото из архива художника





1. «Владимирский собор. Улица Марата». 2013. Оргалит, масло (с выставки в «Ультрамарине»)
2. «Вид из окна». 2020. Картон, масло (с выставки в «Артмузе»)
3. «Иоанновский мост». 2011. Картон, масло (с выставки в «Ультрамарине»)





Был такой чудесный грузинский фильм «Чудаки» (режиссёр Эльдар Шенгелая), где двое заключённых в каменный мешок спорят о любви. Один уверяет: «Любовь – горизонтальна!» Другой яростно возражает: «Нет! Любовь – вертикальна!» В конце концов, один из них, изобретатель, сооружает давно задуманный им летательный аппарат, использующий, вместо горючего, силу любви, и они уносятся на свободу, каждый к своей страсти и цели…
К чему это я вспомнил? Даже не знаю. Возможно, по ассоциации с мощной подъёмной силой вертикалей и рычагами горизонталей в композициях Бориса Борща. С осязаемой, «плотской» материальностью цветовых кирпичей и балок его живописи – этого горячего любовного оркестра импровизаций, пробуждающего аппетит к жизни, яростное желание полноценного восприятия, приобщения к миру, по случайности оказавшемуся в нашем с вами распоряжении.



«Улица Колпинская». 2018. Картон, масло:




Подробнее о выставке Бориса Борща «Дворы и каналы» и её открытии в «Артмузе» – ЗДЕСЬ

Выставка открыта до 1 марта.




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире