Ветер, ветер –
На всём божьем свете!
(А. Блок)



Мария Трегубенко. «Север». 2017. Фанера, масло:





– Поэт?
– Пушкин.
– Фрукт?
– Яблоко.
– Часть лица?
– Нос…

Быстрые вопросы – быстрые ответы… А что же на самом деле главное в этом проносящемся ветре времени, в гнущемся под ним пейзаже, в нас окружающих? Какие черты? На чём задерживается память, что высекает чувства, формирует понятия. Отчего это всегда неуловимо, но так определённо, только не переспрашивай…

Это то, что и больно, и горячо, – так мне отвечают работы Марии Трегубенко.



«Без названия». 2007. Холст, масло:





Перед самым Новым годом в городе Пушкине (СПб) в Государственном музее современного изобразительного искусства «Царскосельская коллекция» в условиях карантинных правил посещения, но открылась выставка живописи, графики и скульптуры Марии Трегубенко.



1. «30 км от…» 2000-е. Холст, масло
2. «Край». 2017. Фанера, масло





Работы Марии Трегубенко – не просто беглое письмо. И это совсем не холодная демонстрация лихости и крутизны, как, увы, бывает сплошь и рядом. Это виденье того самого главного, узнавание его (как, оказывается, у собак) не только и не столько по лицу. А по всему. Люди, спаянные с их повседневным утлым и трудным человеческим бытованием, словно стирающим персональные различия, но при этом не отменяющим в каждом подспудные личные надежды. Личные мечты – при всей внутренней энергетике и метаниях – словно поставленные на паузу длинною в жизнь. Собаки, неотличимые по своей внутренней сути от человека и с ним вместе образующие наэлектризованный пейзаж. Являющий собой счастье-упованье «просто быть».



1. «Двойной портрет. Конец дня». 2011. Холст, масло
2. «Портрет». 1997. Оргалит, масло
3. «Милый. Просто быть». 2002. Холст, масло






Мария Трегубенко:

Что меня волнует? Меня волнует улица Тракторная. Конец двадцатых. Постройки из битого кирпича и трамвайных балок. Окраина города, в войну строили баррикады. Общие столовые, общие бани. Улица будущего. Улица несбывшихся надежд. В жёсткую драматургию конструктивизма втиснуты человеческие судьбы с переживаниями, потерями, тихими вечерами. Всем тем, что человека делает человеком. Я слышу голоса. Голоса* из окон коммунальных кухонь – дорога, зима, мелькают деревья, запах влажной одежды… Не сюжет становится главным действующим лицом, не цвет. Голоса, втиснутые в железо и бетон «тракторной улицы». Вечер. Разговор. Утренний чай. Ничего не происходит. Всё просто. Просто быть…



«Газировка». 2020. Холст, масло:






Мария Трегубенко родилась в 1962 году в Ленинграде. До 1979 жила в городе Лодейное поле. Выпускница художественно-графического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена (1985). Участник выставок Товарищества экспериментального изобразительного искусства. Член Санкт-Петербургского Творческого Союза художников (IFA). Участник городских и международных выставок. Живёт и работает в Санкт-Петербурге.



«Депрессия». 2001. Холст, масло:






1. «Стакан воды». 1998. Холст, масло
2. «На кухне». 2000. ДСП, масло






«Чужое небо». 2008-2015. Холст, масло:





Коллекционер, историк искусства Николай Благодатов:

У Маши есть дар видеть и показать нам «огромный мир – в зерне песка». Великий писатель Лоренс Стерн заметил: «При изображении человека я бы пропустил его лицо…» В работах Маши убедительны и прекрасны не лица, которые она «пропускает», но человек, его абрис, движение, жест. Красота – в их насыщенной жизненной правде.



«Младший сын». 2005. Холст, масло:






«Фигура». 2019. Картон, масло:





Художник Александр Гущин:

Важное свойство объекта искусства: работа не даёт покоя, работа не отпускает. Творчество Марии Трегубенко именно таково… «Зима-осень», «Люди как люди», «Собачья жизнь», «Далеко не уходи»... Сложность-простота. Это дорогого стоит… Казалось бы, что нам за дело до этого ребёнка, этих мужчины и женщины, этого пыльного забора? Задача художника здесь – воссоздать будничное как абсолютно экстраординарное. Бытийно пережить обыкновенное – как невероятное и неповторимое.



«Поцелуй». Из серии «Истинная любовь». 2010. Оргалит, масло:





Художник Анатолий Васильев:

Живописные работы Марии Трегубенко, подобно ленте неореалистического фильма, показывают нам череду картин – переживаний большого художника об окружающем мире. Многое из того, что в жизни считается незначащим, не подлежащим изображению, становится сутью её искусства… Твёрдо придерживаясь духовно-нравственных принципов – Правды, Простоты, Искренности, оглядывая Мир сострадающим взглядом, избегая «зауми» в творчестве, Мария Трегубенко показывает нам, что есть светлые пути в современной живописи. «Надо просто быть» (так названа одна из её картин) и трудиться, в меру отпущенного свыше…



«Просто быть». 1998. Фанера, масло:






«Городок» («Не уходи далеко»). 2016. Баннерная ткань, смешанная техника:






Мария Трегубенко занимается и скульптурой в различных смешанных техниках (пластик, проволока, банки и т.д., собственно всё, чем и оснащён людской пейзаж). Ну а образы собаки и ребёнка, заброшенных судьбой в этот неухоженный, космичный, но неотделимо родной и всё ещё подающий надежды мир – «не уходят далеко». Напоминая, внушая: человек – друг человека…



1. «Собака». 2018. Смешанная техника
2. «Фигура». 2018. Смешанная техника






1. Мария Трегубенко онлайн
2. Государственный музей современного искусства «Царскосельская коллекция»





После известного перерыва выставка откроется для посетителей вновь.

Подробно с экспозицией выставки Марии Трегубенко в Государственном музее современного искусства «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин) можно ознакомиться ЗДЕСЬ







* Движение в защиту прав избирателей «Голос» - незарегистрированное общественное объединение, признанное иноагентом.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире