...Мы не знали бы, что мы,
Видимо, герои!..


(песня из к/ф «Айболит-66»)



Роберт Лотош. «Этруски» (по мотивам терракотового саркофага из музея De Julio). 2008. Дерево:





В петербургском Музее современного искусства «Артмуза» недавно открылась выставка скульптуры и графики Роберта Лотоша «Негероическое время».

Выставка, тем более скульптурных работ, тем более такого душевного автора, как Роберт Лотош, тем более в преддверии Новогодних праздников, чем-то сродни волшебному моменту в «Щелкунчике», когда Мари (вместе с читателем, вместе со зрителем) обнаруживает, что её куклы начинают жить собственной жизнью. Работы художника, насквозь пронизанные родственными связями идей, чувств, ассоциаций и контекстов бытия их родителя, продуманно собранные в экспозиции, не дожидаясь полуночи, активно проявляют свой цельный, родной, значимый мир.


«...Тут она увидела, что шкаф странно светится и в нем идёт какая-то возня и суета…»
(Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»)



«Кровать» («Алтарь семейного счастья»). 2005-2009. Дерево:





«Афродита». 2015. Дерево / «Геракл». 2004. Дерево:





«Семейственность» персонажей Роберта Лотоша – будь то греческие герои, египетский фараоны, друзья-художники, жена и дети-внуки – налицо. Нет такого этруска для Лотоша, в котором невозможно узнать «родного человечка». Нет такого «простого человека», который не предстал бы у Лотоша монументальным куросом, выступающим из плоскости в объём, а то и языческим богом, вольготно, по-домашнему, но виртуозно и остро формалистично распределившим свои «золотые» модульные сочленения.



1. «Галстук». 2017. Мрамор
2. «Курос». 2017. Дерево






1. Портрет художника Бориса Борща. 2008. Бумага, тушь
2. Портрет Чарина. 2009. Бумага, тушь






1. Портрет художника Анатолия Заславского. 2014. Дерево
2. Портрет художника Александра Задорина. 2006. Гипс
3. Портрет художника Арона Зинштейна. 2014. Гипс





Роберт Лотош родился в Ленинграде в 1953 году. Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (факультет скульптуры) в 1982 году. Член Союза художников России. Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Произведения хранятся в Государственном Русском музее, в Музее городской скульптуры Санкт-Петербурга, в Коллекции современного искусства Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург), в Министерстве культуры России, в Союзе художников России (Москва), в частных собраниях России, Германии, Голландии, Дании, Израиля, США, Швеции, Финляндии, Франции и других стран.



1. «Марк рисует». 2018. Бумага, акварель
2. «Танец». 2018. Бумага, гуашь






«Геракл». 2015. Камень:





Увидеть «Юдифь» в накрашивающей губы супруге, увидеть в кубических кусках камня интригу плоскостей кепок и шляпок, сотворить архаического божка из прачки, всё может доктор-наш-гаспар острого глаза художника.



1. «Юдифь». Бумага, гуашь
2. «Юдифь». 2018. Бумага, тушь






1. «Шляпка». 2018. Камень
2. «Прачка». 2018. Камень






1. «Прикуривающий». 2019. Бумага, акварель, гуашь
2. «Прикуривающий». 2019. Камень






Роберт Лотош:
Задачи, которые я перед собой вижу в работе – это конструкция, осознанный строй, в идеале архитектура, а бытовой сюжет здесь снимает излишнюю серьёзность и приближает произведение к нам, впрочем, сюжет вторичен и необязателен…
В скульптуре есть очень важный для меня компонент – материал. Каждый материал диктует свои условия, и мне нравится подчёркивать свойства материала…
Ещё я хочу привести важное для меня высказывание композитора Эдгара Вареза: «Мне нравится известного рода неуклюжесть в произведении искусства».




«Кровать». 2002. Мрамор:






1. «Коляска». 2017. Дерево
2. «Секрет». 2020. Камень





А.Григорьев о работах Лотоша: «В том, что он делает, можно увидеть удивительную чуткость к текущему, если так можно выразиться, «негероическому времени»...
Искусство сейчас не может быть столь же пафосным, как столетие назад…
Лотоша в его формальных изысканиях занимают, конечно, не проблемы метафизики. Возможно, для этого он слишком ироничен и полон живой жизни. Пространство формы позволяет ему вести живой диалог с разными культурами, оно для него прежде всего территория, обустроенная историей искусства…
Сам материал подсказывает ему идею и способ решения, как бы демонстрируя богатство заключенных в нём сущностей и возможностей. Глубину постановки творческих задач, возможно, несколько скрывает ирония».



Роберт Лотош у скульптурной композиции «Прогулка», 2015, мрамор:






«Иов». 2018. Дерево:




…в каждом дереве – дверь
И в горе каждой – дверь:
           тайный ход к необъятному Богу
Он находит и радуется.


(Сергей Стратановский. Из книги «Иов и араб»)


Но сколь ни увлекайся иронией бытовых и вековечных образов Роберта Лотоша, лихостью его пластических игр с формой и столь важной для него текстурой, – после встречи с «домашним театром» Лотоша, пожалуй, начинаешь чувствовать, сродни Иову, что всё-таки некий глубинный и метафизический смысл в наших перипетиях, видимо, есть. Что и сами мы – значимы. И даже что мы – видимо, герои…


Выставка графики и скульптуры Роберта Лотоша «Негероическое время» в петербургском Музее современного искусства «Артмуза» продлится до 31 января.

Подробнее с выставкой и её открытием можно познакомиться ЗДЕСЬ








Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире