15:07 , 16 ноября 2020

Пролетая над землёй: Анатолий Васильев

Нож перечеркивает хлеб,
а чашка внутренне сияет.
От каждой вещи остается рваный след,
и шрам годами заживает…
(Виктор Кривулин)



Анатолий Васильев
1. «Натюрморт». Инсталляция
2. «Захолустье». Живопись





13 ноября ушёл из жизни знаковый петербургский художник Анатолий Николаевич Васильев (22 ноября 1940, Рига – 13 ноября 2020, Санкт-Петербург) , тонкий график, остроумный коллажист и инсталлятор, живописец-философ. Один из первых художников-нонконформистов, выпускник ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, член товарищества «Пушкинской-10», председатель секции живописи Творческого союза художников Санкт-Петербурга (IFA)...



Михаил Шемякин и Анатолий Васильев (фотография Анатолия Васильева):





С 60-х годов Анатолий Васильев тесно связан с кругом деятелей андеграунда, создателями «второй культуры». Этому способствовало знакомство с Олегом Лягачевым, художником и писателем. Дом на Боровой, как рассказывал Васильев, был центром, где устраивались первые выставки нонконформистов, читали свои стихи Валерий Петроченков, Константин Кузьминский, Виктор Кривулин, Олег Охапкин, разыгрывались спектакли с участием Валерия Кравченко, Валерия Родченко и активного пропагандиста музыкального авангарда Сергея Сигитова…



Серия «Тени русской культуры. 90-е». Чёрная бумага
1. поэт Виктор Кривулин
2. поэт Елена Шварц
3. христианский философ Татьяна Горичева
4. художник Михаил Шемякин
5. художник Елена Фигурина
6. художник Тимур Новиков
7. автопортрет Анатолия Васильева
8. художник Анатолий Белкин





Вместе с Лягачевым Анатолий Васильев участвует в издании рукописных альманахов не только как иллюстратор, но и как прозаик и драматург. В это же время он вошёл в художественную группу «Петербург». Как архитектор был соавтором Михаила Шемякина в монументально-художественных проектах (в 1990 году он принимал участие в архитектурном решении ленинградских памятников Петру Первому в Петропавловской крепости и Жертвам политических репрессий на набережной Робеспьера), а после перестройки вместе с Шемякиным принимал участие в карнавалах в Венеции. Участвовал в многочисленных выставках и акциях неофициальных художников: в Гавани (1962), на Кустарном (1971), у Кузьминского (1974), в Доме культуры «Невский» (1975), в Доме культуры имени Орджоникидзе (1976), в выставках ТЭВ, ТЭИ, IFA…



«Карта Гипербореи». Живопись:






1. «Брайан Ино» 2. «Счастливый случай»






Анатолий Васильев, работая в разных жанрах, с удовольствием применял всевозможные техники и материалы.






Одна из излюбленных техник Анатолия Васильева – акварель. В ней, например, выполнена серия «Праформы» (2004) – на темы структур минералов и микроорганизмов.
Признаюсь, лично мне эти работы автора всегда были наиболее близки. В абстракциях явно просматриваются пейзажи – «виды» на горизонт и с птичьего полёта…  


1. «Пролетая над землёй»
2. «Шушары. Вид в сторону города»






1. «Мегаполис»
2. Из цикла «Архаика». «Магический орнамент»





Иногда в этих «географических» структурах кукушкиных гнёзд человечества, облетаемых художником, обнаруживается и сам микроскопический «хозяин», преобразователь мира…


1. «Остановка в пути»
2. «Пролетая над землёй — 3»





Противостояние деятелей неофициальной культуры официозу советской эпохи проявлялось не только в формальных экспериментах и поисках художественного языка, развивающих традиции формализма начала прошлого века, выхолощенные ложью реальной действительности и соцреализмом, подменённые агитационными штампами. Противостояние было и в наведении мостов с досоветской и мировой культурой, а также в духовных поисках, обращении к философии, в том числе религиозной, христианской и античной. Для Анатолия Васильева тема духовности была важной – и в творчестве, и в жизни. Духовности, убегающей от мелочной суеты и агрессии.



«Убегающий от волны»:











«Кардинал Пётр»:






«Бегущие по земле»:





В последнее время Васильев, кроме коллажа и акварели, всё больше обращался к масляной живописи. Это серия воспоминаний, можно сказать, в почти реалистической манере, но и тут повествование трансформируется художником в знак. Знак эпохи. Знак бытия. Запертого в лестницы кафкианского сознания и ютящегося в комнатах памяти утлого домашнего эдема…


1. «Франц Кафка». Коллаж
2. «Петербургская лестница». Живопись





...И не оглянуться!
Но и все, кто касался когда-то
бутафорского хлеба, кто пил
пустоту, что кувшином объята, –

все, как чёрные губы, сомкнутся
в молчаньи художника-брата,
недаром он так зачернил
дальний угол стола.

Жизнь отходит назад
дальше, чем это можно представить!
Но одежда Орфея бела…

(Виктор Кривулин. Отрывок стихотворения «Натюрморт с головкой чеснока. 1973)



«Натюрморт»:





Творчество Анатолия Васильева – это окно. Окно возможностей с видом на карнавал иных структур, формул и кристаллов света…


Пройдя по ссылкам на отчёты о двух персональных выставках (из которых здесь приведены фотографии), можно более подробно познакомится с работами Анатолия Васильева.

1. Анатолий Васильев — 75. «Мастерская». Юбилейная выставка. IFA, СПб, 04.03.2016


2. Анатолий Васильев. Живопись, графика. Арт-центр «Пушкинская-10», СПб, 20.11.2010







Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире