Полетав над Ленинградом
и застряв под Петербургом,
мы возьмём работу нА дом:
полетаем друг над другом…


Тяга людей сбиваться в группы, во френды, в «мастерские», в «ячейки общества» – создавать свои уединённые миры, совместно с себе подобными и близкими отгораживаясь от внешних бушующих стихий – это самоизоляция или гармония?..

Добровольное объединение – как и добровольное уединение – это та свобода, которая обретает силу и смысл в поддержке друга. Бытие, опирающееся на определённый круг общения, или на партнёра, рождает некое общее «новое тело», систему равновесия, уже полагающуюся на взаимодействие, сочувствие и сотворчество. Некий Дом.


Марина Спивак. «Шкаф». 2006. Дерево, гипс:





...Одни из последних перед «самоизоляцией» петербургских вернисажей произошли в середине марта в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков. Среди них юбилейная выставка (к 80-летию) живописца Анатолия Заславского (в данном случае, портреты – «Мастерская в лицах») и «Коломяжская история» скульпторов (и живописцев) Александра Позина и Марины Спивак. Многочисленные «родные» лица мастерской Заславского и Дом-мастерскую «деревни художников» супружеской пары Александра и Марины, при всей разнице творческих путей, техник и жанров, единит тема самодостаточности и уверенности друг в друге людей, близких по духу и укладу жизни.



Анатолий Заславский. «Лиза-Мария и Ирочка на диване». 2004. Холст, масло:





К 80-летнему юбилею Анатолия Заславского должны были открыться почти одновременно две выставки – эта, «Мастерская в лицах», выставка портретов, успевшая осуществиться в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков, и другая, в Новом музее Аслана Чехоева («Избранное»). В Новом музее развеска уже было произошла, но увы, карантин так и не допустил посетителей.

Анатолий Савельевич Заславский – известный живописец, член Союза Художников России, член Международной федерации художников (IFA), участник творческого объединения Восьми «Лестница», действительный член Академии современного искусства Санкт-Петербурга, организатор творческой группы «Безнадёжные живописцы». Преподаватель и тонкий рассказчик о художниках – как в своих статьях, так и на вернисажах многочисленных выставок города. Анатолий Савельевич – сам по себе центр, своей творческой энергией притягивающий художников, поэтов, всех встречных в круг общения и совместных живописных опытов.



Марина Спивак – дочь известного скульптора Льва Сморгона. Скульптор, живописец, график и поэт. Ещё она занимается коллажами из готовых текстильных изделий, а также из предметов мебели – и прочей всевозможной смешанной техникой.


Марина Спивак. «Стирка». 2016. Ткань
Марина Спивак. «Подросток». 2006. Дерево, гипс





Конечно, чтобы хоть что-то успевать ещё, кроме бесконечной текучки домашних обязанностей, нам просто необходимо иногда хоть куда-нибудь выбираться. Тем не менее и движение вглубь, что тоже известно, даёт завидные результаты. «Наружа» внутренностей бытовой жизни, с её стирками, готовками и песнопениями; аппликации зрелых чувств и подростковой замкнутости, рвущейся за рамки; панорама простодушных таинств нижнего белья, как в праздничную ночь, оживающего сказочными персонажами в текстильных картинах, скульптурах и объектах Марины Спивак (и в тандеме с работами Позина, и сольно) – прожитая и воскресшая жизнь вещей – выстраивается в декорации живого самостийного театра.



Марина Спивак. «Кальсоны». 1989. Ткань:







...Анатолий Заславский в своей живописной работе во многом непредсказуем. Как признавался сам художник, его увлекает натура, словно требуя совершенно отдельного к себе подхода, индивидуального эксперимента. При этом творческий метод автора, я бы сказал, практика любовного мальчишества и живописного провоцирования, всегда узнаваем в любом экспозиционном и творческом соседстве. И мастер не только не сторонится чужого контекста, наоборот, всю жизнь аккумулирует эти пересечения. На групповых выставках «Безнадежных живописцев», на выставках в компании из трёх-четырех друзей, живописцев и скульпторов, на парных выставках с учениками… Возможно поэтому и мне захотелось слегка «перетасовать карты» (и художников) в своём рассказе об этих двух выставках. Выставках на общую, в сущности, тему – тепла и Дома как мастерской жизни.


Анатолий Заславский. «Ирочка у зеркала». 2019. ДСП, смешанная техника:







...Александр Позин работает с различными материалами. В том числе у Позина есть замечательная серия бронзовой мини-пластики неких «картофельных» венер и «фруктовых» танцев. Формалистичные в своём лаконизме, они, одновременно, трогательны и смешны. Его привлекают и крупные размеры, и малые формы. На данной выставке представлены его деревянные конструктивы, в которые автор добавляет цвет. Он привносит новую энергию в обломки былой силы и в ушедшую на пенсию утварь.


Александр Позин. «Звук» и «Рояль». 2019. Дерево, левкас, акрил:







Марина Спивак. «Гавриил». 1997. Ткань:







Анатолий Заславский. «Портрет отца». 1989. Картон, масло:





Мужчины и женщины, старики и дети… Дом человеческий наполнен звуками и образами, он и сам становится всеобъемлющим знаком, монументом, введённым во временнЫе рамки, в квадрат, в энную степень бытия.



Александр Позин. «Старые щётки». 2014. Дерево:





Марина Спивак. «Галстуки». 1998. Ткань, кожа:





Неравнодушие к серьёзным взаимным отношениям цвета; динамика страсти и статика, тяготеющая к символу; уютность естественного добра, не готового списать в тираж повседневность и прожитое сообща – по-моему, очевидные мотивы обеих выставок, да и творчества столь разных художников.

Анатолий Заславский. «Коля Арронет расписывает яйцо». 2013. Холст, масло:



Александр Позин, Марина Спивак. «Утренний кофе». 2004. Дерево, ткань:





Из аннотации к выставке «Коломяжская история»: «В настоящей мастерской в бывшей деревне Коломяги скульпторы творят свою утопию. Они рассказывают о желаемом, а не о том, что есть на самом деле». Хотя «сюжетная основа произведений обоих художников неизменно связана с личными и семейными переживаниями, впечатлениями, эмоциональными всплесками»...


На мой взгляд, гармония притёртых друг ко другу балок и лоскутов, составляющих скарб совместного человеческого проживания, музей предметов, вросших по велению авторов друг в друга вместе с дождём – не выглядит так уж утопично. Этот парадиз вполне реален на вкус, цвет, любовь…


Марина Спивак. «Этрусская любовь». 2008. Дерево, гипс:



Анатолий Заславский. «День рождения Михаила и Елены». 2019. Холст, масло:





Горячий цвет или его тихие дуновения… Порыв ли ветра, заставляющий встать музыку на дыбы… Резонатор – мы. Только наше высокое присутствие может обжить теплом эту вселенную. Чем и стоит заняться на досуге. Пока все дома. Если, конечно, все у нас дома…


Александр Позин. «Ветер». 2010. Дерево, левкас:



Подробнее о юбилейной выставке Анатолия Заславского «Мастерская в лицах» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков и ее открытии – ЗДЕСЬ


Полностью экспозиция выставки Александра Позина и Марины Спивак «Коломяжская история» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков и открытие – ЗДЕСЬ



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире