Когда мой бородатый и патлатый батя-Лёня приходил за мной в детсад, все дети начинали кричать: «Дедушка Ленин! дедушка Ленин!» Видимо, путали с Карлом Марксом…



«Иногда они возвращаются…»

В известной песне о переселении душ Высоцкий рассматривает закономерности, связывающие дела человека в этой жизни с тем, что остаётся, «после того как её рассказали». С заключением, мол, «не лучше ли при жизни быть приличным человеком»...

Что ж, для путешествий своей собственной души это так, можно не сомневаться. Однако для окружающих наблюдателей, так сказать, зрителей – не всё так просто. А уж в эпоху победившей поп-культуры особенно. Время, молва и всегда-то делали из понятий мемы, а из звёзд политики и культуры бренды. А уж после Энди Уорхола, после поп-арта, комиксов, призванных заменить многабукав, в пандемии рекламы – в общем, после постмодернизма всего и вся – сегодня даже то, что было при рождении насмешкой, пародией, стёбом над массовой культурой потребления и развлечения – стало ею самой.

Однако, как гласит один из, опять же, мемов – иногда они (смыслы) возвращаются. И вот бренды имён великих людей, или ужасных убийц, внезапно снова обретают отражение. Отражение в реальной действительности. По мере того, как на пьедесталы понятий и ценностей новой реальности возвращаются «гипсовые обрубки», ещё недавно вполне себе брендовая пустота (с одной стороны модных символов на майках, с другой стороны ни к чему уже не обязывавших смелостей в адрес «мёртвых львов») наполняется содержанием. Стряхивая с себя попсовость, фарс вновь обретает функции. Функцию пересмешничества. Функцию свободы противостояния культам. Функцию опознания в старых брендах насилия и подчинения – нынешних ловушек, новых «уловок-22».



Владимир Козин. «Ленин-мышеловка». 2014 (версия работы 2003 года). Холст, масло, 35 мышеловок:




В начале марта в петербургском арт-пространстве «ДК Громов» к 150-летию В.И.Ульянова-Ленина открылась выставка «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством» (цитата из Луначарского). В кураторском проекте художника Александра Дашевского соседствуют как работы художников советского периода, так и современные творческие отклики на тему ленинианы.


Вот, например, работы Андрея Люблинского в стиле дизайн-проектов и пиктограмм.


1-2. Андрей Люблинский. Из серии «GoodBad». 2020. Дерево, водоэмульсионная краска, трафареты:





Авторы экспозиции, конечно, не прошли мимо знаменитых мемов советской эпохи (например, «Аппассионаты» Бетховена, которую якобы вождь обожал и называл «нечеловеческой музыкой») и самого популярного постсоветского – курёхинского – мема на ленинскую тему. На радиоле советского времени – пластинка  «Аппассионаты», а на экране монитора – запись передачи Сергея Шолохова «Тихий дом» (Ленинградское телевиденье) с постмодернистским «докладом» Сергея Курёхина «Ленин – гриб».


1. Бетховен. «Appassionata». Винил:
2. Сергей Шолохов и Сергей Курёхин с лекцией «Ленин – гриб». Видео телепередачи:





Визуальным и трёхмерным развитием курёхинского стендапа выступает скульптурная пластика Маяны Насыбулловой, в духе родоначальников постмодернизма скрестившей «культовую» грибную тему с брендами-образами масскультуры, и западной, и отечественной.


Маяна Насыбуллова. 2015-2017:
1. «Ленин-гриб». 2015. Гипс, акрил
2. «Ленин-Чебурашка». 2015. Гипс, акрил
3. «Ленин-Джокер». 2015. Гипс, акрил



Маяна Насыбуллова. 2015-2017:
4. «Ленин — Микки Маус». 2017. Гипс, акрил
5. «Ленин-Фантомас». 2015. Гипс, акрил
6. «Ленин-Мефистофель». 2015. Гипс, акрил



Мутации поп-культуры, как и вирусы, не знают не только табу, но и пределов скрещивания и материалов воплощения. Рыбак рыбака видит издалека. И происходит химическая реакция.


1. Александр Косолапов. «McLenin's». 1991. Шелкография
2. Василий Слонов. «Мыло Ленин». 2002. Резьба по красному мылу. Инкрустация белым мылом по красному мылу






Даже привычные плакатные образы, но выполненные в современных техниках и материалах, как и полагается постмодернизму, получают свой контекст восприятия. Например, в случае скотчарта – «упаковочный».


Николай Васильев. 2017. Цветной скотч:






Фотограф и художник Андрей Чежин, основавший в арт-центре «Пушкинская-10» «Музей кнопки», верен своей серии кнопочных образов и в лениниане.


Андрей Чежин. Из серии «Кнопка». 2013. Дерево, кнопки:






Книжный график Михаил Гавричков в своей живописи – остросатирический мифотворец. А уж в теме культа вождя – куда от мифотворчества деться. Некуда.


Михаил Гавричков. «Тайна истории». 2016. Холст, акрил:






Григорий Майофис. «От ленинской науки крепнут разум и руки». 2006-2017. Холст, бромойль:






1. Константин Симун. «Лампочка Ильича». 1995-2008. Бронза
2. Лев Сморгон. «Ленин». 1974. Бронза
3. Леонид Соков. «Ленин и Джакометти». 1989. Бронза




А вот такие «трогательные» советские скульптурные композиции, как Ленин, который утешает плачущего мальчика, прямиком отсылают нас к мифу – и анекдотам-реакциям на миф – «Ленин и дети».



Александр Задорин. «Ленин, дети и кот». 2005. Тушь. Графика по фотопортрету Ленина:






1. Андрей Сикорский. «Ленин на ёлке». 2010. Смешанная техника (выкрашенный скелет рыбы, октябрятская звёздочка, дверца казённой тумбочки и крепежи для полиэтиленовых пакетов)
2. Виктор Тихомиров. «Ленин и дети». 2020. Холст, акрил






Кстати говоря, сегодняшняя эпоха фейк-ньюз, обнулившая содержательность и в институтах, и в информационном потоке, и, всё чаще, в уголовных преследованиях – уже, пожалуй, не готова отличить иронию и пародию от дезинформации. Или с лёгкостью пренебрегает смыслом, рассчитывая в своих обвинениях на обнулённое восприятие…


Ринат Волигамси. Из серии «Неофициальный альбом». 2005-2006. Бумага, цифровая печать:





Переворачивать лежалый товар, промывать замыленный стереотипами взгляд, превращать даже клише в шестерёнку механизма, работающего на оздоровление стоячей воды – дело и поэта, и скомороха.


Группа «Синие носы» (Вячеслав Мизин, Александр Шабуров). «Ленин переворачивается в могиле + Альбиони». 2004-2005. Видео-инсталляция.
В коробку проецируется замкнутое короткое видео с переворачивающейся фигурой вождя:





В общем так, обнулять содержательность вредно для здоровья общественной атмосферы. И художники продолжают пародировать и подразумевать. Отмывать себя и общество от штампов, от попсы простых ответов и прямолинейного чёрно-белого восприятия. Изгонять морализирующих торговцев. Подставлять зеркало обществу, отражая его культы. Культы потребления, обогащения, поклонения. Выводить из загонов. Кому-то надо. Кому-то можно. Кому-то не фальшиво.

Не сотвори бренд. Не брендом единым. Главное, не стать ещё одним кирпичом в стене изоляции смыслов и их подмен…






Подробнее познакомиться с выставкой «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством. Ленин в Громове», некоторыми её авторами, а также с открытием в арт-пространстве «ДК Громов», можно ЗДЕСЬ







Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире