...А История такое большое дело, что и Топтыгин, при упоминовении об ней, задумывался. Сам по себе, он знал об ней очень смутно, но от Осла слыхал, что даже Лев её боится: «Не хорошо, говорит, в зверином образе на скрижали попасть!»

М.Е.Салтыков-Щедрин



Василий Голубев. «Радикальное решение». Холст, масло (работа с выставки «Песня о Родине». Русский музей, Шереметевский дворец, СПб, 2012):





Впрочем, раздумья медведей на воеводстве о своём облике, о том, чем им войти в историю – съедением ли надоедливых чижиков, или, наконец, решительным разрубанием бесконечных, вечно ударяющих по лбу «граблей» – обычно заканчиваются, как всегда: возвратом к скрепам.



Василий Голубев. «Полно пить! Возвращайтесь к призванию-с!!!» Холст, масло:





В петербургской галерее «14/45» уже сегодня заканчивается выставка живописи Василия Голубева «Коротким путём».

Василий Голубев – живописец и книжный график (например, автор иллюстраций к художественному изданию «Вита Новы» поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки», 2011), член художественной группы «Митьки» и Союза художников России.

Живопись Голубева, «рассказчика историй», ведёт нас прямым путём к сложным чувствам. Это и узнавание смешных – или болезненных – жизненных коллизий, и притча в одном флаконе, то бишь картине. Причём ключ к прочтению, порой, неожиданному, автор даёт текстом непосредственно на изображении.



«Коротким путём». Холст, масло:





«Вопрос, занимавший всех поклонников греческой мифологии, всех читателей «Одиссея»: о чём пели Сирены? ...Ясно, что не о приключениях и авантюрах пелось в тех песнях, там пелось о «простом, домашнем», о буднично-привычном, но вдруг увиденном со стороны. И если этот мотив не содержит ни одной фальшивой ноты, он действительно создаёт неодолимость, тягу, заставлявшую метаться привязанного к мачте Одиссея. Живопись Василия Голубева подхватывает пение Сирен» (философ Александр Секацкий).



«Завидовать нехорошо, но я буду!» Холст, масло:







«А что, есть пиво?» Холст, масло:





«Смеховая культура Голубева своеобычна. В ней нет места сарказму, карикатуре. Всё по-доброму, по-домашнему. Светло. И работы откладываются в памяти, составляя счастливую коллекцию, из которой можно выдергивать любую картинку и разгонять своё дурное настроение» (искусствовед и художник Лариса Скобкина).


Тёплое отношение автора к большинству своих персонажей – как к родным – отмечается практически всеми. Художник, и за ним зритель, невольно сочувствуют их слабостям и переживаниям, их жизни, полной детских амбиций и взрослых катастроф… Возникает практически ностальгическое узнавание собственного бытия…



Костры допоздна, стойко запечатлевшиеся в нашей памяти во всех характерных деталях…


«Финальный аккорд». Холст, масло:






Неловкость от публичных родительских «нежностей»...


«Пацаны смотрят!» Холст, масло:






Больничные посещения... 


«Мама». Холст, масло:






Надежды и тупики…


«Катастрофически не хватает иллюзий». Холст, масло (работа с выставки «Новые рассказчики в русском искусстве». Русский музей, Мраморный дворец, СПб, 2015):





Непременный элемент взгляда на себя «со стороны» – ощущение уязвимости. В работах художника, да и в нас самих, «вечерних», возвращающихся после дневного театра успешности (и гонки за ней) в замкнутые пространства одиночества, или в семейные клетки, которыми обернулись былые мечты…



«А вечерами они уязвимы». Холст, масло:





Быть как все… Это вечный внутренний посыл социальной лузерофобии, советского ли, подавляющего «коллективистского» периода, или нонешней неуютной эпохи «мачизма» – сигнальные флажки в нас всё те же…



«– Я нормальный!..» Холст, масло (с выставки «Время действия – любое». Живопись, графика. «Пушкинская-10», СПб, 2014):







«В этот день ровным счётом ничего не случилось». Холст, масло:





«Большинство работ являют сложную смесь смешного и щемяще грустного. Всё как в жизни. Трагикомедия… Тема маленького человека. Но ведь мы все маленькие. И чем больше о себе думаем, тем смешнее выглядим» (Лариса Скобкина).



«Хорошо, что вчера не повесился!» Холст, масло:







«Красиво, чёрт возьми!» Холст, масло:





...Как-то так вышло, что в данной подборке именно «смехового» начала в работах Голубева представлено сильно меньше трагического и лирического. Может, это время повлияло на мой сегодняшний выбор, может, и у автора на этой выставке было достаточно много «рефлексии»...

В общем, заглядывайте (например, по приведенным выше ссылкам) и на другие выставки автора. И вспоминайте – себя, воздух и свет детства, а также соблазны, радости и суету теней сегодняшней злобы дня и ночи. 

Если вам самим некогда оглянуться на вашу и нашу историю, если вы позабыли слова своих же песен – Василий Голубев вам напомнит.



«Слов не знают». Холст, масло:




Подробно экспозицию и открытие выставки Василия Голубева «Коротким путём» в петербургской галерее «14/45» можно посмотреть – ЗДЕСЬ








Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире