– Мона Лизу? алё, Лизу мона?

(из телецикла «Городок»)


Можно. И Лизу, и Данаю, и Ильича на ёлке, и даже Папу Римского. В петербургском арт-центре «Пушкинская-10» в галерее «Мастерская Полковника» открыта выставка художника Андрея Сикорского и автора-инициатора проекта «Fineart/Badcover», коллекционера Якова Кальменса.



Андрей Сикорский. «Мона Лиза» (по Леонардо да Винчи). Противень, рэдимейд-прогар, коллаж:





Представленные художником объекты – трёхмерный парафраз, интерпретация известных произведений мировой и отечественной живописи. «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы» и ассоциации… Из любого. Когда культура – твой багаж, и когда отношение к окружающему «мусору» непредвзятое. Не замыленное, а глазастое, с азартом первооткрывателя и созидателя.


Андрей Сикорский в видеоинтервью АРТЛИКБЕЗу специально для нервных, или наоборот, праздных соглядатаев, подчёркивает, что этот явственно ироничный, весёлый проект – письмо благодарности. Через улыбку, но именно признание в любви к мастерам, на которых рос, которыми подпитывался и сам.



«Танец» (по Анри Матиссу). Коллаж-объект. Матерчатые перчатки, подрамник. Слева внизу – образец перчатки, справа внизу репродукция картины Матисса:





Не закостенелым, не пиететным, а вовлеченным – собственно именно таким и должно быть отношение к культурному наследию. Нет никакого «аутентичного» Чехова или Достоевского. Есть наша игра с ними, соразмышление – или оспаривание. Есть востребованность их образов как знака. Такое активное взаимодействие с искусством и философией прошлого означает, что они живы для нас. Что они – в «пользовании».



«Грачи прилетели» (по Алексею Саврасову). Двойной объект-коллаж. Металл, береста, ветки, краска, рамка:





Андрей Сикорский признался, что дуэт с Яковом Кальменсом как куратором, не смотря на яростные творческие споры, был непринужденным и плодотворным. Многое «нашлось» в мастерской художника уже готовым. Например, «чайка», она же (здесь) «грач», и коллажный пейзаж, заляпанный якобы птичьим помётом «в стиле Поллока», были соединены специально для выставки именно Кальменсом.

Также Кальменсом, для соответствия картинке про Ленина на ёлке, было предложено заменить серп и молот в  работе Сикорского на октябрятскую звёздочку.



Ленин на ёлке (по Н. Жукову). Коллаж-объект. Рыбный скелет, октябрятская звёздочка, зажимы пакетов для хлеба, дверца тумбочки:





Кстати, образ советского вождя как объект не панегирика, а абсурда, возникал ещё у классика сюрреализма. А Сикорский, в свою очередь, обыгрывает и его пассаж.



«Частичное помрачение. Шесть явлений Ленина на рояле» (по Сальвадору Дали). Двойной объект-инсталляция:





Но, разумеется, основная любовь автора пролилась на художников времён могущества и апофеоза живописи – эпохи возрождения, а также, конечно, импрессионизма и постимпрессионизма.



«Портрет доктора Гаше» (по Винсенту Ван Гогу). Коллаж-объект. Дерево, проволока, консервный нож, штопор, расчёски и др.:






«Стог сена в Живерне» (по Клоду Моне). Рэдимэйд. Жесть, рамка:





Надо сказать, Я. Кальменс, ассистируя художнику (как выразился сам Яков), не ограничился подбором ассоциативного ряда для работ Сикорского. Он ещё разразился и искромётным манифестом, органично сочетающим в себе лёгкий стиль троллинга (например, в утверждении, что оригиналами являются именно работы Сикорского, а не те, что висят в луврах) – и тонкие философско-искусствоведческие заявления:

«...Сколь милы для многих сердец слова Лувр и Орсэ, Метрополитен и Национальная галерея искусства, Прадо и Уффици, да и мало ли ещё! Очень хочется везде побывать и всё увидеть! Как же объять сей необъятный список? Казалось бы никак… Но! На помощь нам приходит известный художник импортозаместитель-полижанровист Андрей Сикорский. В чём же секрет его творчества и успех его работ? Только в постоянном поиске…
...Сейчас, когда идеи дадаизма претерпевают ренессанс, возникает новое явление, переосмысливающее основные положения этого течения. «Листая страницы железа и жести» и поигрывая «на флейте водосточных труб», автор не надеется на случайную удачу, накидав как попало не пойми чего, а, видя вторую сущность утилитарного предмета, действует осознанно, удивительным образом переводя рацио в эмоцио».



«Бар в Фоли-Бержер» (по Эдуарду Мане). Коллаж-объект. Водосточная труба, разделочная доска, проволочная сетка и др.:






«Едоки картофеля» (по Винсенту Ван Гогу). Коллаж-объект:







«Рыбная лавка» (по Франсу Снейдерсу). Арт-объект:







«Юдифь», попирающая отрубленную голову Олоферна (по Джорджоне). Коллаж-объект. Кухонные принадлежности, дверная ручка, пружины, проволочная сетка, дверца и др.:





Хочу (в скобках) отметить внимательность Сикорского к цвету и тону. К «графике» деталей при цельности соотношений пятен. Да, понимания композиции – её сопряжений и колористических отношений – автору не занимать. Работы очень достойно и гармонично перекликаются в этом с цитируемой классикой, выдерживая появление в одном контексте.



«Дама с горностаем» (по Леонардо да Винчи). Коллаж-объект:







Портрет Папы Иннокентия Х (по Диего Веласкесу). Коллаж-объект:







«Танцовщица с бубном» (по Эдгару Дега). Коллаж-объект. Хлебница, дверца и др.:







«Контрацепция Данаи» (по «Данае» Рембрандта Ван Рейна). Коллаж-объект. Даная оберегает себя зонтиком от Зевса, явившегося к ней в темницу в виде золотого дождя:





Как заметил Вячеслав Корнев, задававший вопросы художнику в своем интервью (видеоблог АРТЛИКБЕЗ), принцип существования культурного времени в том, что в нём границ нет: прошлое, будущее, настоящее – всё условности…

Да, главное это прольётся ли божественный дождь – или пройдёт мимо. Мимо нашей темницы, любопытства, азарта, творческого либидо…



Выставка Андрея Сикорского «Fineart/Badcover» в Петербурге в галерее «Мастерская Полковника» арт-центра «Пушкинская-10» продлится до 8 декабря.

Подробнее фотоинформацию о выставке и ссылки на её открытие можно найти ЗДЕСЬ





















Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире