Лев Сморгон. «Здравствуйте». 2015. Бронза:

И действительно. Казалось бы, одни и те же параметры и типажи – но мы мгновенно распознаём родных и знакомых по совокупному впечатлению: движение, повадки, реплики…
Лев Сморгон:
1. «Ахматова». 2017. Бронза
2. «Бродский». 2002. Бронза
3. «Цветаева». 1995. Бронза

Однако перед художником стоит не только задача «схватить» и передать эту колеблющуюся вселенную. Бывают всё же и другие желания: создать мир самому. Параллельный мир. Собрать камни.
Но и в параллельной ипостаси родного мироздания с его обитателями – «фиксируя» не мгновенье, а период узнавания. Сперва разъять музЫку, но – из атомов, модулей, формул – вновь явить жизнь, катящуюся на скейтборде нашего неравнодушного восприятия.
Лев Сморгон. «Скейтборд». 1991. Гранит:

Льву Наумовичу Сморгону – 90. В Петербурге, в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры открыта юбилейная выставка мастера «Ретроспектива». Здесь представлены почти все техники, материалы, жанры, периоды и направления деятельности художника. Его знаменитые скульптуры камней, держащихся на врезках-замках и под собственным весом. Бронза. Фарфор. Дерево. Живопись «линиями» (то есть сериями развивающегося, дублирующегося мотива), графика…
«Андрей Белый». Гранит. Варианты.
Слева – фотография из «Сада скульптур» мастерской Сморгона, Марины Спивак и Александра Позина в «Деревне художников»:

Бронза Сморгона очень часто играет на трёхмерной обманке мнимого объёма: заворачивая за её выразительный «профиль», обнаруживаешь контрастно узкий, а порой режущий торец. Прорехи и пустоты также вступают в общее построение проникающих, изменяющихся и сливающихся воедино пространств.
1. Портрет И. Штокбанта. 2013. Бронза
2. «Гефест». 2007. Бронза

И в камнях скульптор иногда также использует этот острый приём перехода из объёма в плоскость. Это не просто рельеф, барельеф, горельеф. Это именно пространственный сдвиг. При обходе объекта – эффект почти интерактивного изменения, словно моделирование происходит у тебя на глазах. Например, в портрете-плите памяти поэта Виктора Кривулина.
«Виктор Кривулин». 2007. Камень:

Изменения и вариации – «линии», как называет автор – характерны для Сморгона. Они и в его живописных сериях, и в скульптурных «кадрах».
«Эйнштейн». 2005. Бронза:

В более ранний период, до встречи с Владимиром Волковым (художником круга П.Кондратьева, В.Стерлигова, Т.Глебовой), повлиявшим на художественное мировоззрение Сморгона, на пути и поиски его как художника, он много занимался деревянной скульптурой и фарфором.
«Натурщицы» и «прядильщица». 1969. Дерево, акварель:

Л.Н.Сморгон сотрудничал с фабриками «Ленигрушка», «Промигрушка», с различными артелями – и вошёл в историю прикладного искусства, выпустив в свет целую серию (около ста оригинальных моделей) пластически «формалистичных» зверюшек и кукол, конструктивно модульных. Ввёл крепление модулей-частей кукол на шарнирах.
Куклы. «Антон», машинка, «Клеопатра», «Володька»:

Модель памятника «Ангел блокадного неба», бронза /
Модель фигуры для памятного знака женщинам-бойцам МПВО, установленного в 2002 на Кронверкской улице в СПб:

Разумеется, у Сморгона опыт перевоссоздания мира происходил решительно и в работах на плоскости.
Автопортрет в юности. 1948. Бумага, акварель:

Автопортрет. 1990. Холст, масло:

Холст, масло:

1991. Холст, масло:

Испытывая на себе притяжения – а также имея прочие земные наклонности и устремления – наши, человеческие стволы вырастают из почвы, распускаются и балансируют, отрицая прямые углы и фасадность. Коленчатые цветы, сопротивляющиеся статике, прижимающей, как гранит. Иллюзорные, как бронзовые пластины, просвечивающие прорехами. Неповторимые, как каждый грядущий день…
Из экспозиции во внутреннем дворе Нового выставочного зала Музея.
Справа – каменный автопортрет автора:

Юбилейная выставка Л.Н.Сморгона «Ретроспектива» в Петербурге, в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры продлится до 8 декабря.
Несколько подробнее об экспозиции и открытии – ЗДЕСЬ