– Я милого узнаю по походке, – пелось в одном городском романсе…


Лев Сморгон. «Здравствуйте». 2015. Бронза:




И действительно. Казалось бы, одни и те же параметры и типажи – но мы мгновенно распознаём родных и знакомых по совокупному впечатлению: движение, повадки, реплики…


Лев Сморгон:
1. «Ахматова». 2017. Бронза
2. «Бродский». 2002. Бронза
3. «Цветаева». 1995. Бронза





Однако перед художником стоит не только задача «схватить» и передать эту колеблющуюся вселенную. Бывают всё же и другие желания: создать мир самому. Параллельный мир. Собрать камни.
Но и в параллельной ипостаси родного мироздания с его обитателями – «фиксируя» не мгновенье, а период узнавания. Сперва разъять музЫку, но – из атомов, модулей, формул – вновь явить жизнь, катящуюся на скейтборде нашего неравнодушного восприятия.



Лев Сморгон. «Скейтборд». 1991. Гранит:




Льву Наумовичу Сморгону – 90. В Петербурге, в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры открыта юбилейная выставка мастера «Ретроспектива». Здесь представлены почти все техники, материалы, жанры, периоды и направления деятельности художника. Его знаменитые скульптуры камней, держащихся на врезках-замках и под собственным весом. Бронза. Фарфор. Дерево. Живопись «линиями» (то есть сериями развивающегося, дублирующегося мотива), графика…



«Андрей Белый». Гранит. Варианты.
Слева – фотография из «Сада скульптур» мастерской Сморгона, Марины Спивак и Александра Позина в «Деревне художников»:





Бронза Сморгона очень часто играет на трёхмерной обманке мнимого объёма: заворачивая за её выразительный «профиль», обнаруживаешь контрастно узкий, а порой режущий торец. Прорехи и пустоты также вступают в общее построение проникающих, изменяющихся и сливающихся воедино пространств.


1. Портрет И. Штокбанта. 2013. Бронза
2. «Гефест». 2007. Бронза





И в камнях скульптор иногда также использует этот острый приём перехода из объёма в плоскость. Это не просто рельеф, барельеф, горельеф. Это именно пространственный сдвиг. При обходе объекта – эффект почти интерактивного изменения, словно моделирование происходит у тебя на глазах. Например, в портрете-плите памяти поэта Виктора Кривулина.


«Виктор Кривулин». 2007. Камень:





Изменения и вариации – «линии», как называет автор – характерны для Сморгона. Они и в его живописных сериях, и в скульптурных «кадрах».


«Эйнштейн». 2005. Бронза:






В более ранний период, до встречи с Владимиром Волковым (художником круга П.Кондратьева, В.Стерлигова, Т.Глебовой), повлиявшим на художественное мировоззрение Сморгона, на пути и поиски его как художника, он много занимался деревянной скульптурой и фарфором.


«Натурщицы» и «прядильщица». 1969. Дерево, акварель:





Л.Н.Сморгон сотрудничал с фабриками «Ленигрушка», «Промигрушка», с различными артелями – и вошёл в историю прикладного искусства, выпустив в свет целую серию (около ста оригинальных моделей) пластически «формалистичных» зверюшек и кукол, конструктивно модульных. Ввёл крепление модулей-частей кукол на шарнирах.


Куклы. «Антон», машинка, «Клеопатра», «Володька»:





Модель памятника «Ангел блокадного неба», бронза / 
Модель фигуры для памятного знака женщинам-бойцам МПВО, установленного в 2002 на Кронверкской улице в СПб:





Разумеется, у Сморгона опыт перевоссоздания мира происходил решительно и в работах на плоскости.


Автопортрет в юности. 1948. Бумага, акварель:





Автопортрет. 1990. Холст, масло:





Холст, масло:





1991. Холст, масло:





Испытывая на себе притяжения – а также имея прочие земные наклонности и устремления – наши, человеческие стволы вырастают из почвы, распускаются и балансируют, отрицая прямые углы и фасадность. Коленчатые цветы, сопротивляющиеся статике, прижимающей, как гранит. Иллюзорные, как бронзовые пластины, просвечивающие прорехами. Неповторимые, как каждый грядущий день…


Из экспозиции во внутреннем дворе Нового выставочного зала Музея. 
Справа – каменный автопортрет автора:




Юбилейная выставка Л.Н.Сморгона «Ретроспектива» в Петербурге, в Новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры продлится до 8 декабря.


Несколько подробнее об экспозиции и открытии – ЗДЕСЬ










Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире