… в вагоне бывает ужасно как скучно. Прямо скажем – делать нечего. На публику глядеть, конечно, мало интереса. Обидятся ещё. «Чего, – скажут, – смотришь? Не узнал?»

(М.Зощенко)



Владимир Цивин. «В электричке». 1979. Шамот, ангоб, глазурь:




«Не узнал?» …Как известно, узнавание и новизна – залог человеческого интереса.
Узнавание чего-то, что было у нас, что мы прочувствовали, что было с нами прежде. И при этом эмоциональная встряска, удивление яркой и внезапной новизне – но всё же не отталкивающей совершенным нарушением всех освоенных лично нами законов возможного.

В этой диалектике успеха (успеха у наблюдателя, зрителя) заключена гармония с собой, успокаивающее понимание на каком ты свете и с чем это едят. При этом свежесть «блюда» пробуждает чувства, незамутнённые привычностью обыденности. Вот так в щенке нас трогают черты ребёнка, его трогательная сосредоточенная серьёзность познания, или же наивная, не знающая опаски и уныния игривость. Собственно, художественный образ это и есть узнавание, помноженное на новизну формулировки.



Владимир Цивин. «Икар». 1995. Шамот, глазурь:




В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков скоро завершится выставка скульптуры и графики Владимира Цивина «Дом».


Владимир Цивин – скульптор-керамист и график.
Некоторые сведения. Выпускник ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (ныне Академия Штиглица) – факультет декоративно-прикладного искусства, кафедра керамики и стекла. В 70-е работал в Сибири главным художником Богашевского экспериментального завода художественной керамики. Член Союза художников. Член творческого объединения «Одна композиция». Лауреат международных и российских конкурсов. В 2000 году в Центре искусств и экологии Sitka (Отис, Орегон, США) фондом The Neskowin Coast Foundation учреждена стипендия имени Владимира Цивина для финансирования ежегодной резиденции иностранных скульпторов в Stika. В 2003 году присуждена Первая премия открытого международного конкурса на создание памятника Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге…

Экспозиция, как отмечено в аннотации к выставке «Дом», включает произведения «египетского», «античного» и «семейного» циклов, «каждое из которых, так или иначе, апеллирует к пониманию дома как семьи, очага, содружества и сочувствия».


Графика скульптора – самостоятельный художественный объект, но при этом позволяет проследить формулирование, ход мысли автора на пути к Знаку.   


1. Эскизы памятника Икару (гранит, полированный металл, дерево) у главного здания Санкт-Петербургского университета. 2005. Бумага, компьютерная графика, фломастер
2. Эскизы скульптур к «Библейским стихам» А.А.Ахматовой для музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. 2002. Бумага, чернила, фломастер






1. «Большая купальщица». 1989. Шамот, фарфор, глазурь
2. «Чёрная Венера». 1997. Шамот, окиси, гранит. Дровяной обжиг, сода





Цельность и единство явственно проявляются как центральный мотив творчества мастера – и в темах и в стилистике. Его керамические и каменные монументы и пластика – словно ready-made, прибрежная морская галька и скалы, обкатанные объятиями волн. Как будто достаточно было взгляда художника и нескольких графических меток, чтобы поэзия found poetry зазвучала сама.



«Семейная пара». 1997. Шамот, ангоб, окиси, глазурь, дерево:






«Красная семья фараона». 1994. Шамот, соли, окиси, глазурь:






1. «Египетская пара». Эскиз. 2016. Шамот, ангоб, глазурь
2. «Дом». Эскиз. 1995. Шамот, ангоб, окиси, диабаз





Семьи египетские – и «домашние»... 


Из графической серии «Феня и Савва». 2012-2018. Бумага, соус:





От тепла и обаяния живой рукотворности мастерской графики – к знаковой энергетике формализма в объекте…


1. «Феня и Савва». 2018-2019. Костяной фарфор, бисквит. Постаменты из пенобетона, гранита
2. «Влюблённые». 2016. Костяной фарфор, бисквит





...И снова в «древние миры»...


1. Камея. 2016. Костяной фарфор, бисквит
2. Легионеры. 2016. Костяной фарфор, бисквит





Холодный мир рядов легионеров, оторванных от женщин-"камей"; толпы одиночеств, стоящих на уличном переходе или набившихся в электрички – может, мне показалось – воспринимаются как антитеза теплу «объединения по любви», содружеству скал и волн…


«Стоящие». 1979. Шамот, ангоб, соли:





Зато в избытке «домашнего», не менее тактильного уюта в пейзажных и интерьерных пастелях скульптора, при всей конструктивности их построения, впускающие свет и тепло в высокие кулисы мира-театра скульптурных символов Владимира Цивина.


Из графической серии «Тельвяково». 2018-2019. Бумага цветная, масляная пастель:






Из графической серии «Деревенские натюрморты». 1986. Бумага цветная, сухая пастель:






Из графической серии «Виды с моего балкона». 2009. Бумага цветная, сухая пастель:





– Если бы тот человек был облаком, то каким?..
Детская игра в угадалки лишний раз напоминает о том, что людей отличает именно абстрактное мышление. Ассоциативное. Анализ и синтез, то есть способность находить разницу – и обобщать. Узнавать знакомое в постороннем и удивляться вновь…



«Большая лежащая» (по Матиссу). 1997. Шамот, ангоб, глазурь:




Выставка Владимира Цивина «Дом» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков продлится до 20 октября.

Полностью экспозицию и фотоотчёт с открытия можно увидеть ЗДЕСЬ







Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире