Двое студентов-художников в общежитии, разгоряченные напитками, спорят, машут руками, показывая, как правильно строить композицию:
– Значит, вот так берёшь небо, а вот так идёт земля, земляя!..
– Ты ничего не понимаешь! Всё не так! Вот так земля, а вот так небо, неебо, нееебо!..



Игорь Оминин. «Север. Тени». 1960. Бумага, темпера, тушь:





Эта студенческая байка моего отца на первый взгляд выглядит просто шуткой, насмешкой над типичными батлами художников, утверждающих к тому же, вроде бы, одно и то же. Не совсем так. Магический иероглиф, идеограмма композиционной схемы (как и цветовые отношения) – вещь существенная. Это тот самый секретный механизм, о котором мы как зрители вправе и не догадываться, но он, тем не менее, срабатывает – воздействуя на наше впечатление.



Игорь Оминин. «Лыжня. Лес.» Бумага, темпера:





Формалистические поиски ХХ века обнажили конструкцию мира – и художественную композицию. До формул. В этом смысле графика, всегда тяготевшая к демонстрации хода мысли и вИденья автора, став самостоятельным предметом искусства, органично запечатлела этот язык времени. К тому же проникла в быт в виде прикладного искусства, интерьерного и промышленного дизайна. Долой «писающих мальчиков» на дверях туалетных комнат! Отныне треугольникам время и место, причем в восприятии не только олимпийских пиктограмм, фирменных логотипов и дорожных знаков.



Игорь Оминин. «Добыча». «Сопки». «Комбинат». «Трубы. Дым». Бумага, темпера, тушь:





В Государственном музее «Царскосельская коллекция» (г. Пушкин) заканчивается выставка живописи и графики Игоря Ефремовича Оминина (1923-1986), художника и дизайнера, основателя ленинградской школы промышленной графики.

Некоторые сведенья. В год окончания десятилетки был призван на Великую Отечественную войну. После демобилизации окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (ныне Академия Штиглица) – кафедру монументального искусства. Занимался интерьерными проектами, а также музейно-выставочными, в том числе Государственного музея этнографии народов СССР, ВДНХ и советских павильонов на международных выставках в Брюсселе, Париже и Мехико. За разработку экспозиции раздела на брюссельской выставке получил Гран-при, а также первую и третью премии за эмблему СЭВ. С 1968 до 1986 возглавлял секцию Декоративно-прикладного искусства Ленинградского отделения Союза художников.



Игорь Оминин. «Север». 1959. Бумага, темпера, тушь:





Конечно, Игорь Оминин работал и «для себя» – в жанре пейзажа. Однако его пейзаж не может не «мыслить». Мыслить конструктивно. И одновременно лирично. Острое сочетание, проникающее в сознание и как графический знак, и как сдержанная, но тонкая цвето-музыкальная гамма.



«Север. Посёлок». 1959. Бумага, темпера, тушь:






«Розовые горы». 1959. Бумага, акварель, тушь:






«Снег». 1959. Бумага, акварель, тушь:





Смелые сочетания штриховки и локальных пятен, уже давно привычно принимаемые нами в дизайне, например упаковок кондитерских изделий, совершенно по-иному воспринимаются, когда проявляются в «личных целях», перекраивая равнодушный окружающий мир в гармонический, внятно скроенный, но вместе с тем далёкий от холодной декоративности.



«Деревня». 1968. Бумага, темпера, тушь:






«Хутор». 1968. Бумага, темпера, тушь:





Художник знает цену весомого пятна, внятности его силуэта, масштабу и упругой свободе штриха, золотым отношениям большого и малого…



«Дома перед лесом». 1958. Бумага, темпера:






«Яркий дом». 1957. Бумага, темпера:





В свой поздний творческий период Игорь Оминин всё больше стал обращаться и к живописным техникам (холст, масло, темпера). И в живописи конструктивное мышление у художника было «всегда с собой».



«Лодки». 1965. Картон, темпера:






«Лодки». 1965. Картон, темпера:






«Сейнеры и лодка». 1957. Бумага, темпера:





...твой ли корабль разрезает усталые волны повседневности новым, пронзительным вИденьем, исполненным нежности ко вселенскому дару – воде, земле и небу?..
…или же ты застыл у причала, покачиваясь отражением для тех, кто случайно взглянет на тебя с большой воды?..



«Буксиры и уголь». 1958. Бумага, тушь:





Полностью экспозицию, а также открытие выставки можно посмотреть ЗДЕСЬ


Выставка живописи и графики Игоря Оминина в пушкинском Государственном музее «Царскосельская коллекция» продлится до 6 октября включительно.








Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире