16:15 , 18 сентября 2019

Знаки на память: Константин Симун

Два скульптора вышли на природу отсматривать натуру для проекта. Один внезапно остановился и, глядя на открывающиеся просторы, воскликнул:
– Какая же красота!
Его спутник в ответ не проронил ни слова и даже как-то насупился. Молча он шагал рядом, как вдруг, наконец, проворчал:
– Красота-то красота, она и без нас красота, но надо же с ней что-то делать!..



Константин Симун. Монумент «Разорванное кольцо» на Вагановском спуске Ладожского озера, в начале Дороги Жизни. Памятник в честь подвига защитников блокадного Ленинграда, 1966. (Кадр из слайд-шоу на вечере памяти Константина Симуна):




Вынесенная в эпиграф история – из воспоминаний Льва Сморгона на вечере памяти Константина Симуна.
Один скульптор – Лев Сморгон, другой – Константин Симун.
– До чего же точно реплика Симуна характеризуют его как художника! – заключил Лев Наумович.



Константин Михелевич Симун (1934, Ленинград – 2019, Бостон):




8 сентября 1941 года считается началом блокады Ленинграда…
В ночь на 5 сентября 2019 года в Бостоне скончался скульптор Константин Симун. Автор монумента «Разорванное кольцо», ставшего не только символом Блокады Ленинграда, воли к победе сограждан, но и одним из символов города. Созданный скульптором образ знают практически все, во всяком случае, петербуржцы – в том числе те, кто не знает имени автора.   Знаковые образы нашей культуры – не это ли главный, лучший итог созидания.

В петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме на днях прошёл вечер памяти легендарного скульптора, одного из участников группы «Одиннадцати». Выступали искусствоведы, товарищи по цеху и друзья Константина Симуна. Вечер вела искусствовед Эра Коробова, подробно, со слайдами, рассказывала о творческом пути и событиях жизни художника.


Вот некоторые из выступавших на вечере (слева направо):

Нина Попова, директор Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
Эра Коробова, искусствовед, Эрмитаж.
Лев Сморгон, скульптор.
Дмитрий Каминкер, скульптор.
Лев Сморгон вспоминает.



(слева направо):
Анатолий Белкин, художник.
Наталья Козырева, искусствовед, Русский музей.
Исаак Кушнир, автор издательской серии «Авангард на Неве».
Екатерина Андреева, искусствовед, Русский музей.
Арон Зинштейн, художник.



Модель памятника «Дорога жизни» («Разорванное кольцо»). Бронза. 1966:





Как случилось, что в 66-м году внезапно «прошёл» и был осуществлён такой формалистический, авангардный проект-знак? Просто в комиссии не было членов Союза художников. И это не шутка. В самом деле, вместо обычного художественного совета, здесь всё решали партийные и административные начальники Калининского района. Они отвезли на чёрной волге скульпторов Симуна, Калинина и архитектора Филиппова к месту – где во время войны начиналась Дорога жизни.

«Выйдя из машины, я увидел дорогу из розоватого булыжника, уходящую под воду, линию горизонта – серые вода и небо – и параллельную ему полосу унылого берега. В.Филиппов прошёл по дороге, остановился посередине её вблизи озера и сказал уверенно:
– Здесь нужно поставить такое! – показав рукой вертикаль. 
Я молчал, но когда сели в машину, я уже знал решение памятника, мгновенно.
В тот же день сделал модель из пенопласта. Показал архитектору – Филиппову понравилось, и он сделал с модели архитектурный чертёж.
Решение Симуна районные начальники приняли».

(Константин Симун. Составитель Елена Симун. Серия «Авангард на Неве», 2009)


Стоит напомнить, что впоследствии проект «Кольца» был дополнен чужими, чуждыми элементами, в том числе «бильярдным шаром», как назвал его Симун. Все внедрения очень огорчили Симуна. Он счёл весь низ памятника испорченным. Остался только верх. Как рассказала на вечере Эра Коробова, Симун спросил у ответственного лица Союза художников, зачем они испортили памятник. Тот ответил, что если бы он был в комиссии, вообще такого проекта бы не было. Так что иди, мол, и радуйся.

Кстати, никаких денег автору сооружение не принесло. Только место в истории.

Прочно заняв это место, Константин Симун продолжал свой собственный путь, преобразовывая увиденную «красоту» – в образ. Любой встречный «готовый объект», в сочетании с другой находкой или со специально изготовленным элементом, в глазах и руках Симуна становился скульптурой, символом. Говорящим. О времени. О судьбе. О нас. О сути.



Поминальный мотив (хлеб и водка)?..

«Стакан». Кварцевое стекло (цельное), камень. 1986:





«Ленин» («Лампочка Ильича»). («Statue of Liberty»). Бронза. 1995:




«У Симуна искусство достигает своего высшего предела: работа скульптора превосходит область профессиональных занятий, становясь не памятником, статуей, музейным экспонатом, но живым объектом бытия, в котором артикулирован счастливый момент проявления общечеловеческого смысла в незабвенном образе».

(Екатерина Андреева, искусствовед, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея)



«Все мы»:




Эра Коробова рассказывала, как однажды Константин Симун споткнулся на дороге о булыжник – и обрадовался: такие камни теперь поди сыщи! Взял с собой – тут же родилась композиция «со значением». Знаковая, как всегда у Симуна.


«Хлеб. Дорога жизни». Камень, авоська, разделочная доска. 2001:




Художник Арон Зинштейн вспоминал на вечере, как на финисаж его выставки в галерее «Сарай» Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме зашёл Константин Симун… с какой-то штуковиной. Вскоре должна была открыться в «Сарае» и его экспозиция.
– Начало выставке положено! – заявил скульптор. Затем куда-то вышел, но через какое-то время вернулся с новой штуковиной.
– Тут есть одно отличное место, – сообщил он.
– Помойка?
– Точно!
– Может, помочь?
– Было бы здорово!
Вдвоем они притащили в «Сарай» огромный матрас в синюю полоску. На выставке Симуна оный объект был преобразован автором в американский флаг, в котором в левом верхнем углу в качестве звёзд торчали пружины…



Новые реалии, новые символы, вечные слабости…

«Сосиска». 2011:





Вообще многие предметы и материалы, использованные, обыгранные художником однажды – не уходили совсем, а становились его любимыми игровыми элементами, персонажами и харАктерными актёрами. Разомкнутая дуга, прямоугольный булыжник, пластиковые и прочие жбаны.


«Голова Петра». 2011:




«Бутылка, сосуд – одно из древних изобретений человечества, и его форма всегда соответствовала своему времени, вбирая в себя его культуру и сохраняя вместе с тем что-то от предшествующей…»   
(К.Симун. Серия «Авангард на Неве», 2009)



1. Мадонна. Пьета. Пластмасса, дерево, 1998.
2. Мадонна с младенцем. Смешанная техника, 2003





Константин Симун постоянно участвовал в конкурсных городских проектах. К сожалению, не часто ему везло с «приёмкой» и не многие из них были осуществлены. Какие-то утеряны вовсе. Некоторые стали экспонатами, например, Русского музея. Но кое-что всё же установлено в Америке («Тотем: Америка», кстати, по рекомендации Бродского) и у нас («Бродский приехал» – в саду филологического факультета Санкт-Петербургского университета). И многочисленные надгробия, в которых он проявлял полную свободу творчества.



«Михаил Ломоносов». Проект памятника. 1984 (кадр из слайд-шоу на вечере):





«Шолом Алейхем». Бронза. 1998:





Искусство и жизнь. Глядя на ироническую серию стульев Константина Симуна, где персонажи «компании» располагаются в характерных, тоже практически знаковых, столько раз виденных позах (например, в метро), мне почему-то вспомнился случай, произошедший со знакомой учительницей как-то в прошлом веке. Заходит учительница в вагон метро и привычно, на автомате, выпаливает сидящим:
– Здравствуйте, садитесь!


«Компания». Дерево. 1995:





Мясорубка превращается… в макаронного монстра?..




Как заметил на вечере художник Анатолий Белкин, если бы Симун оказался на необитаемом острове, можно не сомневаться, он и там, из прибрежного мусора, соорудил бы скульптуру.

И, полагаю, не просто скульптуру – а знак человеческого пребывания на острове Земля…



Подробный фотоотчёт о вечере памяти Константина Симуна в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, а также, на другой странице, некоторые работы с петербургских выставок скульптора – ЗДЕСЬ








Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире