Мурка, не ходи, там сыч…
(Анна Ахматова)


В дни, когда Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Петербурге празднует 30-летие и 130-летие самого поэта, когда в разгаре летние фестивали и праздничные мероприятия в саду Фонтанного дома, пришло внезапное известие о решении КГИОП «ограничить» использование этой площадки, давно ставшей, вместе с самим музеем поэта, культурным, художественным и театральным центром, любимым горожанами, причём широкого диапазона культурных интересов и возрастов.

Доводы? якобы страдает трава от толп и от установки на газоне сцены, наносится некий вред деревьям, а собственность и ответственность – с прошлого года – у Шереметевского дворца (Музея театрального и музыкального искусства СПб)...

В общем, все перипетии озвучены в передаче «Эха Петербурга» «Волшебная гора» (от 21 июня): «Останется ли сад Фонтанного дома театральной площадкой?» Участники: Нина Попова – директор музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Наталья Метелица – директор музея театрального и музыкального искусства  СПб и Светлана Крючкова – народная артистка России. В конце моего обзора (а точнее, обращения в защиту «фонтанных» акций Музея Анны Ахматовой) есть ссылка на передачу.

А здесь я решил предложить оглянуться на пройденный музеем и горожанами путь взаимопересечений и взаимодействия в саду, ныне оказавшемся «запретным». Вспомнить аромат вкушённых запретных плодов..

Начнём, например, с Ночи музеев, которую Музей Анны Ахматовой проводит в саду уже 10 лет. Вот Ночь музеев 2015 года в саду Фонтанного дома:





А перед рок-концертами этой ночи, ещё до наступления темноты, в саду происходили и другие события. Вот выступления некоторых поэтов в уголке сада, примыкающем к галерее «Сарай»:





И ещё некоторые акции в ту Ночь музеев 2015-го года:





Отныне таким действам решено впредь установить пределы и рамки… Надо заметить, что даже порой случавшийся проливной дождь не мог помешать нам (но супротив КГИОПа зонтиков нет).

К 70-летию яркого питерского джазового музыканта-трубача и композитора Вячеслава Гайворонского в 2017 году в саду Фонтанного дома, в рамках уже традиционного музыкального фестиваля «Бродский-drive», состоялся концерт самого мэтра и других классных музыкантов – Андрея Кондакова, Григория Воскобойника, Гарика Багдасарьяна. В концерте также участвовал специально прибывший в страну Владимир Чекасин – легенда ленинградского андеграунда, участник не менее легендарного трио Вячеслава Ганелина.





Хоть Питер и славен дождями, но и солнца хватало в саду. Вот ещё один «Бродский-drive» 2017-го года: Волков-трио плюс гости. И сад и джаз – вполне «место для дискуссий», то бишь для творческих пересечений. 




Вот они, злостные нарушители: дети травы и деревьев!



В саду у здания Фонтанного дома проходили не только праздничные или просветительские, но и другие резонансные (благо место намоленное) мероприятия. Акция «Последний адрес». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном саду, СПб, 2015:






Конечно, сад Фонтанного дома – «место» и для экспериментов. Даже, можно сказать, баттлов. Вот медиа-ночь «Отцы и дети» 2011 года. Тут и классические музыканты «против» электронщиков, тут и технопоэзия, и видеоарт…





Или вот эксперимент театрального синтеза, когда в одном концерте сольных выступлений («Solo fest» 2016) участвуют совершенно разные артисты: музыкант-аутист, исполнители перформансов, поэт и он же автор многих известных текстов песен классического состава «Аквариума», рок-гармонист, авангардный музыкант, джазовый барабанщик и даже кукольник… И всё – СОЛО:





Кстати, сад Фонтанного дома часто становился продолжением происходящего в самом Музее Анны Ахматовой. Так например, в 2015 году в Большом зале музея проходило торжественное награждение стипендиатов Фонда стипендий памяти Иосифа Бродского к 75-летнему юбилею поэта – а в саду располагалась выставка стипендиатов. Также в саду на щитах организуются самостоятельные выставки (помимо выставок в здании Музея и в галерее «Сарай»), которые входят в интерактивное взаимодействие с акциями, да и просто с ежедневно прогуливающимися  посетителями сада.





В саду Фонтанного дома читают стихи и такие любимые и знаменитые актёры, как Светлана Крючкова и Юлия Рутберг. Только что очередной раз прошёл упомянутый выше фестиваль «А-Кино», где куратор феста режиссёр Владимир Непевный представляет киноклассику, архивы и премьеры, где известные питерские музыканты (такие, например, как виолончелист Виктор Соболенко) «тапируют» немым лентам. А сейчас по выходным продолжается музыкальный  фестиваль «Бродский-drive». Предстоит ещё много концертов (смотрите афишу музея)!
Например, 7 июля – трио композитора и аккордеонистки Эвелины Петровой (Норвегия – Канада). Авант-фолк, электроника.
13 июля – Владимир Чекасин (саксофон, Вильнюс), Владимир Тарасов (ударные, Вильнюс) и Вячеслав Гайворонский (труба, СПб). Фри-джаз.
14 июля – Волков-трио (специальный гость – Виталий Погосян, дудук). Арт-рок.
А последние фестивальные выходные поделят два трио: 27-го – трио Вячеслава Гайворонского (фри-джаз), а 28-го – трио Андрея Кондакова (арт-джаз). Спешите видеть, а главное, слышать! Джаз и прочие фантазии, как известно – непредсказуемы. Предсказуемы, увы, секреции запретов и прочие простые ответы…

А пока что так, «вприглядку»: «Бродский-drive». Аркадий Шилклопер, Андрей Кондаков, Владимир Волков. Сад Фонтанного дома, СПб, 2018:





Культура и её среда обитания – не меньше чем  трава и деревья – нуждаются в экологической охране. Охране от «простых решений» в виде запретов.

P.S. Как обещал, в конце – ссылка на передачу «Эха Петербурга» по проблеме защиты акций сада Фонтанного дома. 


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире