В первой половине стихотворения Виктора Сосноры «Был крыжовник больше арбуза» (из цикла «Последние песни Бояна») описывается волшебный мир, мир воображения, где происходит небывальщина и неслыхальщина, свободная от причинно-следственных связей и прочих «обязательств» реализма. Затем автор сообщает:

Это в сказке. В жизни
такого не бывает.
В жизни всё иначе,
всё обыкновенно…

И тут, слово за слово, вдруг оказывается, что в жизни-то чуть ли не ещё чудесатее. И автор резюмирует:

Это в жизни. В сказке
такого не бывает…


Юрий Гусев. «Трио». 2014. Холст, темпера:




В Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) только что закончилась мемориальная выставка живописи Юрия Гусева (1938-2018) с неожиданным названием «Пи эр квадрат». В записях художника в качестве пояснения читаем анекдот:

Едучи в поезде по Великой Стране, Василий Иванович, неожиданно задумавшись, спросил у Петьки:

– Как ты считаешь, почему колёса круглые, но стучат?
– Очень просто, – отвечал попутчик, – площадь круга: пи эр квадрат, вот он и стучит!..

Стучит квадрат и в картинах Юрия Гусева.


Юрий Гусев. Из серии «Велосипедисты». 2015. Холст, темпера:




Юмор юмором, но в экспрессивных и парадоксальных картинах Юрия Гусева мне видится прежде всего столкновение. Конфликт между ярмом обыденности – и свободой внутренних помыслов, их страстного воплощения, не столько легкомысленного, сколько «на разрыв аорты»...


Юрий Гусев. «Коровы». 2017. Холст, темпера:





Юрий Гусев. «Пророк». 2017. Холст, темпера:




Личность – и толпа, погружённая в свою «правду жизни»... Родство двух любящих душ – посреди чужого праздника… Этот неизбывный социальный тяни-толкай также ощущается во многих работах автора.  


Юрий Гусев. «Вальс». 2012. Холст, темпера:





Юрий Гусев. «Цирк Тяни-Толкая». 2009. Холст, темпера:




Сам Гусев так формулировал устремления художника: «Смысл бытия непостижим, он – ускользающий звук… никому не известный звук-смысл, который он слышит от вселенной»...


Юрий Гусев. Из серии «Мастерская». «Художник». 2016. Холст, темпера: 




Как отметил художник Анатолий Заславский, «Гусев абсолютно свободен в поиске своего живописного языка. С его помощью он пытается заглянуть в величайшую тайну нашего появления в мире, пребывания в нём и неминуемого ухода из него. Вероятно, в те места, которые сродни светящемуся облаку или светящимся велосипедистам».


Полностью с экспозицией выставки Юрия Гусева «Пи эр квадрат» можно познакомиться ЗДЕСЬ



...Сделано и сказано
всё уже давно,
и не раз показано 
в кино…


На самом же деле, перед мастером, которого по-настоящему переполняет желание и который и сам питается тем, что готовит, такой проблемы, мол, «всё уже было до нас» – попросту не стоит. Как ребёнок являет собой реинкарнацию предыдущих поколений, открытую к восторгам и страстям, так и художник – реинкарнация культуры. Формируясь и развиваясь, он нагуливает аппетит для своих экспериментов не только в окружающем, но и в планетах, созданных предшествующими звездолётчиками. Стыкует нестыкуемое, пересекает параллельные прямые, создавая собственные эвклидовы и неэвклидовы геометрии – и новые велосипеды.


Александр Задорин. «Новый велосипед». 2006. Оргалит, масло /
Александр Задорин. «Изоляция». 2002. Оргалит, масло, эмаль, циновка.




На третьем и четвёртом этаже Музея искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) открыта большая выставка Александра Задорина (1941-2006) «Перевесы». Живописец, график, скульптор, керамист, Александр Задорин как художник обладал невероятной энергией, «аппетитом», «эросом» преобразования повседневности и органичного художественного переосмысления того, чем искрило человечество до его прихода в мир. Он превращал всё – материал, краску, цитаты-парафразы  – в свой собственный инструмент Любви и Праздника творчества.


Александр Задорин. «Трубач». 2002. Холст, масло:





Александр Задорин. «Всадник». 1982. Дерево, керамика, роспись окислами и солями /
Александр Задорин. Автопортрет. 1998. Шамот, соли, окись, цветная глазурь, дерево.




«Сфинксы» и «троянские кони» Александра Задорина не просто декоративны. Они говорящи. Но чего в них нет –  это печати конца света. Их «загадки» не апокалиптичны – в отличие от драматичных картин Юрия Гусева. Как сказал о работах Задорина художник Георгий Мудрёнов, они оставляют чувство, что жизнь продолжается. Играет с нами и что-то обещает.  


Александр Задорин. «Утро». 2000. Холст, масло, эмаль / 
Александр Задорин. «Вечер». 2003. Холст, масло.




Кстати, представленные работы, в основном, довольно крупного формата, как, например и этот парафраз известного библейского сюжета – поцелуя Иуды.


Александр Задорин. «Поцелуй». 1999. Холст, масло, эмаль:




Лаконичность языка керамиста, трактующая форму как знак, в  работах Задорина, зачастую, за центральным объектом-символом сменяется мягкой живописностью, подобно пейзажам за мадоннами. Впрочем, эта мягкость сродни и техникам керамической росписи.   


Александр Задорин. Триптих. «Мотив Овощи». «Мотив Лук и чеснок». «Мотив Морепродукты». 2005. Холст, масло:




Александр Задорин – также (а многие считают даже в первую очередь) мощный график. Это чувствуется, конечно, и в живописи, и в пластике, и непосредственно в его рисунках.


Александр Задорин. «Девочка с курицей». 1991. Тушь:





Александр Задорин. «Курильщик». 1998. Холст, масло:




Полностью посмотреть экспозицию выставки Александра Задорина можно ЗДЕСЬ

Яркие и тёмные цветные стенды, подвесные панели, персональный свет – сценография выставки, на мой взгляд, удачно продолжает театр самого художника и вовлекает зрителя в этот задорный спектакль.
Выставка Александра Задорина «Перевесы» в Музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (МИСП) открыта до 2 июня. Спешите увидеть живьём. По-моему, работы и их представление просто не могут оставить зрителя равнодушным. Мало того, мне кажется, у посетивших должен разыграться «аппетит» и дома их руки срочно потянутся к этому вечному велосипеду – творчеству.






Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире