В миниатюре Феллини «Никогда не закладывай голову дьяволу» (из киноальманаха «Три шага в бреду» по мотивам рассказов Эдгара По), дух тьмы предстаёт в виде маленькой девочки в белом платье, с белым мячиком,  который в конце новеллы сменяется отрезанной головой героя…

Вслушивающиеся в дыхание мрака, вглядывающиеся в его глаза – мы не то чтобы обуреваемы суеверными и детскими страхами, не совсем так. Подобная же тяга есть и в наших попытках заглянуть в будущее. И в потаённом разглядывании, разгадывании неподвижно спящей рядом подруги (ставшей вдруг такой незнакомкой, отчуждённой, ну как пришелец), или спелёнутого ребёнка. В поисках чёрной кошки в тёмной комнате… Есть ли контакт? и с кем, с чем именно мы имеем дело в этой подворотне Вселенной?..


Юлия Сопина. «Летающий младенец». Холст, масло, лак:




В петербургском Новом музее Аслана Чехоева заканчивается выставка живописи и графики Юлии Сопиной «Нерождённые дети». Это работы 2016-2018 годов. Не смотря на отчётливую узнаваемость яркого сложившегося автора, в новых работах художника чувствуется, да и артикулируется им самим, некоторый поворот. И это не столько поиски, не столько перекличка с сегодняшними трендами в «картинной» живописи и в её тематике. Это стремление обострить диалог, вырвать восприятие из привычного, часто оценочного скольжения взглядом по холсту или объекту – «пробить» зрителя, вовлечь его в свой эмоциональный театр.


«В оперу!» Холст, масло, акрил, уголь, лак:




Живопись Сопиной это взрывной состав, сочетающий в себе тонально контрастные, насыщенные и нежные, вызывающие, но тонко чувствующие друг друга цвета, текстурные и даже рельефные всплески, острую ультимативную композицию локальных пятен – и, как будто бы небрежный, наивно-непроизвольный, ребячливый рисунок.


«Реквием Верди». Холст, масло, пастель, уголь, лак:





«Тристан и Изольда». Холст, масло, мел, уголь, лак:





«Макбет». Холст, масло, мел, лак:




На выставке представлено несколько художественных «историй». Это «опера», «дети» и парафраз фотографий из архивных альбомов советской эпохи. Помимо авторского стиля и метода, все три серии объединяет неатрибутированная, но явная общая Тема. В моём прочтении это ощущение хрупкости, двусмысленности границ живого, одушевлённого – и неживого. Кукольного – и подлинного. Вымысла – и сбывшегося. Человеческого Начала, ищущего своё место. А также женского начала – являющего жизнь и… тайну. Тайну «предчувствия».

Толчок же к идее серии, как я понял, дал поразивший Юлию хор нерождённых детей из оперы Штрауса «Женщина без тени» и впечатлившие художника статуи 15-го века «Воспитательного дома»  во Флоренции – Ospedale degli Innocenti (Приюта невинных).


«Нерождённые дети». Холст, масло, уголь, лак:





«Младенцы в пеленах». Холст, масло, акрил:





«Спящий младенец». Холст, масло, эмаль, уголь:





«Кукла». Холст, масло, акрил, уголь:





«Жёлтый младенец». Холст, масло, акрил, уголь:





«Серебряный младенец». Крафт, акрил, гуашь, темпера, уголь:




В работах на покорёженном краской крафте, возможно, еще эмоционально «фактурнее» саспенс снов и реальностей, нашего ожидания чудес и катастроф. Ещё «выпуклее» проявляется чувственное осознание самой внезапности всей этой космической поллюции, этого божественного органического бульона, взбурлившегося жизнью, наполнившего  страстями, болью – и смертью – бесстрастную неисповедимую Чёрную комнату.


«Слёзы Девы Марии III». Крафт, акрил, гуашь, темпера, пастель:





«Бегущие». Крафт, гуашь, темпера, графит, уголь:




Чёрно-белая серия графики Сопиной, выполненная на основе архивных советских фотоснимков – также не просто дань некоторой сегодняшней моде на жанр парафраза фотографий. Это лишь пластичный инструмент (наравне с другими) в руках художника, которому есть что сказать, что чувствовать. С нами или без. Вот они, «как живые», эти панамки-нимбы замкнутых комнат времени, вот эти неискушенные, но и непредсказуемые ангелята, неофиты надежд, сбитые и сбивающиеся в социумы, карабкающиеся по лесенками жизни, беленькие голышата, новые люди в чёрном, вновь и вновь населяющие космос…


«Две девочки». Крафт, гуашь, темпера, графит, уголь:





«Дети в чёрных очках». Крафт, гуашь, темпера, графит, уголь:




...Собственно говоря, пока что спящие в пелёнках, бредящие во сне о чём-то главном – это и есть мы. То ли живые, то ли куклы заводные. Ангелята или дьяволята. Сфинксы во времени или тени цивилизаций. В которые всматривается, всматривается Мать, Atom Heart Mother…

Полностью фотоотчёт об экспозиции и открытии выставки – ЗДЕСЬ

Кстати, вернисаж был празднично переполнен безостановочно бегающими – живущими своими тайнами и приключениями – многочисленными вполне себе рождёнными детками. Карнавально давая энергичный ответ на все наши раздумья о главном.

Выставка Юлии Сопиной в Новом музее Аслана Чехоева в Петербурге заканчивается 17 марта.







Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире