На днях в петербургском культурном центре «Дом Галича» на презентации нового издания книги Александра Галича «Генеральная репетиция» (издательство «Вита Нова», 2018, иллюстрации Давида Плаксина) Алексей Захаренков, генеральный директор издательства и бард «по совместительству», вспоминал, как в перестройку и в 90-е пели Галича: совсем с другим чувством, чем нынче. Тогда было ощущение перемен и торжества, в том числе творческого дела Галича. Не то что теперь, когда актуальность песен, образов и даже многих реалий времени, описанного поэтом, возвратилась, как те шагающие памятники из его баллады «Ночной дозор».

...Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись, гипсовые.
Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины –
Они вновь обретут величие!..


Художник иллюстраций издания Давид Плаксин:




И как раз во время этого размышления Захаренкова у кого-то в зале смартфон голосом робота заявил:
– Маршрут перестроен!..
Зал согласился – невесёлым смешком.


Григорий Михнов-Вайтенко (сын Галича), куратор культурного центра «Дом Галича»:





Алексей Захаренков и Александр Деревягин пели на этом вечере Александра Галича. Кстати, замечательно, что в исполнении они не подражали манере Галича. У каждого была и своя интонация, и своя «гитара» – и все вещи звучали лично, от себя. На вечере не было ни тени «форматности» и шаблона.





Новое издание книги Александра Галича «Генеральная репетиция». Издательство «Вита Нова», 2018. Составление, подготовка текста и статья: Г. А. Михнов-Вайтенко. Примечания: О. С. Алтарёва. Иллюстрации: Д. М. Плаксин:




Сюжет повести Александра Галича «Генеральная репетиция» (1973) – подготовка и генеральная репетиция спектакля по его пьесе «Матросская Тишина». Повесть включает в себя и полный текст самой пьесы. Кроме того, в разделе «Приложение», наряду с примечаниями, специально составленными для данной книги, представлены интервью, статьи Галича, статьи его современников о пьесе «Матросская Тишина», а также выступления Александра Галича на «Радио Свобода».  Аудио отрывок повести в авторском исполнении прозвучал и на вечере.



Иллюстрации к изданию Давида Плаксина:
















Рисунки Давида Плаксина не следуют по пятам за текстом, они создают знаки. Это не столько знаки «ушедшей» эпохи, сколько боль и образы вечных колоссов самоуничтожения человечества.





«Мы»... Что же изменилось – в нас? Со времён надежд.
Изменились прежде всего мы сами. 

Галич пел: «Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час» – об одиночках. О тех, для кого были важны человеческие ценности и важно заявить о них, для себя и для общества, за общество.

Сахаров, Горбаневская, Алексеева и другие наши герои отстаивали и хранили «недоговороспособные» ценности, выступали с содержательным протестом – например, против ввода войск в Чехословакию – вовсе не потому что у них были «шансы» и «реальная сила». Да и мы ценили их за другое. Их «настоящесть» для нас была не в их успешности, зажигательности, рейтинге и количестве (как мы определяем свои интересы теперь). А в том, что они самоотверженно и стойко отстаивали искомое и ценимое нами.






















В пространстве «Дом Галича». Лев Разумовский: Александр Галич, бронза:




Григорий Михнов-Вайтенко рассказал, что скульптор (Лев Разумовский) специально отходил от портретного сходства, создавая обобщенный образ. Да, перед нами образ Поэта, Одиночки, хранящего в себе – для нас – сокровенные спасительные понятия о Добре и Зле, боли, героизме, чести. О смысле жизни. 

...Но что же стало важным для нас сегодня?  О чём мы уверенно и бесконечно заявляем друг другу как о ценностях и что предъявляем как критерии и условия нашего интереса и поддержки? Шансы, силу и звёздность. Мы бесконечно сочиняем какие-то «хитроумные» волшебные технологии в пику собственным же «реальным» протеже нашей предыдущей «настоящей Любви» и «Большой Игры». При этом не замечая, а то и презрительно отвергая «лузеров» нашей «любви», без нас отстаивающих забытые содержательные ориентиры и пути. Самая страшная теперь метка – «лузеры» (бывшие «лишние люди»).

Братцы, а ведь всё это полная разруха! Разруха – в головах, и прежде всего тех, кто, отмечая «даты» и «имена», взявшись отвечать за общественные ценности и критерии сегодня, подменил оные в каждой букве, не говоря о духе… Казалось бы, достаточно услышать Галича – и сравнить ориентиры.  

Так не о нас ли пел Галич: «А у гроба встали мародёры и несут почётный караул»? Не о нас ли, бесконечно что-то подсчитывающих и измеряющих?.. Эта самоуверенная арифметика и есть наш собственный размер. И наш страх оказаться за бортом того или иного нашизма. Нашизма, возводящего новый колосс… 

Галич вновь подсказывает нам:

Повторяйте ж на дорогу
Не для кружева-словца,
А поверьте, ей-же-Богу,
Если все шагают в ногу –
Мост об-ру-ши-ва-ет-ся!

Солидарность и единство это не фестиваль и не спецоперация. Солидарность и единство это содержание. Таков маршрут перемен…



Подробнее о выставке и презентации книги в «Доме Галича» – ЗДЕСЬ







Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире