17:11 , 07 ноября 2018

Олег Григорьев: мир не очень кругл…

Я спросил электрика Петрова:
– Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.


Это четверостишие (1961 года) Олега Григорьева давно стало фольклором. Известны и его книги стихов для детей. По стихотворению «Витамин роста» в 1988 году снят мультик. Но не многие знают, что знаковый поэт петербургского авангарда был ещё и художником.


Олег Григорьев. «Мётлы». 1970. Акварель, гуашь:




На рынке подрались собаки,
на драку сбежались зеваки.
Чтобы к собакам пробиться,
стали кошёлками биться.
Так разодрались зеваки,
что разбежались собаки!


«Масса». 1974. Карандаш:




Пёс тоскует на цепи…  
А попробуй – отцепи.


Олег Григорьев рисовал с детства. Поступил в СХШ (Средняя художественная школа при Академии художеств), учился в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым дружил, но был отчислен «за формализм». В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. Параллельно с поэтическим творчеством, которому отдавал предпочтение, он продолжал рисовать. В 1975 году он участвовал в известной выставке художников андеграунда в ДК «Невский».


Недавно в петербургской галерее «Матисс Клуб» открылась выставка графики поэта.

Как рассказывают устроители выставки, живые свидетели той ушедшей эпохи, к своим рисункам и к рукописям Олег Григорьев относился весьма свободно. Мог забыть, потерять, подарить. К тому же и богемный образ жизни, особенно в последние годы, не способствовал сохранению его графики. В результате рисунки Олега оказались рассеяны по частным рукам, а многие просто утрачены. Однако благодаря его бывшей жене Ирине Тереховой довольно большая часть графического наследия Олега Григорьева попала в коллекцию близкого друга Григорьева – художника и архитектора Олега Фронтинского. Эти работы и составили основу выставки. По существу, она является первой, собравшей значительный пласт работ Олега Григорьева и полноценно представляющей его как художника.

На открытии выставки состоялась презентация альбома «Олег Григорьев», изданного в серии «Авангард на Неве» (2018, издатель серии Исаак Кушнир, авторы-составители – Олег Фронтинский, Борис Файзуллин, дизайн – Борис Файзуллин, вёрстка – Наталья Лукьянова).









Я взял бумагу и перо, 
Нарисовал утюг, 
Порвал листок, швырнул в ведро – 
В ведре раздался стук. 


«Мусорный бак». 1970-е. Акварель, гуашь:




Ещё некоторые сведения о поэте. В 1971 году Олег Григорьев выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». В Союз писателей приняли только за полгода до смерти.
В начале 1970-х был осуждён на два года «за тунеядство», отбывал наказание – принудительные работы  на строительстве комбината в Вологодской области. Об этом поэт так отозвался в одном из своих стихов:

С бритой головою,
В форме полосатой,
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.


«Пожарный щит». 1970-е. Акварель:




– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждёшь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит, живой?
– Живой.
– Ну, я пошёл домой!


«Мятый металл». 1970-е. Акварель, гуашь:




Чернорабочий с лопатой закидывал в кузов мел.
Чернорабочий с лопатой был ослепительно бел.


«Стул». 1970-е. Карандаш:




– Как вы думаете, где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
– Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте.
Хоть это и грустно,
Но, по крайней мере, вкусно.


«Без поэзии Олега Григорьева не мыслима андеграундная культура перестройки», – отмечает искусствовед Любовь Гуревич («Художники ленинградского андеграунда». Биографический словарь. СПб, Искуссство-СПб. 2007).

«Наследие О. Григорьева как художника составляет преимущественно графика. Есть данные о влиянии работ О. Целкова, заметно некоторое увлечение Пикассо: множество набросков композиций, идущих, должно быть, от «Герники» – сплошь заполненное многочисленными фигурами и предметами пространство листа; тела, напоминающие арматуру. Основную часть наследия составляют натурные зарисовки. Предпочитал изображать мир, подверженный стихийным процессам разрушения, неприбранный…»


«Масса». 1974. Карандаш:




Как бумажный пароходик,
Среди острых, страшных льдин,
Грозно стиснутый народом,
Я лавирую один.


«Птичий рынок». 1970-е. Карандаш:




Как у крупной птицы,  
Отрастил я крылья.
У соседей лица
Вытянулись в рылья.


«Гнездо» (Жоре Урабану). 1970-е. Акварель, гуашь:




– Ну, как тебе на ветке? – 
Спросила птица в клетке. 
– На ветке – как и в клетке, 
Только прутья редки. 

Афористичность, абсурдизм, чёрный юмор, игра слов – эти характерные черты поэзии Григорьева несомненно корнями в творчестве обэриутов – особенно Хармса и Олейникова. 

Я ударился об угол –
Значит мир не очень кругл.


«Дом». 1970-е. Смеш. техника:




На нос уселась стрекоза,
И смотрит, выпучив глаза.
Через её фасетки
Я для неё, как в клетке.


«Гнёзда». 1970-е. Тушь, перо:




Тонет муха в сладости
В банке на окне,
И нету в этом радости
Ни мухе и ни мне.


Автопортрет, 1970-е: 




Пьёт оса кисель из чашки, 
Ловко сидя на краю.
Мне нисколечко не страшно – 
Я с другого края пью.


Пожалуй, стоит отметить, что сегодня краткий жанр, свойственный многим текстам Олега Григорьева, получил широкое распространение как форма, например «гарики» Губермана, «пирожки» и др. Но далеко не у всех «последователей» так, как у Григорьева (и как у родителей такой поэзии, обэриутов, особенно Заболоцкого), кроме юмора, сквозь юмор просвечивает ощущение метафизической сущности мира и при этом щемящей краткости и ранимости частного бытия.


Время устало и встало.
И ничего не стало.


«Арматура под бетонирование». Карандаш, 1974:




Случайно я жил в этом веке,
Случайно, однако отчаянно,
Потому что кругом человеки
Жили здесь не случайно.


Подробнее об экспозиции выставки в петербургской галерее «Матисс Клуб» и о презентации альбома Олега Григорьева – ЗДЕСЬ


Выставка продлится до 23 ноября 2018.



Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

wowagera 07 ноября 2018 | 17:53

Прелесть..Спасибо!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире