Как увидеть мир снова волшебным – как это было в детстве? Какая машина времени перенесёт нас, отмоет замыленный обыденностью взгляд, позволит сбросить кожу чужих и собственных нажитых, въевшихся в восприятие клише, которыми мы «оцениваем» всё окружающее? 

Наверно, мы должны были по утрам тщательней промывать глаза, сознание и чувства. А что с ними делать теперь тем, кто не донёс своё первооткрытие вселенной до сегодняшнего себя? «Сменить обстановку», окружение, «освежить» друзей и любимых, переменить судьбу, занятия и участь?..

Между тем путешествие, в том числе в детство праздника и гармонии «простых вещей», всё это время пряталось внутри нас, за волшебным зеркалом Алисы. 

В петербургском музее «Эрарта» открылась выставка Людмилы Таболиной, живого классика отечественной пикториальной фотографии. Пикториализм (pictorial – живописный) – течение, появившееся в европейском и американском фотоискусстве конца XIX, начала ХХ вв., настаивавшее на живописной и импрессионистичной манере фотографии. Для достижения подобного эффекта фотографы использовали особые техники съёмки и печати (мягкорисующие объективы, например, такие как монокль, фильтры, обработку позитива бихроматами, солями серебра и др.).

Из серии «Старое зеркало». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:



«Старое зеркало. Последние лет 20 оно пылилось в кладовой лицом к стене между корзиной из лучины и керосиновой бутылью. Я повернула его и взглянула в открывшееся зазеркалье. Неровная пыльная поверхность, с осыпавшейся местами амальгамой, отражала странный знакомо-незнакомый мир. Это был мир скорее знаков, чем предметов. Зеркало, видевшее деда и прадеда, о чём твоя молчаливая речь…» (Людмила Таболина)

Серия «Майский снег». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:







Как отмечают устроители выставки, проект составили не снимки Петербурга, в своё время прославившие автора, а очень личные фотографии из родной деревни. Выставка «Земля Ладыгино» показывает жизнь небольшой деревни Ладыгино, что расположена неподалеку от Вышнего Волочка в Тверской области. В этой деревне Людмила Таболина провела все своё детство.

Серия «Майский снег». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:




«Как-то осенним утром хозяйственные дела привели меня на чердак старого бабушкиного дома. Солнечный луч из слухового окошка освещал странный предмет в куче мусора. Он оказался старой запылившейся банкой. Судя по обрывкам газет внутри, банка пролежала на чердаке лет пятьдесят. Я осторожно вынесла её на свет Божий и поставила в огороде на скамейку. Банка обрела новый мир, а мир банку. Я занялась огородными делами, время от времени навещая банку с фотоаппаратом. Солнце катилось к западу. Набегали облака. Шелестели опадавшие листья. Ветер играл травой и шумел разорванным полиэтиленом парника. Наступил вечер. Я вытряхнула из банки мусор, помыла и повесила на забор». (Людмила Таболина)

Из серии «Осенний день старой банки». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:




«Марина». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать: 


   

«Начальная школа в деревне Быстрое. 1964 год. Полвека прошло. Ученики с 1 по 4 класс в одной комнате. Девочки с одинаковыми косичками. Круглая печка-голландка. Пальтишки и шапки на вешалке в углу. Как давно это было… Девочки и мальчики теперь дедушки и бабушки. А здесь они пишут мелом на доске. И учительница Александра Павловна Нексина вызывает по очереди то больших, то маленьких, чтобы всех успеть научить…» (Людмила Таболина) 

Из серии «Начальная школа в деревне Быстрое». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:




«На молокозавод». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:




«В огород». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:




«9 мая. Лариса Павловна нашла гармонь, смахнула пыль и вынесла на улицу, Юрий Петрович прошёлся по клавишам – ожила деревня». Из серии «Гуляй, деревня!»:




«Тётя Мотя».Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:




Художник Валерий Вальран о выставке Людмилы Таболиной: «...Её камера ищет и находит на первый взгляд неброские интимные подробности жизни, которые восстанавливают утраченные связи человека с природой и погружают его в тишину и благодать русской деревни. В экстерьерных работах Л. Таболина развивает традиции русского реалистического пейзажа, идущего от А. Саврасова. Но, в отличие от живописцев, она работает не с цветом, а со светом, который благодаря моноклю и уникальному видению Л. Таболиной обретает духовную субстанциональность. Пейзаж-медитация, пейзаж-молитва…»

«Сенокос в августе». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:




«Конные грабли». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:



«О монокле. Вот уже более 20 лет монокль живёт в моём кофре… Монокль материализует впечатления, которые испытываешь при съёмке. Все чувства, вложенные при нажатии кнопки камеры, можно «достать» при печати фотографии. Так осуществилась моя детская мечта о запечатлении впечатлений от окружающего мира». (Людмила Таболина)

Из серии «Старое зеркало». Серебряно-желатиновая фотография, ручная печать:



Посвящение свету, посвящение в свет – благодарный обряд возвращения запахов детства, проживания вновь быстротекущей повседневности, напоминание о естестве «простых» вещей и глубине понятий.

Людмила Таболина на выставке:



Выставка продлится до 18 июня 2018.
Подробнее об экспозиции выставки и её открытии – ЗДЕСЬ







Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире