— Почему слон?

Кроме этого любимого «детского вопроса», как известно, существуют ещё не менее сакраментальные и не менее традиционные вопросы русской интеллигенции: кто виноват, что делать и где мои очки. Однако время добавило еще парочку: жив ли рок-н-ролл и «зачем» сегодня — да и нужна ли вообще — живопись.

А ответ всё же есть: слон, рок-н-ролл и живопись — это просто определённые формы жизни, образ жизни. Для некоторых. «Безнадёжно» и счастливо сроднившихся с этим «хоботом».

В петербургском частном музее «Эрарта» недавно открылась выставка «Безнадежных живописцев».

Группа «Безнадежные живописцы», возникшая в Петербурге лет 20 назад, вовсе и не группа, как уверяет Анатолий Заславский, который в сущности является центром, объединяющим проекты и творческие пересечения участников этой «негруппы».

Термин «Безнадежные живописцы», как отмечает сам Заславский, возник, когда живопись стала «принципиально неактуальна в сознании художественной элиты». «Но мы продолжали настаивать на ее необходимости в жизни людей». Эта внутренняя уверенность, «безнадежная» любовь к живописи, «предпочтение ее всему остальному» и объединяет авторов, довольно разных по стилю, манере и художественным традициям. А еще, пожалуй, общее у них отношение к обыденности как поводу и объекту для индивидуальных творческих переживаний и волшебных импровизаций с цветом, энергией, пространством и непосредственно с холстом. Удобным случаем для постановки личных задач и создания образов, свободных от каких либо конъюнктурных обязательств.


Анатолий Заславский. «Полина курит на лестнице»:




Как отмечают устроители выставки, «при всем различии индивидуальных манер письма, «Безнадежные живописцы» опираются на традиции ещё довоенной ленинградской группы «Круг художников», на опыт послевоенной Школы Сидлина, на экспрессивный заряд Арефьевского круга». Некоторые из художников того времени также представлены на выставке, например, Иосиф Зисман (1914–2004).


Работы Владимира Паршикова — сны, порой это полная «туманность андромеды» абстракций. Но и его «фигуратив» — также подсознательные образы. Их смутные тени в плотно растёртых, цельных, но сложносоставных колерах отсылают ассоциации зрителя к фрескам, пробивающимся сквозь катаклизмы эпох.

Владимир Паршиков. «Композиция с фигурами»:





У Бориса Борща энергия и колорит составляют не просто палитру и технику, они будто сами являют собой материал, в котором художник перевоссоздаёт окружающий, «попавшийся» ему мир. Будь то городской ландшафт или портретируемый — они предстают высеченными из единой могучей породы.

Борис Борщ. «Улица Рыбацкая»:





Только что ушёл из жизни Владимир Яшке, входивший в группу «Митьки» в период её расцвета. В его творчестве — колорите и атрибутике — отчётливы элементы французского импрессионизма, этого вечного веселящегося и веселящего праздника жизни, цвета, света, удовольствий, преломляющихся в иронии автора, но иронии, самой пенящейся удовольствием.

Владимир Яшке (1948-2018). «Цветочная лавка»:





Совершенно иные образы, «цели и средства» у Юлии Сопиной. Лаконичность, всегда острая композиционная категоричность сочетается с глубоким отношением к цвету. Яркие и мрачно-густые, блестящие и нежные — пятна вступают в теплохолодные отношения друг с другом и не оставляют равнодушного равновесия в зрителе. Сюжет для Сопиной — еще один контрастный элемент её образного «артиллерии», живописной по-иному.

Юлия Сопина. «Навечерие Пасхи»:





Александр Румянцев — динамика цвета. И одновременно ёмкие цельные пространства (ландшафта или интерьеров), а также знаковая монументальность фигурных композиций. На данной выставке представлена его «доска» обнажёнки «В ванной», но мне захотелось здесь упомянуть серию «Интерьеры» с только что прошедшей здесь же, в «Эрарте», его персональной выставки «Растворение».

Александр Румянцев:





Ирина Васильева — раз уж я решил раздавать эпитеты — энергия нежности. И в отношении к аскетичному, но тонкому пониманию цвета, и в ажурной небрежности решительно создаваемых ею на плоскости миров. Они встают, словно при развороте книжки внезапно вскидывающиеся ввысь и въявь бумажные структуры.

Ирина Васильева. «Дорога в Яппиля»:





Алла Давыдова работает в различных отраслях изобразительного искусства — станковой живописи и ручном ткачестве. Кстати, Давыдова заслуженный художник РФ, что не останавливает её в экспериментах. Густая живописность у неё при желании совершенно свободно может смениться графичностью, или наоборот — рисунок выплеснуться сгустками цвета.

Алла Давыдова. «Прага»:





Арон Зинштейн, опять же, как и все «безнадежно влюбленные в живопись» и в её процесс — обживает всё встречное и поперечное своей дружелюбной иронией и «вкусными» чудесами цветовой теплохолодности.

Арон Зинштейн. «Пикник»:





Вероника Леонтьева, кажется, совсем еще недавно внедрилась в петербургскую арт-жизнь, телепортировавшись откуда-то из Англии, но, по языку, решительно и всё более убедительно делается «петербургским» художником.

Вероника Леонтьева. «Двор, освещённый фонарём»:





Юлия Линцбах чаще всего предпочитает жанр портрета. Но разве это что-то объясняет? У Линцбах также главное не жанр, а контакт, эмоция контакта. Причём, разумеется, цветовая. И эмоция эта — согревающая, бережная, немного печально-задумчивая. Она, как тот лермонтовский утёс, сохраняет долгий влажный след. В себе, в картине, в зрителе.

Юлия Линцбах. Портрет художника Валерия Лукки:





В этой компании самый безнадежно и бескорыстно влюбленный в живопись — как отмечает Анатолий Заславский — это Георгий Мудрёнов. Заславский: «Под безнадёжностью я понимаю безоглядное нащупывание живой ткани в искусстве, когда художник открывает мир, как в первый раз, и медленно, с серьёзным упорством его воссоздаёт».

Георгий Мудрёнов. «Весенняя Карповка. Силин мост»:





На выставке представлены «мэтры» и молодые художники.

Ученица Заславского Надежда Виноградова, в отличие от Вероники Леонтьевой, так и не телепортировалась окончательно в Петербург, живёт где-то на американском континенте, но незримо, а иногда всё-таки зримо, присутствует в этом круге, а также в питерской художественной жизни.
Надежда Виноградова. «Из окна Эрмитажа» (у которого очевидно прочитывается профиль учителя — Анатолия Заславского):





Постоянный член группы и участник выставок «Безнадежных» — Роберт Лотош. Замечательный скульптур, выразительный график и очень душевный человек. Душой несомненно обладают и его произведения. Она смешливая, но непременно радушная. И без ума от экспериментов автора с формой, материалами и, разумеется, с окружающим бытом в виде швейных машинок, супружеских постелей, бесконечных женских разговоров по телефону и прочей несуразной, но теплокровной суеты, обозначающей жизнь.

Роберт Лотош. «Вуаль»:




Подробнее о выставке и её открытии — ЗДЕСЬ


Выставка продлится до 14 мая. Приходите «в гости». Интересоваться другими и их формами жизни — это тоже (как рок-н-ролл и живопись) форма жизни, и тоже очень необходимая людям.

Анатолий Заславский около своей работы «Троицкий собор»:









Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


velizara_eliseeva 13 апреля 2018 | 16:27

"Живописцы, окуните ваши кисти
В тишину дворов арбатских и в зарю,
Чтобы были ваши кисти, словно листья.....

Спасибо за возможность открыть новые миры.
Они необыкновенны!


wowagera 13 апреля 2018 | 17:51

Прелесть! Спасибо!


mts2013 14 апреля 2018 | 07:25

Выставка понравилась. Спасибо и организатору выставки и автору блога!)
Живопись отражает внутренний мир человека. Особенно понравились описания, характеристики работ. Предположим, ажурная живопись)
Когда говорят о богатом внутреннем мире человека, то это не из серии скопидомства, когда у человека весь дом забит добром, барахлом, хламом и он считает себя богатеем.
Богатый внутренний мир это сострадание к другим людям, великодушие, любовь.

Спасибо и всего доброго!)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире