У Пикассо как-то спросили, какой, мол, прок простому французскому рабочему от ваших творческих изысков. Художник ответил: я войду в его жизнь в виде новых форм унитаза.

Анекдот анекдотом, но ведь, действительно, поиски и находки экспериментаторов оставляют отчетливый знак эпохи – её стиль. Это и есть культура – язык, звук, мода, промышленный и архитектурный дизайн, авторское и прикладное искусство.

Общественные реалии часто диктуют и жанровый спрос, и формы прекрасного и общественно-политические каноны. Писатель Андрей Синявский вспоминал: «У меня с советской властью были стилистические разногласия». Да, некоторые авторы противостояли эпохе и работали «в стол», подвергались тем или иным притеснениям, ну а многие находили ниши для свободы и поисков современного языка. Писатели советской эпохи находили применение и свободу в переводах и в детской литературе, художники – в ее иллюстрировании. Плакат, монументалка и декоративно-прикладное искусство также были нишей для поисков новых форм.

Русский музей в прошлом году к 100-летию революции организовал ряд выставок о трансформациях художественного языка революционной и постреволюционной эпохи. Я уже рассказывал об этом проекте ВОТ ЗДЕСЬ

А на днях в Санкт-Петербурге, в Мраморном дворце Русского музея, продолжая исследование, как складывалась дальнейшая судьба творческой жизни новой общности (советского человека) в эпоху «оттепели», открылась выставка «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х – середина 1960-х». В экспозицию включено более 200 произведений декоративно-прикладного искусства, графики, живописи и скульптуры.


А.А.Киселев. «Молодые». 1964:



«Понятие «современный стиль» вошло в обиход  к середине пятидесятых. Современный стиль развивался синхронно и в станковом искусстве, и в архитектурной, и в предметной средах, в последней проявившись наиболее мощно. Новое понимание формообразования было основано на опыте советского конструктивизма и интернационального стиля, на осмыслении современных технологий. Сегодня этот этап историки называют советским модернизмом», – рассказывают кураторы.


И.Е.Оминин. «Зенит принимает». 1960-е:



«Современный стиль, в противовес сталинскому ампиру, предполагал доступность, отсутствие статусности. Старый жизнестроительный лозунг авангарда «искусство в массы» предстал в своём  более скромном, одомашненном виде – искусство в каждый дом».






1. А.М.Остроумов. Прибор для водки «Огонёк». 1964. / 
2. Б.А.Смирнов. Графин и стопки «Крепыш». Конец 1950-х: 



Время от времени устраиваются выставки, живьем воссоздающие кусочки жизни и быта, организующие в экспозиции типичную домашнюю обстановку застойных лет, куски квартирных выставок. В чём-то похоже воспринимается и эта экспозиция про предметы «оттепели». Многие свидетели эпохи узнают объекты своей тогдашней жизни и быта.


В.С.Васильковский. Декоративный комплект «Табун». 1962:



– Это моя кукла! 
– Это мой деревянный жираф, похожий на Эйфелеву башню! – опознают экспонаты и дети свидетелей «оттепели».


1. Л.Н.Сморгон (скульптор, работавший тогда на фабрике «Ленигрушка». Кстати, это он придумал модульных кукол на резинке). «Гимнастка». Модель 1961 года. /  
2. В.П.Волков. Игрушки. 1960-е:   




К.Е.Глинтерник. Игрушки. 1960-1962:




Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ Александр Боровский:



«Выставка построена на локальном, ленинградском материале. Особенность ленинградской традиции заключалась в восприимчивости к классическому модернизму в разных его проявлениях: здесь, в Ленинграде, работали и преподавали ученики классиков авангарда, действовали относительно независимые в профессиональном плане художественные производства и мастерские, а также неофициальные художественные группы».


К.М.Симун.  Модель памятника «Дорога жизни». 1966:




Г.П.Сотников. Эскиз декорации к пьесе «Медея» Жана Ануя. 1962:




Б.Н.Ермолаев. «Спортсмены». 1962:




И.Е.Оминин. Начало 1960-х:




В.В.Стерлигов. «Старый Петергоф». 1965:




Р.Р.Васми. «Дома». Около 1958:



Есть такое свойство времени: созданное человеком, то, чем жило, в чём «варилось» поколение – уходя в историю, превращается в краску времени и образ его культуры, переставая нести то значение, которое прочитывали современники. Сакральные предметы, произведения высокого искусства, и, наоборот, маркируемое современниками как пошлость, как поп-шлягер, как массовое искусство, китч – всё это отдаляясь, неисповедимо и необратимо может стать лицом ушедшей эпохи, символом, считываемым потомками. Чем отразимся в зеркале времени – мы?..




Выставка продлится до 16 апреля.

Подробнее об экспозиции и открытии выставки – ЗДЕСЬ








Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире