У Пикассо как-то спросили, какой, мол, прок простому французскому рабочему от ваших творческих изысков. Художник ответил: я войду в его жизнь в виде новых форм унитаза.

Анекдот анекдотом, но ведь, действительно, поиски и находки экспериментаторов оставляют отчетливый знак эпохи – её стиль. Это и есть культура – язык, звук, мода, промышленный и архитектурный дизайн, авторское и прикладное искусство.

Общественные реалии часто диктуют и жанровый спрос, и формы прекрасного и общественно-политические каноны. Писатель Андрей Синявский вспоминал: «У меня с советской властью были стилистические разногласия». Да, некоторые авторы противостояли эпохе и работали «в стол», подвергались тем или иным притеснениям, ну а многие находили ниши для свободы и поисков современного языка. Писатели советской эпохи находили применение и свободу в переводах и в детской литературе, художники – в ее иллюстрировании. Плакат, монументалка и декоративно-прикладное искусство также были нишей для поисков новых форм.

Русский музей в прошлом году к 100-летию революции организовал ряд выставок о трансформациях художественного языка революционной и постреволюционной эпохи. Я уже рассказывал об этом проекте ВОТ ЗДЕСЬ

А на днях в Санкт-Петербурге, в Мраморном дворце Русского музея, продолжая исследование, как складывалась дальнейшая судьба творческой жизни новой общности (советского человека) в эпоху «оттепели», открылась выставка «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х – середина 1960-х». В экспозицию включено более 200 произведений декоративно-прикладного искусства, графики, живописи и скульптуры.


А.А.Киселев. «Молодые». 1964:



«Понятие «современный стиль» вошло в обиход  к середине пятидесятых. Современный стиль развивался синхронно и в станковом искусстве, и в архитектурной, и в предметной средах, в последней проявившись наиболее мощно. Новое понимание формообразования было основано на опыте советского конструктивизма и интернационального стиля, на осмыслении современных технологий. Сегодня этот этап историки называют советским модернизмом», – рассказывают кураторы.


И.Е.Оминин. «Зенит принимает». 1960-е:



«Современный стиль, в противовес сталинскому ампиру, предполагал доступность, отсутствие статусности. Старый жизнестроительный лозунг авангарда «искусство в массы» предстал в своём  более скромном, одомашненном виде – искусство в каждый дом».






1. А.М.Остроумов. Прибор для водки «Огонёк». 1964. / 
2. Б.А.Смирнов. Графин и стопки «Крепыш». Конец 1950-х: 



Время от времени устраиваются выставки, живьем воссоздающие кусочки жизни и быта, организующие в экспозиции типичную домашнюю обстановку застойных лет, куски квартирных выставок. В чём-то похоже воспринимается и эта экспозиция про предметы «оттепели». Многие свидетели эпохи узнают объекты своей тогдашней жизни и быта.


В.С.Васильковский. Декоративный комплект «Табун». 1962:



– Это моя кукла! 
– Это мой деревянный жираф, похожий на Эйфелеву башню! – опознают экспонаты и дети свидетелей «оттепели».


1. Л.Н.Сморгон (скульптор, работавший тогда на фабрике «Ленигрушка». Кстати, это он придумал модульных кукол на резинке). «Гимнастка». Модель 1961 года. /  
2. В.П.Волков. Игрушки. 1960-е:   




К.Е.Глинтерник. Игрушки. 1960-1962:




Заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея, заслуженный деятель искусств РФ Александр Боровский:



«Выставка построена на локальном, ленинградском материале. Особенность ленинградской традиции заключалась в восприимчивости к классическому модернизму в разных его проявлениях: здесь, в Ленинграде, работали и преподавали ученики классиков авангарда, действовали относительно независимые в профессиональном плане художественные производства и мастерские, а также неофициальные художественные группы».


К.М.Симун.  Модель памятника «Дорога жизни». 1966:




Г.П.Сотников. Эскиз декорации к пьесе «Медея» Жана Ануя. 1962:




Б.Н.Ермолаев. «Спортсмены». 1962:




И.Е.Оминин. Начало 1960-х:




В.В.Стерлигов. «Старый Петергоф». 1965:




Р.Р.Васми. «Дома». Около 1958:



Есть такое свойство времени: созданное человеком, то, чем жило, в чём «варилось» поколение – уходя в историю, превращается в краску времени и образ его культуры, переставая нести то значение, которое прочитывали современники. Сакральные предметы, произведения высокого искусства, и, наоборот, маркируемое современниками как пошлость, как поп-шлягер, как массовое искусство, китч – всё это отдаляясь, неисповедимо и необратимо может стать лицом ушедшей эпохи, символом, считываемым потомками. Чем отразимся в зеркале времени – мы?..




Выставка продлится до 16 апреля.

Подробнее об экспозиции и открытии выставки – ЗДЕСЬ






Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

mts2013 14 марта 2018 | 16:28

Сходила по ссылке. Понравились работы И.Е.Оминина "Городской пейзаж", "Индустриальный пейзаж". Простор и жизненное пространство не то что в современных мегаполисах.
Интересный образец ткани Севера. Р.Г.Крестовицкой.
Сервизы, вазы, детские игрушки.
Работа Ермолаева "К отцу"

"Мы рождены чтоб сказку сделать былью..." (с)


(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире