В петербургском полуподвальном этаже почти на перекрестии Литейного и Невского в творчески бурные 90-е (в 1991 году) группой единомышленников, «ставящих своей целью построить дом культуры, двери которого открыты для художественных инициатив», был создан арт-центр «Борей», и сегодня живущий своей ненавязчивой, но влиятельной для художественного Петербурга жизнью.

Площадки арт-центра изначально демократично предоставляются совершенно разнообразным жанрам и направлениям, известным именам, легендам ленинградского андеграунда, молодым экспериментаторам и снискавшим за эти годы вполне заслуженную известность. Например, за художественной трэш-группой «Parazit» «закреплён» коридор, ведущий из Малого в Большие залы. Арт-центром проводятся выставки и художественные акции, издаются книги, регулярно проходят литературные вечера, философские чтения, презентации книг и журналов.

В этом обзоре хочу представить две выставки «Борея» – двух авторов, два разных художественных мира. Одна выставка открылась на днях, другая проходила ранее.

До 27 января в «Борее» – «Комбинаторика», живопись известного художника питерского андеграунада Валерия Вальрана. Автор каждый раз представляет зрителю не просто выставку, а именно целостный «проект», некий текст, связанный единым замыслом. В цикле «Комбинаторика» Вальран вновь обращается к натюрморту. Как отметил философ Александр Секацкий, художественным образам Вальрана свойственна метафизичность, заставляющая автора и зрителя задуматься «над радикальными вопросами» бытия, случая, восприятия. И конечно, как заметил Глеб Ершов, доцент кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства, куратор галереи «Navicula Artis» (арт-центра «Пушкинская-10»), Вальрану близко отношение к творчеству как к игре.

Валерий Вальран, Александр Секацкий, Глеб Ершов:


Вальран: «На протяжении многих лет, занимаясь натюрмортом, я стремился освободить предмет от вещности – налипших на него человеческих смыслов (коннотаций) – бытовых, культурных, пространственных и временных, прорабатывая каждый из них и избавляясь от него. Однако расположение предметов на плоскости холста также обусловлено стереотипами». Можно ли свести это к минимуму, – задался вопросом художник и нашёл решение комбинаторики заданных предметов с помощью «домашнего лототрона». 






















Подробнее о проекте и открытии выставки – ТУТ.


Комбинаторика различий между авторами тоже бывает достаточно многообразна. Тем не менее в данной заметке – «метафизическому радикализму» Вальрана захотелось представить в качестве контраста кружевную нежность живописи Ирины Васильевой, петербургского (кронштадтского) художника, любимицы не только питерской публики, но, что достаточно редко, и живописцев. 
 
Впрочем, надо заметить, что род нежности, присущей живописи автора, вовсе не сусальный, а тоже довольно структурированный, «комбинаторный». Окружающий художника мир и быт преобразован в «нотный» ряд, палитру знаков, чередуемых в «лототроне» повода. Также «обязательно» у Ирины Васильевой присутствие ажура теней и очертаний – предметов, растений, овощей, цветовых пятен. И сама колористическая палитра Васильевой – сдержанная и лаконичная – тоже, во многом, «заданная», но при этом искрящая от работающего внутреннего контакта «тёплого и холодного», что и является душой живописи.  
 




















Подробнее о выставке и открытии – ТУТ.


Образы, составляющие наши понятия – тоже комбинаторика: перекрестие всего освоенного нами, запечатлённого в «знаках». Но хотелось бы, чтобы благоприобретённое всё же не было следствием лишь воли случая или манипуляций. А результатом вдумчивого отношения к собственной жизни и окружающим.




Комментарии

1

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


nicolay_simonovsky Николай Симоновский 23 января 2018 | 17:55

Выставка Валерия Вальрана продлена до 3 февраля.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире