11:17 , 14 октября 2017

Мечты о мировом расцвете. Выставки Русского музея к 100-летию революции 1917 года

К 100-летию революции 1917 года Русский музей одну за другой открыл 4 выставки, осмысляющие революционную эпоху России прошлого века, язык ее нового искусства, мечты и последствия в культуре и обществе. 

«Мечты о мировом расцвете», «Искусство в жизнь. 1918–1925» – агитационное искусство и его школы, «Плакат эпохи революции» и «Дети страны советов». 
 
Выставки продлятся до 20 ноября 2017 и, поверьте, есть, что посмотреть, о чём поразмышлять зрителю, наслаждаясь известными шедеврами и редкостями, погружаясь в «театр» новой эстетики, оказавшей неоспоримое влияние и на мировую культуру. Поддаваясь и одновременно ужасаясь новым «смыслам» и красноречивым образам эпохи «нового человека». При этом, конечно, неизбежны сопоставления с сегодняшними проблемами и форматами надежд.

Контекст того времени создается и передаётся не только самими темами, организующими пространство каждой выставки, но и неожиданными сопоставлениями внутри экспозиции, а также оформлением залов и сопровождающими материалами. Например, текстами произведений поэтов и писателей тех лет, историческими хрониками, цитатами из писем. 
 
Выставка «Мечты о мировом расцвете» (подробный отчёт о выставке  здесь

Пример сопроводительного баннера:
     
 
Илья Репин. «17 октября 1905 года». 1907:

Валентин Серов. «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?» 1905:

Кузьма Петров-Водкин. «На линии огня». 1916:



Павел Филонов. «Пир королей». 1912-1913:

А вот как Екатерина Серебрякова, жена Павла Филонова, «оправдывала» перед «тройкой» эту картину в 1936-м:



Каземир Малевич. «Красный квадрат (Живописный реализм крестьянки в двух измерениях)». 1915:

Кузьма Петров-Водкин. «Фантазия». 1925:



Павел Филонов. «Формула весны и действующие силы». 1927-1928:

Казимир Малевич. «Красная конница». 1932:

Кузьма Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928:

Александр Самохвалов:

Александр Лабас. «На Дальнем Востоке. Красноармеец». 1928:





Давид Штеренберг. Натюрморт с вишнями. 1919: 

  Павел Филонов. «Ударники (Мастера аналитического искусства)». 1934-1935:

Александр Дейнека. «Текстильщицы». 1927:

Кузьма Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934:

Инсценировка на открытии выставки:

Несколько работ с других выставок этой юбилейной серии. 
«Искусство в жизнь. 1918–1925» – агитационное искусство и его школы (подробнее  здесь)





Сарра Лебедева. «Семен Буденный». Леонид Шервуд. «Анатолий Луначарский». Сарра Лебедева. «Феликс Дзержинский»:

Сергей Коненков. «Степан Разин с дружиной»:

«Мастеркласс» на открытии выставки:


Из выставки «Плакат эпохи революции» (подробнее тут ). 
 
Владимир Лебедев:


К слову, в Петербурге в «Ленинград-Центре» (бывший кинотеатр «Ленинград») недавно открылась выставка  «Владимир Лебедев. Женский образ. Право на личное». 
 
Борис Кустодиев. «Заем свободы». 1917.  (Инициатива «займа свободы», объявленного в марте 1917, принадлежала министру финансов Временного правительства Михаилу Терещенко):

Владимир Маяковский. «Царствование Николая Последнего»:

Дмитрий Моор (Орлов):


И буквально несколько экспонатов выставки «Дети страны советов» (подробнее: http://obtaz.com/russian_museum_children_of_soviet_state.htm).

Никита Чебаков. «Павлик Морозов»:

Казимир Рыжов (скульптор), Мария Кириллова (автор росписи), Григорий Горьков (исполнитель росписи).
Пограничники и мальчик:


Эммануил Евзерихин. «Субботник в детском саду». Фотография:

Анна Крыжановская. «Будёныш» и другие скульптуры:

Не удержусь, процитирую одну из симптоматичных записей в книге отзывов о выставке «Дети страны советов»: «...не отражает полноты жизни пионеров в Советском Союзе. Где тимуровцы? Где стадионы с детьми, которые могли заниматься любимым спортом абсолютно бесплатно. А пионерские лагеря, походы, интересные костры? И многое другое. В нашем детстве не было телевизоров, но мы прекрасно проводили свободное время: игры, чтение книг, дружба»...  

Ну, этот мой беглый обзор уж точно «не отражает», поэтому, в конце него, еще раз призову тех, кто сможет, посмотреть живьём этот грандиозный проект серии выставок. А кто не сможет, загляните, пройдя по ссылкам, на более подробные отчеты. 

Комментарии

6

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


mouravi13 14 октября 2017 | 14:26

Россия-Самая Паскудная ,До блевоты мерзкая страна во всей мировой истории !
Методом селекции там вывели чудовищных моральных уродов !
У которых само понятие Добра и Зла вывернуто наизнанку !
Всю свою историю эта нация барахтается в Дерьме и при этом желает потопить в нём весь Мир !
И.А.Ильин ,русский философ


mouravi13 14 октября 2017 | 14:28

Шагают бараны в ряд,
Бьют барабаны,--
Кожу для них дают
Сами бараны.
Мясник зовет. За ним бараны сдуру
Топочут слепо, за звеном звено,
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.
Они поднимают вверх
Ладони к свету,
Хоть руки уже в крови,--
Добычи нету.
Мясник зовет. За ним бараны сдуру
Топочут слепо, за звеном звено,
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.
Знамена горят вокруг,
Крестища повсюду,
На каждом -- здоровый крюк
Рабочему люду.
Мясник зовет. За ним бараны сдуру
Топочут слепо, за звеном звено,
И те, с кого давно на бойне сняли шкуру,
Идут в строю с живыми заодно.
1943
Бертольд Брехт.

Осип Мандельштам - стихи
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.

«И русский мужик, взявшись за топор, с отчаянным остервенением защищал свое рабство» – Ф.Энгельс

Московия была воспитана и выросла в ужасной и гнусной школе монгольского рабства. Даже после своего освобождения Московия продолжала играть роль раба, ставшего господином. Впоследствии Петр Великий сочетал политическое искусство монгольского раба с гордыми стремлениями монгольского властелина, которому Чингиз-хан завещал осуществить план завоевания мира. - Ф. Энгельс


mouravi13 14 октября 2017 | 14:31

Выдающийся композитор М. Глинка, окончательно покидая 27 апреля 1856 года Россию, на границе вылез из рыдвана, плюнул на землю и сказал: “Дай Бог мне никогда больше не видеть этой мерзкой страны и ее людей!”

Это наше русское равнодушие — не чувствовать обязанностей, которые налагают на нас наши права, и потому отрицать эти обязанности. -- Лев Николаевич Толстой. Анна Каренина

Мы отстали, по крайней мере, лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. - Антон Павлович Чехов. Вишневый сад

А по-моему, нет в печальной русской жизни более печального явления, чем расхлябанность и растленность мысли. -- Александр Иванович Куприн. Яма

Россия не содержит в себе никакого здорового и ценного зерна. России собственно - нет, она - только кажется. Это - ужасный фантом, ужасный кошмар, который давит душу всех просвещенных людей. От этого кошмара мы бежим за границу, эмигрируем; и если соглашаемся оставить себя в России, то ради того единственно, что находимся в полной уверенности, что скоро этого фантома не будет; и его рассеем мы, и для этого рассеяния остаемся на этом проклятом месте Восточной Европы. Народ наш есть только "среда", "материал", "вещество" для принятия в себя единой и универсальной и окончательной истины, каковая обобщенно именуется "Европейскою цивилизациею". Никакой "русской цивилизации", никакой "русской культуры". - В.В. Розанов. Война 1914 года и русское возрождение

«Антирусский заговор, безусловно, существует – проблема только в том, что в нем участвует все взрослое население России». - В. О. Пелевин, писатель

«Мы, Русь,— анархисты по натуре, мы жестокое зверье, в наших жилах все еще течет темная и злая рабья кровь — ядовитое наследие татарского и крепостного ига,— что тоже правда.» — М.Горький "Несвоевременные мысли".


mouravi13 14 октября 2017 | 14:33

"Русские - народ, который ненавидит волю, обожествляет рабство, любит оковы на своих руках и ногах, любит своих кровавых деспотов, не чувствует никакой красоты, грязный физически и морально, столетиями живёт в темноте, мракобесии, и пальцем не пошевелил к чему-то человеческому, но готовый всегда неволить, угнетать всех и вся, весь мир. Это не народ, а историческое проклятие человечества» – И.С. Шмелёв

Русскому человеку честь — одно только лишнее бремя... – М. А. Булгаков. Белая гвардия

Ничего доброго, ничего достойного уважения или подражания не было в России. Везде и всегда были безграмотность, неправосудие, разбой, крамолы, личности угнетение, бедность, неустройство, непросвещение и разврат. Взгляд не останавливается ни на одной светлой минуте в жизни народной, ни на одной эпохе утешительной. – А. Хомяков

Н. Гоголь: «Любовь к отечеству превратилась в приторное хвастанье. Доказательством тому, наши так называемые квасные патриоты: после их неуместных похвал - только хочется плюнуть на Россию».

А.С.Пушкин когда-то сказал - Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство.


rosfor 14 октября 2017 | 14:57

++++ Хорошая выставка.


wowagera 14 октября 2017 | 15:13

Мне понравилсяСубботник в детском саду..похоже на лагерь с малолетними зеками..

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире