nicolay_simonovsky

Николай Симоновский

30 января 2019

F
Классическая байка о художнике и заказчике: художник пишет портрет заказчика, как договорились – верхом на лошади, вид сбоку – а портретируемый возмущается, мол, у меня же не одна, а две ноги, и уха два: нарисуй!

Кроме шуток, мы и в самом деле именно так воспринимаем действительность, себя и окружающих: не плоскостно, и не в «3D», а в так называемом «4D». Причем наше «4D» это даже не вектор неких измерений параллельных миров, а просто-напросто время, движение и образ. 


Анатолий Зверев. Всадник. 1981. Бумага, смешанная техника:




Многомерность мира будоражила воображение исследователей, математиков, философов, писателей и художников еще в прошлом и позапрошлом веке. Как писал, например, Брюсов:

...Но живут, живут в N измереньях
Вихри воль, циклоны мыслей, те,
Кем смешны мы с нашим детским зреньем,
С нашим шагом по одной черте!

Наши солнца, звёзды, всё в пространстве,
Вся безгранность, где и свет бескрыл –
Лишь фестон в том праздничном убранстве,
Чем их мир свой гордый облик скрыл.

Наше время – им чертеж на плане.
Вкось глядя, как мы скользим во тьме,
Боги те тщету земных желаний
Метят снисходительно в уме.

Однако и нашим, «детским», зрением мы распознаём и помним окружающее не двухмерно, и не трёхмерно. Мы воспринимаем как близких, так и встречных-поперечных – не в геометрической проекции «на плане», а в их проявлениях. Как они улыбаются, как ходят, как наклоняют голову и морщат лоб. Как пожимают плечами и всплёскивают руками. Что и как говорят, и что делают. Это вполне реальный суммарный «вектор» нашего восприятия.

Художники разных направлений, помимо поиска новых художественных форм и творческого языка, очевидным образом, экспериментируя, «приближают» натуру и к своему четырёхмерному восприятию. Выражение «я так вижу», в этом смысле, не просто мем. Экспрессионизм, импрессионизм, кубизм, сюрреализм, футуризм, супрематизм и пр. – это же очевидная передача «четвертым измерением» наших «реальных» впечатлений. В том числе и абстракционизм – как «доказывает» сцена фильма «Приключения принца Флоризеля», где воры в панике бросаются бежать, узнав известного бандита в живописном «фотороботе», выполненном абстракционистом.

Все эти, разумеется, очевидные соображения я просто решил освежить в связи с выставкой в Петербурге известного художника-нонконформиста Анатолия Зверева.


Анатолий Зверев. Портрет красными линиями. 1981. Картон, масло:




В петербургском Новом музее Аслана Чехоева открылась выставка графики и живописи Анатолия Зверева (1931-1986) из коллекции создателя московской галереи «Веллум» Любови Агафоновой, из собрания Нового музея Аслана Чехоева и частных коллекций.


Терновый венок. 1964. Холст, масло:




Анатолий Тимофеевич Зверев родился 3 ноября 1931 года в Москве в Сокольниках. Учился у художника-графика Николая Васильевича Синицына, ученика А. П. Остроумовой–Лебедевой. Из Московского областного художественного училища памяти 1905 года, куда Зверев поступил в 1954 году, он был исключен за «богемно-анархическое» поведение. После окончания художественного ремесленного училища получил разряд маляра-альфрейщика – маляра по художественной отделке.

Надо опохмелиться. 1980. Картон, масло:




В 1954 году произошла встреча Зверева с известным коллекционером Георгием Костаки, который первым увидел и оценил талант молодого художника. Несмотря на отсутствие академического художественного образования, Зверев становится активным участником художественной жизни и быстро завоевывает признание. Первая зарубежная выставка художника состоялась в 1965 г. в парижской галерее «Motte». Работы Анатолия Зверева выставляются в Нью-Йорке, Париже, Копенгагене, Вене, Лондоне, Брюсселе. На родине художник постоянно участвует в квартирных выставках, а единственная «официальная» прижизненная выставка Зверева в Советском Союзе состоялась в 1984 году в Горкоме графиков на Малой Грузинской улице – незадолго до смерти художника.

Всадница. 1959.  Бумага, гуашь:




Так вот, возвращаясь к теме восприятия в движении и во времени. Быстрая рука, беглый рисунок, поспевающий за местонахождением точек, несущих узнавание – это «конёк» Анатолия Зверева.  


Портрет неизвестной. 1962. Бумага на оргалите, масло:




Женский портрет. 1969. Картон, масло:




Портрет А.Гогуадзе. 1980-е. Бумага, смешанная техника:




Женский портрет. 1966. Бумага, акварель:




Мужской портрет. 1956. Бумага, смешанная техника:




Портрет Асеевой. 1971. Картон, масло:




Такая же «быстрая рука», перевоссоздающая увиденное – и в пейзажных работах. Образ схватываемого налету в N измерении, плюс, конечно, сам автор, его энергия и своенравный характер – сливаются в картине в общее целое в  результате телепортации, ну примерно как человек и муха в кинофильме «Муха».


Церковь в Комягино. 1981. Холст, масло:




Пейзаж с церковью. 1978. Холст, масло:




Сад в Баковке. 1980. Холст, масло:




Хотя авторы, конечно, решают прежде всего собственные творческие задачи, но всё же зрение художника не так уж далеко, как нам порой кажется, от нашего «обыденного» восприятия. Взгляните мельком на лампочку – закрыв глаза, увидите разбегающиеся светящиеся следы предметов-пятен. Представьте образ родного лица – и он предстанет в вашем подсознании незримыми чертами. Невысказанные, но они – в нас, крепко спаянные с нами. А художник, своими средствами, высказывает спаянное – с ним: эти проекции перемещений во времени и пространстве, этот снег и дождь телепортации чувств…


Дождь. 1959. Бумага, смешанная техника:



Подробнее о выставке и её открытии – ЗДЕСЬ

Выставка Анатолия Зверева в петербургском Новом музее Аслана Чехоева продлится до 24 февраля.




14 января 2019

Танец мгновений

Вот уже и Старый Новый вступил в свои права, призывая ёлки за собой…

Прекрасное проходит мимо,
причём, увы, необратимо, –
подсказывает рифма. Давайте с ней не согласимся. Давайте попробуем придержать мгновение, вспомнив картинки с выставок, некоторых прошедших в прошлом году в Петербурге (о которых в этом блоге я не упоминал).



1. Виктор Богорад. «Тот самый шаг». Карикатура. Галерея «14/45», СПб, сентябрь 2018.

Серия карикатур на тему современного искусства.



Как шутила куратор выставки Ирина Бондаренко, искусство, как и жизнь, слабым не по плечу, а современное искусство порой не по плечу даже сильным. В верхнем рисунке – если будет мне позволена интерпретация – встреча картины со зрителем прошла более чем успешно. В нижнем зрители явились к картине Уорхала уже явно «готовыми» – словно отразившись в зеркале, отображающем стандартизированное общество потребления…

Подробнее об экспозиции выставки и её открытии ЗДЕСЬ




2.  Дмитрий Марголин. «Уличное и небесное». Живопись, графика, объект. ДК Громов, СПб, декабрь 2018.
Идея и творческое участие: Александр Боровский, Иван Чечот. Куратор: Анастасия Скворцова.

Мир художника соединяет фантастический трэш повседневности и библейские, мифологические аллегории, перекликающиеся с ней, ей противостоящие.

При всей жёсткости трактовки тем и взрывном выплеске графики и цвета, художник доказывает нам всё ту же теорему Добра – но от обратного. Как отметил один из инициаторов выставочного проекта, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, «живопись Марголина проникнута гуманистической, человеколюбивой интонацией. Художник с какой-то наивной ранимостью относится к вечному распределению ролей – жертвы, палачи, любопытствующие наблюдатели, равнодушная толпа, погружённая в свои низменные страсти». 



Подробнее об экспозиции выставки и её открытии ЗДЕСЬ




3. «Конашевич. Известный и неизвестный». Выставка к 130-летию В. М. Конашевича проходила в 2018-м в Михайловском замке. Вот одна из замечательных, виртуозных работ с выставки всеми любимого художника и книжного графика:






4. Сегодня завершилась выставка в Русском Музее (корпус Бенуа) «Карл Маркс навсегда?» к 200-летию Карла Маркса, образ которого бытует не только в советском искусстве, но находит свои вариации и у современных авторов.

Некоторые из экспонатов выставки:

 — «Колдовские художники». «Капелла Марксизма».
 — «Капелла Марксизма». Василий Голубев. «Семейный ад».
 — «Капелла Марксизма». Николай Копейкин."Марксизм в Антарктиде".
 — Леонид Соков (1941-2018). «Микки и Маркс». Бронза.
 — Владимир Козин. «Качельки». Дерево, фарфор, металл.
 — Владимир Любаров. «Очередь за пивом». Холст, масло.
 — Лев Кербель (1917-2003). Модель монументального скульптурного портрета Карла Маркса. Красная медь листовая. 






5. График и живописец Михаил Гавричков в прошедшем году отметил 55-летие несколькими выставками.

Верхняя работа «Детушки» – с юбилейной  выставки в петербургской библиотеке книжной графики. Две нижние – иллюстрации к прозе Довлатова – в 2018-м выставлялись в преддверии «Довлатовских дней» в библиотеке им. Лермонтова (подробнее ТУТ):






6. Александр Румянцев. «Растворение». Живопись. Эрарта, СПб, февраль 2018.

Живописец Александр Румянцев всегда увлекает динамикой цвета, интенсивного, насыщенного, но не легкомысленного, а серьёзного, преображающего повседневность в «высказывание».



Фотоотчёт о выставке и её открытии ЗДЕСЬ




7. «Музыка и музыканты». Коллективная выставка. Арт-центр «Пушкинская-10». СПб, апрель 2018.

 — Андрей Кузнецов. «Музыкальные инструменты». Объекты.
 — Юлия Сопина. «Григорианский хор». Холст, масло.
 — Роберт Лотош. «Танец». Дерево.
 — Марина Спивак. «Олег Каравайчук играет». Бронза.
 — Евгения Голант. «Музыка». Холст, масло.
 — Юлия Линцбах. Портрет джазового музыканта Владимира Волкова. Холст, масло.
 — Феликс Бух. «Оркестр». Группа скульптур.
 — Евгения Гладкая. «Одержимость». Смешанная техника. 



Подробный отчёт о выставке и её открытии ЗДЕСЬ

Кстати, а вот ТУТ отчёт о прошлогодней выставке «Варвара Великолепная» в галерее «Борей» последнего из упомянутых авторов (Евгении Гладкой).




8. Евгений Орлов. «Рождение Будды». Живопись. Музей современного искусства им. Дягилева СПбГУ, апрель 2018.

Евгений Орлов – один из сопредседателей арт-центра «Пушкинская-10» и основателей Музея нонконформистского искусства.

«Движение по лестнице II». Холст, масло:



Подробный фотоотчёт о выставке и её открытии ЗДЕСЬ




9. Александр Некрасов. «Размышления и выводы». Живопись, графика. Gora Gallery. СПб,  сентябрь 2018.

Художник Александр Некрасов – директор Государственного музея «Царскосельская коллекция» (город Пушкин). Выставка по итогам и впечатлениям пленэров. Эти «размышления» – о путях восприятия и перевоссоздания натуры методами формализма, идущего от школы Матюшина, Стерлигова и других.



Подробнее о выставке ЗДЕСЬ




10. Артур Молев. «Апрельские хроники». Живопись из частных коллекций. Арт-отель Trezzini, СПб, апрель 2018.

Живописец и график Артур Молев, художник группы «АукцЫон», экстравагантен, парадоксален, ярок.



Подробнее об экспозиции ЗДЕСЬ




11. Александр Задорин. (1941-2006). «Архитектурные импровизации». Графика. Арт-пространство «Vincent», СПб, апрель 2018.

Выразительный художественный язык графика и живописца Александра Задорина сочетает в себе декоративные начала керамики, острую лаконичность отечественной школы иллюстрации, образность, вдохновленную опытами мастеров постимпрессионизма и советских художников начала прошлого века.



Подробнее о выставке ЗДЕСЬ




12. «Винегрет». Коллективная выставка про еду. Живопись, графика, объект. Do-gallery. СПб, ноябрь 2018.

 — Александр Позин. Миниатюрная скульптура.
 — Михаил Карасик (1953-2017). «Книга на фарш». Объект.
 — Александр Коростик. Натюрморт. Дерево. 



Подробнее о выставке и её открытии ЗДЕСЬ



...Мгновение рвётся из рук, стремится догнать своих неуёмных собратьев. Но не нужно быть Фаустом или лермонтовским Утёсом, чтобы хотелось пригреть и сохранить след мимолетных видений и соприкосновений. Присоединиться к азартным, как тот круг у Матисса, танцующим…


«В ожидании меня». Холст, акрил. Работа с выставки «Переходное время». Борей, СПб, декабрь 2018 (Подробнее ТУТ).



С Новым Новым!






«Что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали?..» – пел поэт…

Увы, и 2018-й год унёс с собой обитаемые  миры – имена культуры и общественной жизни…

Некоторые из них: правозащитник Людмила Алексеева, писатели Владимир Войнович, Андрей Битов, Эдуард Успенский, поэты Наум Коржавин, Виктор Ширали, Олег Юрьев, Евгений Вензель, Всеволод Рожнятовский, режиссёры Кира Муратова, Эймунтас Някрошюс, Станислав Говорухин, Александр Аскольдов, Юрий Томошевский, художники Оскар Рабин, Леонид Соков, Давид Плаксин, Владимир Яшке, Юрий Гусев, Аркадий Натаревич, актёры Николай Караченцов, Роман Карцев, Олег Табаков, Леонид Неведомский, певцы, музыканты Шарль Азнавур, Геннадий Рождественский, Монсеррат Кабалье, Арета Франклин, Михаил Альперин, Олег Анофриев, погиб главный отечественный битломан Коля Васин, убиты Александр Расторгуев, Орхан Джемаль, Кирилл Радченко…



ЗДЕСЬ страничка со ссылками на информацию об ушедших.


Как и в прошлом году, хочу помянуть некоторых художников, ушедших в 2018-м, выставлявшихся в Петербурге.

...Оскар Рабин. Выставка «Мне подарили Париж». Живопись, графика. Эрарта, СПб, 2015 (фотоотчёт о выставке Оскара Рабина в Петербурге и её открытии ЗДЕСЬ): 

Оскар Рабин. Автопортрет:











В блоге Татьяны Пелипейко, здесь, на сайте радиостанции «Эхо Москвы», есть недавняя публикация о жизни, творчестве Оскара Рабина и выставке его памяти в Москве.



...В декабре скончался петербургский художник Давид Плаксин, книжный график и живописец, участник легендарной выставки художников-нонконформистов в ДК «Невский» (1975). Сильная рука рисовальщика, эмоциональная знаковость живописца, разнообразие тем и серий…

Давид Плаксин. Выставка живописи «Биография в натюрмортах». Арт-центр «Пушкинская-10», галерея «Art Liga», СПб, 2014 (фотоотчёт ЗДЕСЬ):





Работы с выставки иллюстраций Давида Плаксина к изданию «Александр Галич. Когда я вернусь… Стихотворения и поэмы» на презентации книги издательства «Вита-Нова». Дом актёра, СПб, 2017 (фотоотчёт ЗДЕСЬ):



Грубый и решительный карандаш своей зримо рукотворной техникой наделил почти плакатный символизм образов энергией непосредственного, а не умозрительного проживания. Рисунки, ведущие изобразительный ряд вроде бы параллельно стихам Галича, зарезонировали, сделав проект, на мой взгляд, идеальным.




Недавно в петербургском культурном центре «Дом Галича» было презентовано ещё одно издание книги Галича, том 2, с иллюстрациями Давида Плаксина. Фотоотчёт можно посмотреть ЗДЕСЬ.

А вот работа с выставки иллюстраций Давида Плаксина к книге Владимира Войновича «Москва 2042» на презентации книги издательства «Вита Нова». Музей печати, СПб, 2016 (фотоотчёт о выставке ТУТ):






...В 2018 году нас покинул и Владимир Войнович. Писатель занимался также живописью.

Работа «Ангел» с выставки живописи Владимира Войновича в 2017 году в Музее Печати Санкт-Петербурга (редакции издательства «Вита Нова»):



ТУТ фотоотчёт  и ссылка заметку о выставке писателя 




...Весной 2018-го умер Владимир Яшке. Легендарный, можно сказать, культовый питерский художник – живописец, график (и писатель), «дедушка Митьков», член товарищества «Пушкинская-10» (как и Давид Плаксин). Мир и энергетику творчества Яшке сравнивают с прозой Бабеля. Действительно, его живопись – экспрессивная, плотная и одновременно «цветная» – задириста и харАктерна, как герои Бабеля, при этом по колориту, буйству и жизнерадостности перекликается, местами почти цитируя, с французами – Ренуаром и Тулуз-Лотреком.

Работа Владимира Яшке «Цветочная лавка» с выставки «Безнадёжные живописцы». Эрарта, СПб, 2018:



Фотоотчёт о выставке сообщества «Безнадёжные живописцы» в «Эрарте» и ссылка на заметку о выставке ЗДЕСЬ.


Работа Владимира Яшке с юбилейной выставки «Митьки – 25 летие» в 2010 году в петербургском Манеже (фотоотчёт о выставке ТУТ):






...Юрий Гусев, живописец и график. Его композициям свойственна экспрессия и космизм взгляда на человеческий быт и повседневную жизнь.

Работа Юрия Гусева «Гости карнавала» с выставки «Тандем» (совместной со скульптором Ириной Ярошевич, супругой художника). Малый Манеж (ныне Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков), СПб, 2012 (фотоотчёт о выставке ЗДЕСЬ):






...Художник Ян Сэр (Александр Орлов). Работа с выставки «Мой город» в Санкт-Петербургском Творческом Союзе художников (IFA), 2010 (фотоотчёт о выставке ТУТ):






...Перед самым новым годом скончался Анатолий Гальб, абстракционист,  художник эпохи нон-конформизма.

Работа с выставки Анатолия Гальба в Санкт-Петербургском Творческом Союзе художников (IFA), 2010 (фотоотчёт о выставке ТУТ):






Накануне нового года Санкт-Петербургский Творческий Союз художников (IFA) отметил 10 лет. По другим подсчётам – юбилей столетний, т.к. IFA создавался как альтернатива Союзу Художников и как преемник авангардного союза начала прошлого века – «Первого Профессионального Трудового союза художников в Петрограде». Тогда в Союз вошли представители основных творческих объединений художников: «Общины художников», «Общества им. А.И. Куинджи», «Общества художников-индивидуалистов», «Круга художников», «Общества русских акварелистов» и другие.
(С историей создания союза можно познакомится ЗДЕСЬ)

В конце октября 2018-го скончалась Наталья Дока, фотограф и председатель Санкт-Петербургского Творческого Союза художников (IFA). Константин и Наталья Дока вместе создавали этот союз, и творчество их было – совместное.

Наталья и Констанитин Дока. Работа с выставки памяти Натальи Дока, IFA, 2018
(фотоотчёт о выставке ТУТ):




...А, может быть, Земля и окружающий нас мир на самом деле это тот самый  Солярис. А мы… Не призваны ли мы наполнять этот вселенский разум своими чувствами и видЕниями: памятью прошлого – и материализацией будущего…





Навстречу Году Свиньи. 118 + ! 

«Колдовские художники» и их арт-центр – петербургская галерея «Свиное рыло» – справедливо считают приближающийся Год свиньи – своим. Впрочем, художники этой группы, думается, могут смело считать любой год своим – благодаря их готовности  к освоению горизонтов, к вовлечению в свой праздник жизни окружающие пространства и людей. Без удержу и рамок. Поэтому, представляя новогоднюю выставку «Колдовских художников», открывшуюся в галерее под самой крышей Фонтанки, – мне пришлось установить некоторые рамки в цитировании бескомпромиссного скоморошничества  (дабы уберечь тех, кто не готов к карнавалу свободы и к буффонаде низовой культуры, от дополнительных неожиданностей).

Итак, с наступающим!

Как говорится, где же играть музыкантам, если не на свадьбах и похоронах. Смеховая культура осваивает, оспаривает, сближает жизнь и смерть, которая всегда рядом, в единый насмешливый карнавал, не знающий табу и страха.

Николай Копейкин. «Невеста». Холст, акрил.
Николай Копейкин. «Свинера». Холст, акрил.
Николай Копейкин. Композиция. Объект, фотография.





Вася Ложкин (Алексей Куделин). «Съешь меня!» Холст, акрил:





Вася Ложкин. «Это на зиму!» Холст, акрил:





Известный книжный график и живописец недавно отметивший 55-летие Михаил Гавричков в своих работах жёстко зеркалит окружающие реалии, срывая все маски, напяливает колпаки на голых королей, гопников и обывателей, помечает их бока клеймом, разоблачая пафос и пустоту.

Михаил Гавричков. «Победа будет за нами». Холст, акрил.
Михаил Гавричков. «Год свиньи». Холст, акрил.
Михаил Гавричков. «Неисчислимы». Холст, акрил.





Василий Голубев, книжный график (с его иллюстрациями, например, издательство «Вита Нова» выпустило книгу Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки») и живописец, автор, практикующий жанр, в котором сочетается и лубок, и журнальная иллюстрация в духе соц-арта, и «боевой плакат». Всё это вместе формирует  в его работах выразительное сочетание безжалостной сатиры и сочувствия к человеческим слабостям.

Василий Голубев. «Эпидемический паротит – он такой!» Холст, масло:





Андрей Кагадеев (как и Николай Копейкин), кроме того что художник, ещё и музыкант группы «НОМ» («Неформальное Объединение Молодёжи»), образованной еще в 80-е годы. Музыкальная группа представляет жанр, схожий с направлением художественной группы – театрализованный, «ироничный», эпатажный рок.

Андрей Кагадеев. «Чуня». Холст, масло:




Вообще, «пугалки» и «страшилки» – это наше всё в любой народной культуре, помогающее жить. Жить легче, жить дальше…


Алина Копейкина. «Перевал Дятлова». Холст, акрил:





Стоит обжить фантазию подробностями бытовой реальности – и кафка превращается не только в жизнь, но и обратно в кафку.

Евгений Бутенко. Холст, акрил:





Николай Васильев известен как автор работающий в скотч-арте, но, разумеется, не только.

Николай Васильев. «Селфи в лесу», Холст, акрил:





Кирилл Миллер, художник группы «АукцЫон» и сам организатор группы «Арт-клиника», автор иронических, сатирических и пародийных работ. Ещё в советский период андеграундных выставок, многим, думаю, запомнилась его картина «Леннон в Горках». Или, например, картина, изображающая художественную группу «Митьки» в виде репинских бурлаков.

Кирилл Миллер. «Арест». Холст, масло:





Художник и дизайнер Андрей Люблинский работает в стиле пиктограммной графики, если так можно выразиться. Он превращает известные и неизвестные образы в подобие пиктограмм, в знаки. Вот бытовой предпраздничный наказ, повисающий в голове указующей табличкой.

Андрей Люблинский. «Майонез». Бумага, печать:





А Михаилу Рубцову не чужда непосредственно живописная техника. Но живопись его, как и у других «колдовских художников», населена социальными реалиями. Всё «как в жизни»: время сдавать бутылки…

Михаил Рубцов. «Пути сообщения». Холст, акрил:





Андрей Сикорский всегда пластически изобретателен и внезапен. Он любит работать на стыке техник. Порой даже тени объектов идут в ход. 

Андрей Сикорский. «Кабан Борька. Фрагмент». Акрил на дереве:





Художник Владимир Медведев тоже музыкант – в жанре эпатажного тяжелого рока. И в изобразительном искусстве, разумеется, не без вызова. В данном случае вот такой футуристический кабан.

Владимир Медведев. «Миг безумный». Холст, масло:





Николай Копейкин с поросёнком на выставке «Колдовских художников»«Год свиньи в Свином рыле»:




Выставка в «Свином рыле» продлится до 31 декабря.

Участники выставки: Николай Копейкин, Вася Ложкин, Кирилл Миллер, Андрей Кагадеев, Николай Васильев, Михаил Гавричков, Владимир Медведев, Василий Голубев, Павлик Лемтыбож, Михаил Рубцов, Андрей Люблинский, Алексей Хацкевич, Василий Почицкий, Евгений Родионов, Евгений Бутенко и другие.

С экспозицией и открытием новогодней выставки «Колдовских художников» можно познакомиться несколько подробнее ЗДЕСЬ


...Не хочется быть тривиальным, но всё же, пожалуй, пожелаю всем нам в будущем году не подкладывать свинью: ни соседу – ни себе. Естественность и прямота скомороха, уленшпигеля – не тождественна «естественности» агрессии. Естественность и прямота добра – лекарство не только от уныния и безволия перед лицом зла, но и средство от взаимного уничтожения в мире предубеждённой подозрительности или лицемерия.





11 декабря 2018

Маршрут перестроен

На днях в петербургском культурном центре «Дом Галича» на презентации нового издания книги Александра Галича «Генеральная репетиция» (издательство «Вита Нова», 2018, иллюстрации Давида Плаксина) Алексей Захаренков, генеральный директор издательства и бард «по совместительству», вспоминал, как в перестройку и в 90-е пели Галича: совсем с другим чувством, чем нынче. Тогда было ощущение перемен и торжества, в том числе творческого дела Галича. Не то что теперь, когда актуальность песен, образов и даже многих реалий времени, описанного поэтом, возвратилась, как те шагающие памятники из его баллады «Ночной дозор».

...Восвояси уходит бронзовый,
Но лежат, притаившись, гипсовые.
Пусть до времени покалечены,
Но и в прахе хранят обличие.
Им бы, гипсовым, человечины –
Они вновь обретут величие!..


Художник иллюстраций издания Давид Плаксин:




И как раз во время этого размышления Захаренкова у кого-то в зале смартфон голосом робота заявил:
– Маршрут перестроен!..
Зал согласился – невесёлым смешком.


Григорий Михнов-Вайтенко (сын Галича), куратор культурного центра «Дом Галича»:





Алексей Захаренков и Александр Деревягин пели на этом вечере Александра Галича. Кстати, замечательно, что в исполнении они не подражали манере Галича. У каждого была и своя интонация, и своя «гитара» – и все вещи звучали лично, от себя. На вечере не было ни тени «форматности» и шаблона.





Новое издание книги Александра Галича «Генеральная репетиция». Издательство «Вита Нова», 2018. Составление, подготовка текста и статья: Г. А. Михнов-Вайтенко. Примечания: О. С. Алтарёва. Иллюстрации: Д. М. Плаксин:




Сюжет повести Александра Галича «Генеральная репетиция» (1973) – подготовка и генеральная репетиция спектакля по его пьесе «Матросская Тишина». Повесть включает в себя и полный текст самой пьесы. Кроме того, в разделе «Приложение», наряду с примечаниями, специально составленными для данной книги, представлены интервью, статьи Галича, статьи его современников о пьесе «Матросская Тишина», а также выступления Александра Галича на «Радио Свобода».  Аудио отрывок повести в авторском исполнении прозвучал и на вечере.



Иллюстрации к изданию Давида Плаксина:
















Рисунки Давида Плаксина не следуют по пятам за текстом, они создают знаки. Это не столько знаки «ушедшей» эпохи, сколько боль и образы вечных колоссов самоуничтожения человечества.





«Мы»... Что же изменилось – в нас? Со времён надежд.
Изменились прежде всего мы сами. 

Галич пел: «Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час» – об одиночках. О тех, для кого были важны человеческие ценности и важно заявить о них, для себя и для общества, за общество.

Сахаров, Горбаневская, Алексеева и другие наши герои отстаивали и хранили «недоговороспособные» ценности, выступали с содержательным протестом – например, против ввода войск в Чехословакию – вовсе не потому что у них были «шансы» и «реальная сила». Да и мы ценили их за другое. Их «настоящесть» для нас была не в их успешности, зажигательности, рейтинге и количестве (как мы определяем свои интересы теперь). А в том, что они самоотверженно и стойко отстаивали искомое и ценимое нами.






















В пространстве «Дом Галича». Лев Разумовский: Александр Галич, бронза:




Григорий Михнов-Вайтенко рассказал, что скульптор (Лев Разумовский) специально отходил от портретного сходства, создавая обобщенный образ. Да, перед нами образ Поэта, Одиночки, хранящего в себе – для нас – сокровенные спасительные понятия о Добре и Зле, боли, героизме, чести. О смысле жизни. 

...Но что же стало важным для нас сегодня?  О чём мы уверенно и бесконечно заявляем друг другу как о ценностях и что предъявляем как критерии и условия нашего интереса и поддержки? Шансы, силу и звёздность. Мы бесконечно сочиняем какие-то «хитроумные» волшебные технологии в пику собственным же «реальным» протеже нашей предыдущей «настоящей Любви» и «Большой Игры». При этом не замечая, а то и презрительно отвергая «лузеров» нашей «любви», без нас отстаивающих забытые содержательные ориентиры и пути. Самая страшная теперь метка – «лузеры» (бывшие «лишние люди»).

Братцы, а ведь всё это полная разруха! Разруха – в головах, и прежде всего тех, кто, отмечая «даты» и «имена», взявшись отвечать за общественные ценности и критерии сегодня, подменил оные в каждой букве, не говоря о духе… Казалось бы, достаточно услышать Галича – и сравнить ориентиры.  

Так не о нас ли пел Галич: «А у гроба встали мародёры и несут почётный караул»? Не о нас ли, бесконечно что-то подсчитывающих и измеряющих?.. Эта самоуверенная арифметика и есть наш собственный размер. И наш страх оказаться за бортом того или иного нашизма. Нашизма, возводящего новый колосс… 

Галич вновь подсказывает нам:

Повторяйте ж на дорогу
Не для кружева-словца,
А поверьте, ей-же-Богу,
Если все шагают в ногу –
Мост об-ру-ши-ва-ет-ся!

Солидарность и единство это не фестиваль и не спецоперация. Солидарность и единство это содержание. Таков маршрут перемен…



Подробнее о выставке и презентации книги в «Доме Галича» – ЗДЕСЬ





Есть старый анекдот: покупатель возвращает в магазин ёлочные игрушки, мол, бракованные. 
– А что с ними не так? 
– Не радуют…

Искусство больше, чем искусство. И, кстати, не только в России, как полагал поэт. Если это искусство, конечно. А не просто искусный товар.
Искусство больше, чем жанр, больше, чем «формат». Если художник – настоящий.

Примерно об этом же говорил художник Владимир Цивин на открытии выставки текстиля Татьяны Чурсиновой «Вы можете их знать» в пространстве Мастерской Маши Гончаровой.

Текстиль. Казалось бы, прикладное искусство должно выполнять надлежащие утилитарные функции. Но в руках Автора любой облюбованный им материал, любой жанр и формат превращаются в точку опоры для прыжка и – полёта. И для игры.

В Фейсбуке есть такой сервис: «Вы можете их знать», предлагающий кого-то зафрендить, – рассказала Татьяна Чурсинова о том, как появилась идея новой серии работ. А узнаваемые лица, кроме друзей и прочих окружающих, это, конечно, исторические и сегодняшние лица культуры.


Татьяна Чурсинова. Текстиль, смешанная техника:




На выставке обошлись без подписей, но в выразительной и острой графике текстильных коллажей Чурсиновой легко узнаются не только великие имена, но даже и незнакомые черты «узнаваемы». Вот явно Горький, вот Лев Толстой, а рядом, возможно, паровоз имени Анны Карениной.






Пушкин тет-а-тет с Натальей Гончаровой (или это Анна Керн? судя по порхающей над поэтом музе) – и со своим дальним родственником в бэкграунде…








Считает вёрсты Гоголь… Сурово сдвинув брови, выступает мерилом нравственности и правописания Тургенев...    






Муму, или, скорее, Каштанка, в любом случае, морда знакомая…





Есть у Татьяны Чурсиновой и Чехов, и Достоевский, и Ломоносов, и Омар Хайям, и Бернард Шоу, и Шекспир.





Ну а это, возможно, Винни:




Цветовые отношения текстильных аппликаций Татьяны Чурсиновой нежны и прозрачны, формы лоскутных пятен не случайны, а выразительны, прочитываются чуть ли не как пиктограммы. Но конструктивизм композиций, деталей, графика стежков и текстур искрит юморными коленцами, при этом шутливость наполнена лиричностью с отголосками лубка и наива.




Не знаю достоверно, что и кто стоит за котом, но, к слову о Фейсбуке и прочих социальных сетях, прятаться от мира за котиков у нас дело привычное.







Татьяна Чурсинова на выставке у автопортрета:



Подробнее об экспозиции и открытии выставки Татьяны Чурсиновой «Вы можете их знать» – ЗДЕСЬ


Продолжая тему авторского преобразования декоративности в нечто большее, нечто личное, хочу упомянуть ещё одну выставку этого месяца – Александр Гущин «50х60, 60х50» (живопись) – в выставочном зале Санкт-Петербургского Творческого союза художников (IFA).


Александр Гущин. «Вологда. Ночь». 2018. Холст, масло:




Тональность живописи Александра Гущина плотная, но так же, как у текстиля Чурсиновой, некрикливая, тонкая. Аппликативность мягких пятен и вплетение в композицию шрифта – также обращается к декоративности, в чём-то напоминая технику росписи по фарфору или батик. Для живописи Гущина характерна и динамика, но она не агрессивна, не холодна, а гуманистична и целостна, не смотря на её взрывной характер. В целом мир Гущина – гармоничный и тёплый, не зависимо от цветовой гаммы и экспрессии ритмов.


«Хамина. Переменная облачность». 2017. Холст, масло:





«Я дома». 2018. Холст, масло:





Александр Гущин на выставке:



Полностью экспозиция и открытие выставки живописи Александра Гущина «50х60, 60х50» – ЗДЕСЬ


Поэтичность или юмор, игра или динамический коллайдер, своё, личное, привносимое в тот или иной жанр авторами, делают произведение – да и сам процесс работы над ним – искусством. В этом всём, в этих личных «коленцах» и авторском голосе, проявляется особый смысл, что-то большее, чем «формат».

Что наша жизнь – поэзия, 
пока у прозы отпуск, 
пока у басни кризис, 
пока у песен бизнес…



Я спросил электрика Петрова:
– Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.


Это четверостишие (1961 года) Олега Григорьева давно стало фольклором. Известны и его книги стихов для детей. По стихотворению «Витамин роста» в 1988 году снят мультик. Но не многие знают, что знаковый поэт петербургского авангарда был ещё и художником.


Олег Григорьев. «Мётлы». 1970. Акварель, гуашь:




На рынке подрались собаки,
на драку сбежались зеваки.
Чтобы к собакам пробиться,
стали кошёлками биться.
Так разодрались зеваки,
что разбежались собаки!


«Масса». 1974. Карандаш:




Пёс тоскует на цепи…  
А попробуй – отцепи.


Олег Григорьев рисовал с детства. Поступил в СХШ (Средняя художественная школа при Академии художеств), учился в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым дружил, но был отчислен «за формализм». В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. Параллельно с поэтическим творчеством, которому отдавал предпочтение, он продолжал рисовать. В 1975 году он участвовал в известной выставке художников андеграунда в ДК «Невский».


Недавно в петербургской галерее «Матисс Клуб» открылась выставка графики поэта.

Как рассказывают устроители выставки, живые свидетели той ушедшей эпохи, к своим рисункам и к рукописям Олег Григорьев относился весьма свободно. Мог забыть, потерять, подарить. К тому же и богемный образ жизни, особенно в последние годы, не способствовал сохранению его графики. В результате рисунки Олега оказались рассеяны по частным рукам, а многие просто утрачены. Однако благодаря его бывшей жене Ирине Тереховой довольно большая часть графического наследия Олега Григорьева попала в коллекцию близкого друга Григорьева – художника и архитектора Олега Фронтинского. Эти работы и составили основу выставки. По существу, она является первой, собравшей значительный пласт работ Олега Григорьева и полноценно представляющей его как художника.

На открытии выставки состоялась презентация альбома «Олег Григорьев», изданного в серии «Авангард на Неве» (2018, издатель серии Исаак Кушнир, авторы-составители – Олег Фронтинский, Борис Файзуллин, дизайн – Борис Файзуллин, вёрстка – Наталья Лукьянова).









Я взял бумагу и перо, 
Нарисовал утюг, 
Порвал листок, швырнул в ведро – 
В ведре раздался стук. 


«Мусорный бак». 1970-е. Акварель, гуашь:




Ещё некоторые сведения о поэте. В 1971 году Олег Григорьев выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». В Союз писателей приняли только за полгода до смерти.
В начале 1970-х был осуждён на два года «за тунеядство», отбывал наказание – принудительные работы  на строительстве комбината в Вологодской области. Об этом поэт так отозвался в одном из своих стихов:

С бритой головою,
В форме полосатой,
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.


«Пожарный щит». 1970-е. Акварель:




– Яму копал?
– Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждёшь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит, живой?
– Живой.
– Ну, я пошёл домой!


«Мятый металл». 1970-е. Акварель, гуашь:




Чернорабочий с лопатой закидывал в кузов мел.
Чернорабочий с лопатой был ослепительно бел.


«Стул». 1970-е. Карандаш:




– Как вы думаете, где лучше тонуть?
В пруду или в болоте?
– Я думаю, что если тонуть,
Так уж лучше в компоте.
Хоть это и грустно,
Но, по крайней мере, вкусно.


«Без поэзии Олега Григорьева не мыслима андеграундная культура перестройки», – отмечает искусствовед Любовь Гуревич («Художники ленинградского андеграунда». Биографический словарь. СПб, Искуссство-СПб. 2007).

«Наследие О. Григорьева как художника составляет преимущественно графика. Есть данные о влиянии работ О. Целкова, заметно некоторое увлечение Пикассо: множество набросков композиций, идущих, должно быть, от «Герники» – сплошь заполненное многочисленными фигурами и предметами пространство листа; тела, напоминающие арматуру. Основную часть наследия составляют натурные зарисовки. Предпочитал изображать мир, подверженный стихийным процессам разрушения, неприбранный…»


«Масса». 1974. Карандаш:




Как бумажный пароходик,
Среди острых, страшных льдин,
Грозно стиснутый народом,
Я лавирую один.


«Птичий рынок». 1970-е. Карандаш:




Как у крупной птицы,  
Отрастил я крылья.
У соседей лица
Вытянулись в рылья.


«Гнездо» (Жоре Урабану). 1970-е. Акварель, гуашь:




– Ну, как тебе на ветке? – 
Спросила птица в клетке. 
– На ветке – как и в клетке, 
Только прутья редки. 

Афористичность, абсурдизм, чёрный юмор, игра слов – эти характерные черты поэзии Григорьева несомненно корнями в творчестве обэриутов – особенно Хармса и Олейникова. 

Я ударился об угол –
Значит мир не очень кругл.


«Дом». 1970-е. Смеш. техника:




На нос уселась стрекоза,
И смотрит, выпучив глаза.
Через её фасетки
Я для неё, как в клетке.


«Гнёзда». 1970-е. Тушь, перо:




Тонет муха в сладости
В банке на окне,
И нету в этом радости
Ни мухе и ни мне.


Автопортрет, 1970-е: 




Пьёт оса кисель из чашки, 
Ловко сидя на краю.
Мне нисколечко не страшно – 
Я с другого края пью.


Пожалуй, стоит отметить, что сегодня краткий жанр, свойственный многим текстам Олега Григорьева, получил широкое распространение как форма, например «гарики» Губермана, «пирожки» и др. Но далеко не у всех «последователей» так, как у Григорьева (и как у родителей такой поэзии, обэриутов, особенно Заболоцкого), кроме юмора, сквозь юмор просвечивает ощущение метафизической сущности мира и при этом щемящей краткости и ранимости частного бытия.


Время устало и встало.
И ничего не стало.


«Арматура под бетонирование». Карандаш, 1974:




Случайно я жил в этом веке,
Случайно, однако отчаянно,
Потому что кругом человеки
Жили здесь не случайно.


Подробнее об экспозиции выставки в петербургской галерее «Матисс Клуб» и о презентации альбома Олега Григорьева – ЗДЕСЬ


Выставка продлится до 23 ноября 2018.



– Не в театре! – всё повторял один из персонажей Зощенко.

Полностью согласен с этим заявлением, если говорить о нашей судьбе, нашей ответственности за неё и за окружающий мир.

А мир рукотворный, например городская среда, это таки театр – действий, знаковые декорации пьесы нашего бытия. В случае с Петербургом  в «сценографии» Бориса Асафовича Мессерера – они волшебны и серьёзны одновременно. Образ нашего города в его работах несёт весь груз истории и дух воображения всех поколений, откликавшихся на виртуозные ландшафты и конструкции «кулис» Санкт-Петербурга.


Борис Мессерер, акварель 1955 года:

 


В петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открыта выставка Бориса Мессерера «Санкт-Петербург – Белые ночи». Живопись, графика. 

Всё б глаз не отрывать от города Петрова,
гармонию читать во всех его чертах...  
(Белла Ахмадулина)

Да, питерская публика, судя по репликам, особо откликнулась на эти акварели – туманные, но всё же не романтично-легкомысленные, не легковесные, а суровые, очень петербургские. 












 








Петербург театрального художника и сценографа Мессерера в холстах крупных размеров, в отличие от акварелей, напрямую предстаёт как театральные пано, занавесы и кулисы – как драматические подмостки…


Борис Мессерер. Серия «Пейзажи Санкт-Петербурга» (1968-1972):

























Борис Асафович Мессерер на открытии выставки:




Подробнее экспозицию, а также репортаж об открытии выставки живописи и графики Бориса Мессерера «Санкт-Петербург – Белые ночи» в петербургском Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, которую открывали директор музея Нина Попова, петербургский театральный художник Эдуард Кочергин и московский поэт Слава Лён – можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Выставка продлится еще несколько дней, до 12 октября 2018.



Не получится обойтись и без классической шекспировской цитаты:

Весь мир – театр, а люди в нём – актёры,  
И зритель в нём один, и это – Бог. 

Дело в том, что я, в контраст артикулированно драматичной сценографии Мессерера, хочу упомянуть еще об одной текущей выставке, также московского художника, и также в своём творчестве, можно сказать, представляющего некий собственный «театр» – на своём художественном протяжении меняющий краски и декорации – насыщенный цветом мир образов Ольги Булгаковой, выставка живописи которой открыта в петербургской галерее «DiDi» («Наброски по памяти» – из серии «Библейские эскизы»). 


Ольга Булгакова. «Благовещение», холст, масло, 2018:





Ольга Булгакова в интервью Анжелике Деминой, искусствоведу галереи «DiDi»: «Наброски по памяти» это обязательная штудия в учебном заведении, когда студенты воспроизводят модель по памяти. Но я, конечно, память понимаю в данном случае как память историческую, память культурную – не только мою, а память всех людей…"  
  
«Библейская тема является всеобщей для многих поколений во все времена. И попытаться разрешить её в законченном виде кажется мне невозможным – настолько она глобальна и многозначна… Многие поколения художников – и людей вообще – обращались к библейской теме. И у каждого поколения, у каждой эпохи и отдельно взятого человека было своё представление. И это моё сегодняшнее представление».



Ольга Булгакова. «Райский сад». Полиптих. Холст, масло. 2016-2018:









Ольга Булгакова на открытии выставки:




Подробнее об экспозиции и открытии выставки – ЗДЕСЬ.

Выставка живописи Ольги Булгаковой «Наброски по памяти» в петербургской галерее «DiDi» также продлится еще несколько дней, до 14 октября 2018.



...Зритель-Бог, горячие пятна памяти и туманно-сумрачные петербургские «подмостки», встречающие путешественников из прошлого в вечность – эта пьеса, будем надеяться и впредь, бесконечна. По крайней мере уж точно дольше путешествия из Москвы в Петербург.




10 сентября 2018

– Почему так мрачно!

– Почему так мрачно!

С такой реакцией зрителя сталкивался, наверно, всякий художник, которого привлекают не «открыточные» виды и их «подарочная упаковка», а пейзаж повседневности, наполненный ощущением серьёзности, а не легковесности бытия, предстающий знаком  времени – сегодняшнего дня, и вечности.



Владимир Дайбов. «Дебаркадер». 2016, холст, акрил:





...Как, возможно, многие слышали, наш, Санкт-Петербургский Союз художников сегодня погружён в управленческие (и творческие) проблемы и судебные тяжбы – а вот Курское региональное отделение Союза художников России, похоже, на высоте, судя потому, что его возглавляет такой могучий и, не побоюсь этого слова, свободный живописец:


Владимир Дайбов. «Перед грозой». 2011, холст, масло:





Владимир Дайбов, выставка живописи которого – «Однажды в России» – открыта в петербургском частном музее «Эрарта» (в рамках долгосрочной программы «Россия в Эрарте», регулярно знакомящей питерскую публику с художественной жизнью страны и её «окраин»), родился на Урале, сформировался, как сообщают устроители выставки, в творческой атмосфере Ленинграда конца 1970-х, испытал влияния русского авангарда, немецкого экспрессионизма и ленинградского андеграунда. В Серовском художественном училище он занимался вместе с Виктором Цоем и Георгием Гурьяновым, наблюдал зарождение рок-клуба и протестной культуры. Но затем «сошел с поезда в тихом Курске, чтобы почувствовать себя и несуетный мир вокруг»



«Дождь в Плёсе». 2015, картон, акрил:





«На Соловках». 2015, бумага, акрил:





«Урал». 2017, картон, акрил:





Владимир Дайбов лауреат премии им. Дейнеки, и, надо признать, в силуэтной графичности художественного стиля Дайбова, ведущей к почти плакатной знаковости изображения, действительно чувствуется некоторая перекличка с манерой А.А.Дейнеки, кстати уроженца Курска.



«Дождь». 2018, холст, акрил:






«Соседи». 2016, оргстекло, акрил:





«Первые проталины». 2018, холст, акрил:





«Красный чайник». 2006, холст, акрил:





На выставке около 50 работ художника последних лет, тематически связанных с Уралом, Петербургом, Волгой, левитановским Плёсом и российской провинцией.



«Банный день». 2016, холст, акрил:





«Причал». 2013, холст, акрил:





«Трельяж». 2017, дерево, акрил:





Мир-закоулок, мир-завод, мир-дебаркадер, мир-стена, топография тени и света – персонажи картин Владимира Дайбова. Изредка на этой безлюдной планете проглядывают и «марсиане», такие же живые пиктограммы сущего, как и их среда обитания.



«Выбрасывающий мусор». 2015, холст, акрил:






Владимир Дайбов на открытии выставки «Однажды в России» в «Эрарте»:





...А на самом деле, открою по секрету «большую тайну»: такие объекты интереса и форма творчества – никакая не «мрачность» и не чернуха. Художника манят – не могут не манить – эти слои цвета, проглядывающие один из-под другого в осыпающихся стенах, эти битвы Чёрного с Белым, как в фильме Абуладзе «Мольба». Эти людские пещеры и эти минотавры на холме... 

И, при благоприятном расположении светил, мне кажется, эта радость, этот азарт внятного зрения – не может не передаться и зрителю.



«Белые ночи». 2018, холст, акрил:





Подробнее об экспозиции и открытии выставки В. Дайбова «Однажды в России» ЗДЕСЬ


Выставка заслуженного художника РФ Владимира Дайбова в «Эрарте» продлится до 5 ноября 2018.



21 августа 2018

В гостях у мира

Как утверждают словари, погостом сначала назывался постоялый двор – место, где «гостили» купцы. Потом так стали называть место, где останавливался князь, выезжая за сбором дани. Это место стало центром округа, ну а административно-территориальные единицы – погостами. Потом так стали называть церковь – центральное место округа, потом – церковь с кладбищем при нём, ну и само кладбище... 

История вершит судьбу слов, и человек проходит путь странника – от постоялого на этой земле двора до погоста…



Наталия Пономарёва. «Вечер в Голенково». Картон, масло:





Голенково-Погост – деревня в Селижаровском районе Тверской области, на реке Тихвина, в 13 километрах к северо-востоку от районного центра Селижарово. Здесь и живёт художница Наталия Пономарёва, выставка которой открыта в петербургской галерее «Борей». Наталия Пономарёва – выпускница калининского художественного училища им. А.Г.Венецианова, жена священника, мать десятерых детей, двое из которых приёмные.

«Так получилось, что с юности я рисовала и писала свои творческие работы «для себя», не надеясь, что они кого-то заинтересуют. Потом, 25 лет назад, волею судьбы, мы переехали в деревню, воспитывали детей, завели хозяйство. Заниматься искусством приходилось урывками. Теперь дети выросли, и появилась возможность заняться любимым делом серьезнее. Но, живя в деревне, я и не могла мечтать, что мои работы могут кого-то заинтересовать». 

Наталия с удовольствием рассказывает о делах и занятиях своих уже выросших детей, и замечает:

«А про себя не знаю что писать – у меня личной жизни, кроме рисования, нет»...



Вот некоторые работы с выставки в «Борее» Наталии Пономарёвой «Погост Голенково. Картины матушки Наталии».


«Погост Голенково. Начало весны». Картон, масло:





«По дороге в Голенково». Картон, масло:





«Голенково». Картон, масло:





Живость бытовых сцен у Наталии Пономарёвой органично вплетена в конструктивно чёткие композиционные построения и графические текстуры.  
 
«Персик на прогулке». Картон, масло:





«Вечер у реки. Горелово». Картон, масло:





Цвет, свет и резной силуэт – любимая многими художниками игра. Наталия Пономарёва уверенно, с готовностью и очевидным удовольствием использует эту формальную основу. 

«Лес». Бумага, масло:





«На Волге». Картон, масло:





«Хороший денёк». Картон, масло:





«У костра». Картон, масло:





«Деревья у воды». Картон, масло:





Стилистика тёплого «наива», непосредственности, в сочетании с графической знаковостью, придаёт серьезность и глубину работам – а также самому миру, воспеваемому и создаваемому в них художником. 
 
«Ивка». Картон, масло:





«Детские игры на берегу реки». Картон, масло:





«Большая ель». Холст на картоне, масло:





«Хочу прославить Погост Голенково», – говорит Наталия Пономарёва, автор искренних живописных гимнов своему краю. Но, как это случается с произведениями искусства, частное бытие и переживания порой оказываются значимыми и для других. А посвящения родным местам и близким людям становятся песнями о Земле и о нас, гостях на ней. 


«На Тихвине». Картон, масло:




Выставка Наталии Пономарёвой «Погост Голенково. Картины матушки Наталии» открыта в петербургском «Борее»  до 1 сентября 2018.  

Более полный отчёт об экспозиции и открытии выставки можно посмотреть ЗДЕСЬ







Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире