(из архивного цикла «Цена бесплатной пайки»)

Когда однажды пробьет час непредвзятого исследования русской истории и выяснится число уничтоженных, заключенных в лагеря, изгнанных и сосланных людей, мир не поверит ни глазам своим, ни ушам. © Иван Ильин

Краслаг 

Это слово свербит 
Острой болью в висках 
От него не уйти 
И спустя десятилетья 
Будет сниться барак 
И таежный дальняк 
Далеко далеко 
Далеко в междуречье 
Краслаг 
© Алексей Яцковский 

Краслаг (Красноярский ИТЛ, его не следует путать с Краслагом Енисейстроя) — типичный лесоповальный лагерь, образованный в начале 1938 г., одновременно с такими аналогичными лагерями, как Унжлаг, Вятлаг, Усольлаг, Севураллаг. 

Управление Краслага находилось в Канске, а в 1946 г. (реально в 1948 г.) было перенесено на ст. Решоты (пос. Нижняя Пойма), где и находится поныне как Управление п/я У-235. 

Территориально лагерные пункты Краслага были разбросаны по нескольким районам в юго-восточной части Красноярского края. 

Как и во всех лесоповальных лагерях, лагпункты Краслага были невелики: по 600-800, редко более 1000 заключённых. Как и во всех лесоповальных лагерях, в 1938-1939 гг. и 1941-1945 гг. узников косили голод, пеллагра и дизентерия. В эти периоды среднегодовая смертность, видимо, могла достигать 7-8%. 

Первые этапы пришли в Краслаг из тюрем Приморья, Хабаровска, Читы и с Украины (из Донбасса, из Днепропетровска, Харькова, Киева, а также, видимо, из Крыма), затем из тюрем Казахстана (в частности, из Алма-Аты и Семипалатинска). Позднее, в 1939 и 1940 годах, в Краслаг пришли этапы из Ленинграда и средней России. Во всех этих этапах преобладали политзэки. 

Летом 1941 года в Краслаг пригнали многотысячный этап литовских граждан, в основном арестованных 13-19 июня 1941 года. Немалая их часть погибла в 1941-1942 годах. Только в конце 1942 г. и начале 1943 г. их «оформили» особым совещанием, поэтому многие из литовских граждан оказались осуждены посмертно. Большинство получило сроки от 5 до 10 лет, а часть была осуждена к «ВМН» и расстреляна в Канской тюрьме. 

В январе 1942 г. в Краслаг загнали несколько тысяч поволжских немцев, из числа попавших в ссылку в Красноярский край. У них, естественно, не было ни статей, ни сроков. Всё это называлось «трудармия». Немцев посадили в отдельные зоны, так называемые «отряды». Там была та же колючка, те же вышки, тот же конвой, те же бараки, те же пайки, те же нормы, та же пеллагра и дистрофия. Но зато в этих «трудармейских» зонах действовали партийные и комсомольские организации, — правда, без права приёма. Немцев выпустили из Краслага в 1946 г., — разумеется, обратно в ссылку. 

Во 2-й половине 40-х гг. в Краслаг приходили этапы из Львова и других тюрем Западной Украины, в том числе большие женские этапы. Были также большие этапы из тюрем Минска и Орши. В них также преобладали политзаключённые. 

В 1949-1950 годах основную часть политзаключённых отправили из Краслага в «особлаги»: Песчанлаг и Степлаг (в Казахстане). Однако и после этого в Краслаг попадали новые политзэки. Даже после 1956 года там оставались политзаключённые (но, видимо, их было немного). 

К 1950 году через Краслаг прошло свыше 100 тысяч заключённых. Видимо, не менее половины из них составляли политзаключённые. ©

Комментарии

42

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

04 апреля 2013 | 07:30

Коммунизм - преступный режим!


04 апреля 2013 | 07:31

Трупы паханов преступного режима надо убрать с Красной площади


04 апреля 2013 | 08:44

@@@ В эти периоды среднегодовая смертность, видимо, могла достигать 7-8%. @@@

"...Надо думать, что статистика смертности в бесчисленных тысячах лагерей, с одним монотонным припевом "АД" - наконец, надоела людям, которые нас убивали, но считали при этом нужным соблюдать формы. С мая 45 года ни один человек больше не умер с голоду в местах советского заключения.
То, что это распоряжение было помечено как {строго секретное,} показывает,
что его авторы сознавали позорный смысл его.
.....За зиму умерло в 5 корпусе 15 человек. Это значит, что годовую
смертность можно принять для 5 корпуса в 30 человек, а для всего котласского
перпункта по очень умеренной оценке - в 300 человек. Снизим эту цифру
наполовину: 150 человек. Примем, что люди умирают в Сов. Союзе только в
5.000 лагерей. Это дает 3/4 миллиона жертв за один год при самой умеренной,
самой осторожной и сниженной оценке. Действительная цифра может быть много выше...."
(Юлий Марголин "Путешествие в страну зэ-ка" 1952г.)


hydrok 04 апреля 2013 | 09:13

"Примем, что люди умирают в Сов. Союзе только в
5.000 лагерей."
А вот другая история: это то, что видел сам. Нижняя Яна, тундра, мерзлота на штык лопаты, ни деревца, зимой -50. На берегу - несколько землянок, каждая человек на 30-50. Колючки нет, зато находятся странные ручные нерусские сельхозмашины (сеялки-веялки), деревянные игрушки, тряпичные куклы. Рядом - десяток братских могил. Там было так: в 1942?- м было привезено несколько сотен, а может и тысяч, прибалтийских спецпереселенцев. Куда везли, не понимал никто, зачем тащить сельхозмашины, маленьких детей? Выброшены партиями по берегу с минимумом продуктов, охрана не требовалась, убежать там никуда нельзя, идти некуда и невозможно. К весне не осталось никого...
Ну вот зачем?! Рядом, вроде, касситеритовые рудники были, настоящие лагеря... Хватало там людей, или просто патроны сэкономили? Понять это невозможно...А кто-то это придумал и осуществил (другим, конечно в эти годы заняться чекистам нечем было).


04 апреля 2013 | 10:15


///"Трупы паханов преступного режима надо убрать с Красной площади"\\\
======================================================================
+ наш "Нюрнбергский процесс
+закон, запрещающий воспевание (чем любят заниматься наши портянки)
сталинизма
+ открыть все имеющиеся архивы об уничтожении людей
+ вместо уроков религии ( в светском государстве) ввести уроки
разъяснения тех преступлений, чтоб не повторилось у нас такое никогда.

Будьте прокляты ленин, сталин, их подручники и почитатели.


04 апреля 2013 | 13:10

Убей родителей?


vic12 04 апреля 2013 | 13:22

Конечно, жертва людоеда сама виновата, что он хочет кушать!


04 апреля 2013 | 08:55

Либерастия - хуже!


putnik585 Иван Смирнов 04 апреля 2013 | 07:55

Действительно никто не верит ни глаза, ни ушам, ни документам.
По всей видимости, город на Волге, будет назван Сталинградом.


04 апреля 2013 | 08:57

А чему верить?
Тому, что эти вредители таких танков/самолётов наклепали, которых было в 3 раза больше, чем у немцев, а драпали до Москвы?


kachava 04 апреля 2013 | 07:58

Вот не понимаю, столько уже рассказано, и показано, про этот человеконенавистнический коммунистический режим. Но вот откуда? берутся люди, которые ратуют, как и раньше, за эту кровавую абракадабру? Они что, совсем лишены ума? Или они, в глубине души просто самые банальные, человеконенавистники? Суд, над этой частью, Российской истории, просто необходим. Хоть референдум проводи, кто "за", кто "против".


freedom55 04 апреля 2013 | 08:37

Каждый человек хочет гордится своей родиной. Но в 20 веке России особенно гордится нечем. Вот они и гордятся коллективизаций, индустрилизацией. Они путают страх мировой цивилизации перед СССР с уважением. Это в крови у россиянина путать пресмыкание перед властью с патриотизмом.


04 апреля 2013 | 08:49

видел недавно европейские полит карикатуры на россию начала прошлого века: о б уважении там речи не было:в 1914 году ,видимо,англия воевала не с германией ,а с россией


argus59 04 апреля 2013 | 11:17

Да при чем здесь родина? Гражданин , любящий родину, не позволит, чтобы ее "имели" во все места. Нет, это не любовь. Это страх и ненависть. А ненависть к кому? К своим согражданам, которые не боятся.


04 апреля 2013 | 08:39

@@@ Но вот откуда? берутся люди, которые ратуют, как и раньше, за эту кровавую абракадабру? @@@

«До тех пор, пока страной правит номенклатурная шпана, охраняемая политической полицией, называемой КГБ, пока на наших глазах в тюрьмы и лагеря бросают людей за то, что они осмелились сказать слово правды, за то, что они осмелились сохранить хоть малые крохи своего достоинства, до тех пор, пока не будут названы поимённо виновники этого страха, – вы не можете, вы не должны спать спокойно. Над каждым из вас, и над вашими детьми, висит этот страх. И не говорите мне, что вы не боитесь. Даже я боюсь сейчас, хотя моя жизнь прожита. Палачи, которые правили нашей страной, не наказаны. ………
……..За собачью смерть миллионов узников, за собачью смерть миллионов умерших от голода крестьян, сотен тысяч военнопленных, пока за эти смерти не упал ни один волос с головы ни одного из палачей, никто из вас не застрахован от повторения пройденного».
(профессор-генетик Эфроимсон Владимир Павлович 1985 год)


hydrok 04 апреля 2013 | 10:15

"За собачью смерть миллионов узников,"
А вот еще одна история из того, что видел по этой теме. Пожалуй, еще циничней и страшней...
Красная Речка, приток Индигирки. Речка полугорная, в верховьях был лагерь, всю войну мыли золото зеки. Недалеко от устья, огибая гору, река образует большую излучину, скорость течения очень слабая, но с прижимным течением к правому берегу. На горе - огневая точка с бруствером! Куча старых-старых гильз от карабина. К чему бы это? Олений переход? Нет!
В лагере существовало соцсоревнование, придуманное умным начальником. Тот, кто намыл, например, килограмм, получал торжественно справку об освобождении и направление на фронт, "смыть кровью", так сказать...Ему выдавалась лодка, чтобы доплыть вниз 500 км до аэродрома Чокурдах. А через 20 км на позиции уже сидел знаменитый местный охотник-эвенк, бивший белку в глаз... Чпок - и лодочку прибивало к берегу...Труп кидали в расселину в мерзлоте. Через несколько недель ее возвращали в лагерь... И соцсоревнование продолжалось - люди геройски пахали сутками, давали золота воюющей стране!
Ну надо же быть такими тварями?????


04 апреля 2013 | 10:39

@@@ через 20 км на позиции уже сидел знаменитый местный охотник-эвенк, бивший белку в глаз @@@

Наверное ещё ордена и медали получал....за службу отечеству...

P.S: Спасибо Вам за истории. Нельзя забывать о преступлениях скотов.


hydrok 04 апреля 2013 | 10:56

"Наверное ещё ордена и медали получал....за службу отечеству..."
Да, был орденоносцем и депутатом.
А еще руководил туземной летучей бригадой по поимке беглых. Уйти от них было нельзя, любых пришлых они ненавидели смертно. Привезти надо было голову - за это была твердая расценка: пять литров спирта и цинка патронов. Богатство по тем временам!
Рассказал про этот лагерь мой пожилой якут-матрос Василич, чей отец в эти годы был секретарем местного райкома и был расстрелян (или погиб в тюрьме?) уже после войны... А вещественные доказательства, наверное, до сих пор есть, там места безлюдные...


04 апреля 2013 | 08:40

разве сталинизм не осуждён и не один раз?

моё детство пришлось на семидесятые и никаких ужасов вокруг меня не происходило:мало того - в моём распоряжении были бесплатные развивающие мероприятия на мой выбор :лично я ходил на судомоделирование,в бассейн;жалею,что постеснялся учиться танцам

так что,нет смысла смешивать всю историю в одну кучу или же смешивайте тогда и истории других стран: формирование великобритании,насколько я знаю,не обошлось без массовых репрессий,а то ,что они были не в двадцатом веке,а раньше -исходя из вашей логики - ничуть не изменяет преступный характер управленческого класса этой страны


04 апреля 2013 | 08:58

Чем хуже идут дела у эльциноидов - тем чаще вспоминают лагеря, только на их фоне настоящее выглядит не хуже...


vektor Владимир Дробов 04 апреля 2013 | 08:47

Или они, в глубине души просто самые банальные, человеконенавистники?"

Так и есть. У нас о любви к народу говорят хищники, построившие систему пропитания, как о любви к баранине. Их поддерживают и шакалы ,которым всегда перепадает от разбоя.


argus59 04 апреля 2013 | 11:12

Объясню как сама понимаю. Вертухаи, в широком смысле слова, в основном выжили. И сегодня их наследники (родня) хотят заниматься тем же, что и их предки. А сколько доносчиков при советах было? Тьма. Это только кажется, что этого дерьма осталось мало. Их огромное количество. Списки доносчиков, т.е. сексотов не обнародованы. А как вы думаете, они хотят, чтобы о них узнали все?
Вот это все в целом - основная причина. Испорченный, искалеченный духовно народ. И это самое страшное.


wasilith 04 апреля 2013 | 11:29

kachava 04.04.2013 ! 07:58
"... хоть референдум поводи, кто "за", кто "против" {осуждения бесчеловечного коммунистического режима]..."

Референдум ...
Несколько уточнений:

"Подготавливать мероприятие" будет, естественно, Вова с ЧКистами. Ну, с теми, что КЛАСС ОТРОДЬЕВ КАРАТЕЛЕЙ. И "организаторы" - совершенно ясно - считают ВЫЖИВШИХ - быдлом, со всеми вытекающими ... На стороне ТрухЛЯДИ - зомбоящик с "мамоновыми", пиарщиками, грязью, "силовиками"(уже на этой стадии процесса)...

"СЧИТАТЬ",еВстественно, будет Чуров ...

"ФУНДАМЕНТ" - "общепроголосованное решение о ПЕРЕприсвоении названия - СТАЛИНГРАД". ЭТО будет ЗАВТРА?? ("Основная часть", где "Я в ГУЛАГ влюблённый..." - запланирована будет на ПОСЛЕзавтра)

Почти 14 лет люди методично "отсекаются" ВЛАСТЬЮ от не зависимых от ГОСУДАРСТВА источников существования. С декабря 2012 года, ликвидируются по 100 000(Сто тысяч) "Индивидуальных Частных Предпринимателей" ежемесячно - НАЛОГ удушил.
"Разрешают существовать" - КОРМЯЩИМСЯ от ВЛАСТИ: пенсионерам, бюджетникам, "силовикам", "правооХренителям", "послушным олигархам", "прославителям ИХ - от искусства" ...
Дёрнешься - перекроют кислород ...
посему - голосуй правильно ... за "ЛАГЕРЯ..." !

"Заявлено" о подготавливаемой операции над нашей ИСТОРИЕЙ - её КАСТРАЦИЕЙ. Чтобы был ВЕЛИКИЙ ПРАВИТЕЛЬ - Ленин, Сталин, ...Путин, Хрюкин. И - никаких упоминаний о фундаменте и, одновременно, цели и оценке её достижения: производстве ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ ТРУПОВ!

Массовые убийства - уже были. Только ПРЯМЫЕ ПОТЕРИ - больше ШЕСТИДЕСЯТИ МИЛЛИОНОВ (с учётом потерь косвенных - в районе СТА миллионов). Это - ФАКТЫ. СЕЙЧАС - рассмотрим ПОСЛЕДСТВИЯ.
УНИЧТОЖИТЬ старались - ЛУЧШИХ. И - их потомство - не рождено, не выросло, ему не передан "непосредственно, от родителей - детям" опыт и мораль предков. Среди ОСТАВШИХСЯ в живых - "размножившиеся каратели" и "недоМЕРТВЫЕ худшие - с детьми" - занимают "освобождённую жизненную нишу". И - ВРЕМЯ естественным образом провожает на кладбище и карателей "ленинско-сталинского поколения", "выживших ТОГДА непричастных к "ЧКисткой романтике" убийств".
Потомков одних - легко шантажировать (ну, если ДЕТКИ осмеливаются НЕ ГОРДИТЬСЯ предками - делателями трупов); детей, внуков-правнуков других - ЛЕГЧЕ запугать - генетический фактор!

Результат "референдума":
146% - "ЗА" - "Путинского Президента и Единую Россию - Мать Вашу!"


vektor Владимир Дробов 04 апреля 2013 | 08:45

Или они, в глубине души просто самые банальные, человеконенавистники?"

Так и есть. У нас о любви к народу говорят хищники, построившие систему пропитания, как о любви к баранине. Их поддерживают и шакалы ,которым всегда перепадает от разбоя.


04 апреля 2013 | 08:54

Обратите внимание господа на кого ссылается mr.Клейн вчера Солоневич, сегодня Ильин. Спасибо mr.Клейн, Вашингтонский обком решил обострить игру, "реабилитированные" недоумными контрреволюционными идеологами фашистские недобитки, подняты на щит вражьей пропагандой.
Ну что хлопчики влипли?
А то мы не знали кто есть иностранные агенты и с чьего голоса вы тут поете.

Ау mrы косак асслав и прочие антисоветчики, чтоже не лайкаете заокеанским хозяевам и идеологически близкому автору.

Вот и пришло время платить за россиефобию.


04 апреля 2013 | 13:33

Видать Ты- Каутский Карла и есть наследник Чекистских палачей ! Лично бы с тобой побеседовал тварь !


sereoja 04 апреля 2013 | 08:58

А сейчас ещё больше умирает, при Ельцине 17 тысяч деревень не стало в России к 1997 году. Они 20 лет твердят что у нас 140 млн. население, наверное и 50 нет. Только саранча одна скоро останется в РФ.


04 апреля 2013 | 09:54

@@@ Только саранча одна скоро останется в РФ.@@@

Так ведь Ельцин - это же коммуняка...по-другому он не мог....да и не знал, как это - по другому....

"Надо думать, эта селекция русского народа — бомба замедленного действия: она взорвется через несколько поколений, в XXI или XXII веке, когда отобранная и взлелеянная большевиками масса подонков породит новые поколения себе подобных".
(Николай Николаевич НИКУЛИН "ВОСПОМИНАНИЯ О ВОЙНЕ")

БОМБА ВЗОРВАЛАСЬ....


cbspnach 04 апреля 2013 | 09:50

Слышал от нескольких стариков одинаковые истории,о том как их, детей раскулаченных, вместе с родителями в 1930-31гг. везли по Иртышу,Оби, дальше - таежные реки Васюган, Салат, Чижапка. Высаживали на голом берегу, в тайге, среди болот. Жили в землянках. В От голода в первую очередь умирали маленькие дети и старики. Когда представляю себя на месте этих людей - мороз по коже.
А поищите в сети информации по Назиновской трагедии (остров на севере Томской области, где за 1 месяц от голода умерло около 4000 переселенцев) - хоть фильм ужасов снимай!


04 апреля 2013 | 09:59

Дима, не могли бы вы опубликовать серию статей про самые первые лагеря Советской Власти, которые стали появляться с 1918 г.
Этой информации нет нигде - такое впечатление, что лагеря изобрел Сталин, а не Троцкий...


04 апреля 2013 | 10:06

и ещё про те,в которых англичане запирали буров в южной африке


04 апреля 2013 | 10:42

Мне интересней история России, особенно в переломные моменты.
20-е - именно такое время, но информация о нем почему-то табуирована.
Не подскажете, почему? Чего там такого, что даже Сванидзы о ней помалкавают?..
А, шутник?


04 апреля 2013 | 11:46

@@@ Мне интересней история России, особенно в переломные моменты.
20-е - именно такое время, но информация о нем почему-то табуирована. @@@

Уважаемый chujak55!
В РФ существуют и действуют музеи, посвященные борьбе против большевистской заразы - в Подольске и в станице Еланской. В них собрана уникальная информация. Я думаю, что Вы без труда найдете их сайты в интернете...


04 апреля 2013 | 12:06

Спасибо за информацию.
Не слишком это "много" для всей России - один музей в Подольске? Неплохо бы пошире осветить этот период в исторической литературе. О нем практически ничего нет, кроме темных пятен...


04 апреля 2013 | 10:58

инфы полно,но где её опубликовать в нынешнее рыночное время?
вот читал недавно воспоминания лидии либединской про своё детство и вынес ощущение,что в москве до начала коллективизации жилось весьма сыто


lavrenty_palych 04 апреля 2013 | 11:04

Все правильно! В те времена жестко боролись с преступностью. С уголовниками казнокрадами и предателями особо не церемонились и правильно делали. Благодаря таким жестким методам в стране был порядок и не было той коррупции, что развелась в наши дни. Полагаю, если сейчас всех казнокрадов поставить к стенке или отправить на Колыму, трупов будет еще больше.


04 апреля 2013 | 11:56

Хороший блог.
Подтверждающий: совок - против человека. Государство - все, человек - винтик. Потому все и рванули из этого ада, как только появилась возможность.


druschina 04 апреля 2013 | 13:11

рекомендую прочитать книгу Солоневича Ивана Лукьяновича "Россия в концлагере".
Автор поставивший себе цель бежать из коммунистической России, даже из концлагеря. И это ему удалось! Ура!


coka 04 апреля 2013 | 13:28

Путин -потомок вертуаев и сам вертухай.


04 апреля 2013 | 11:52

@@@ С уголовниками казнокрадами и предателями особо не церемонились и правильно делали. @@@

«Арестовали двух детей, 7 и 8 лет. Мать отправили на работы, отца неизвестно куда, а их, детей, в Гатчинский арестный приют. Эта такая детская тюрьма, со всеми тюремными прелестями, "советские дети не для иностранцев", как мы говорим. Да, уж в этот приют "европейскую делегацию" не пустят (как, впрочем, и ни в какой другой приют: для этого есть один или два "образцовых", т.е. чисто-декорационных)».
(Гиппиус Зинаида Николаевна Дневники 3 Октября, 1920 г. Варшава.)

Какое преступление совершили эти дети, товарищ? Предали дело большевиков? Мешали грабить и убивать Россию? Что?


04 апреля 2013 | 11:58

на них надели наручники?

гиппиус - это гиппиус! ирак тоже разбрендили за мифическое химическое оружие


04 апреля 2013 | 13:47

Каутский карл ,Ретт ,Лаврентий палыч ,Куча недоумков хвалящих " порядок " , поражает ! И ,если про молодых ,ничего не знающих ,Или ,того хуже, не хотящих ничего знать , ещё понятно , с нашим то образованием ! Но есть целая куча такого же , дебилизованного народа , дожившая до седин и так же несущая бред ! Они оправдают всё ! И действительно ,только официальное осуждение большевистского режима , могло бы ,что то сделать !

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире