21:11 , 29 августа 2010

Пять прецедентов, или 31-ому октября посвящается



В электоральном календаре Украины снова красная дата. 31 октября текущего года у нас состоятся местные выборы. Одновременно будут избираться депутаты Верховного Совета Автономной Республики Крым, местных советов, а также городские и сельские председатели. В среднем на каждого украинского избирателя придется по 7 бюллетеней. Несмотря на то, что грядущие выборы – местные, интерес к ним очень велик. И это вполне объяснимо, так как в новейшей истории Украины эти выборы уже стали беспрецедентными.

Прецедент первый

Последние очередные местные выборы в Украине состоялись 26 марта 2006 года. Согласно украинской Конституции следующие выборы в местные советы должны были состояться 31 марта 2010 года. Однако не состоялись. Более того, на протяжении нескольких месяцев дата проведения этих выборов была подвешена в воздухе. Располагая несколькими вариантами, нынешняя власть, исходя из политической целесообразности, остановила свой выбор на следующем октябре. И вполне обоснованно, так как партия власти за последние полгода существенно сдала в рейтинге. При наблюдаемых тенденциях ждать весны 2011 года было бы непростительной ошибкой.

Прецедент второй

Без какой-либо публичной дискуссии был «протянут» новый избирательный закон, предусматривающий смешанную избирательную систему. Половина депутатских корпусов местных советов – областных, районных, городских, районных в городе – будут избираться по пропорциональной системе (по закрытым партийным спискам), а половина – по мажоритарной (в одномандатных избирательных округах). Только депутаты сельских и поселковых советов будут избираться по чистой «мажоритарке». Применение именно такой избирательной системы стало несколько неожиданным, так как на протяжении последних лет многие политики и партийные лидеры, в том числе и представляющие нынешнюю власть, горячо ратовали за возврат на местах к «мажоритарке» или же «открытии» партийных списков.

Прецедент третий

Новый закон, в силу своей «демократичности», привлек внимание заграницы. Причем Заграницы серьезной. Причем привлек вполне оправданно. Недавно по этому поводу с общим заявлением выступили американские авторитетные организации Национальный Демократический Институт и Международный Республиканский Институт. Два этих Института обратили внимание украинских властей на следующие новшества закона. Во-первых, согласно закону, местные организации партий, желающих выдвигать кандидатов в депутаты, должны быть зарегистрированы не позже 365 дней перед выборами. Эта норма дискриминирует новые политические силы, такие, например, как «Фронт изменений» Арсения Яценюка, «Удар» Виталия Кличко etc., подавляющее большинство местных парторганизаций которых были зарегистрированы позже. Во-вторых, закон предусматривает возможность участия в создании территориальных избирательных комиссий только для тех партий, которые на момент проведения выборов имеют свои фракции в украинском парламенте. Это новшество дискриминирует все внепарламентские политические партии, желающие принять участие в местных выборах. В-третьих, Центральная избирательная комиссия Украины, в соответствии с законом, наделяется широкими полномочиями. Такое перераспределение полномочий в пользу ЦИК создает возможности чрезмерного влияния на избирательный процесс, а также, что самое главное, на результаты самих выборов. В-четвертых, законодатель не предусмотрел возможности самовыдвижения для кандидатов в мэры. Для того, чтобы фамилия потенциального мэра оказалась в избирательном бюллетене, его должна номинировать местная организация какой-нибудь партии. Исходя из предыдущего опыта, самовыдвижение было широко используемой и популярной практикой. Теперь же кандидаты в городские председатели по всей Украине активно ищут подходящие партийные прописки. Неуместность этой нормы определяется еще и тем, что во многих случаях персональный рейтинг кандидатов в мэры является более высоким, чем рейтинг партий, от которых они собираются баллотироваться. В-пятых, будущий избирательный процесс будет почти что в два раза короче по времени, чем предыдущий. Сроки избирательной кампании сокращены с 90 до 50 дней. Причем на, собственно, агитацию отводится три недели. Опять таки это на руку партиям власти, так как не дает возможности оппозиционным и новым партиям в достаточной мере ознакомить избирателей со своими идеями, программами, людьми. Также имеется одно нововведение, на котором, впрочем, американские Институты не обостряют внимание. А именно – запрещение блоков партий как субъектов избирательного процесса. Безусловно, это персональная палка в колеса избирательному блоку Юлии Тимошенко.

Прецедент четвертый

Местными выборами в Украине заинтересовались и в Европе. Так, посол Германии на Украине Ганс-Юрген Гаймзет настоятельно порекомендовал украинскому руководству пригласить наблюдателей ОБСЭ для мониторинга местных выборов. Известно, что присутствие ОБСЭ на местных выборах является крайне редким явлением. Так, в 2006 году, когда на Украине одновременно проходили парламентские и местные выборы, ОБСЭ имела мандат для наблюдения только за выборами в Верховную Раду. «Есть вопрос к украинскому руководству: пригласит ли оно на эти местные выборы наблюдателей от ОБСЕ? Хотя это и не принято, я думаю, в данном случае это было бы в интересах страны», — сказал посол.

Прецедент пятый

Общая позиция двух американских Институтов не осталась незамеченной. Через несколько дней после ее обнародования в канун Дня Независимости с заявлением выступил Президент Украины. Виктор Янукович заявил буквально следующее: «25 августа, после Дня Независимости, я подпишу изменения к Закону о выборах и буду настаивать на том, чтобы состоялось внеочередное заседание Верховной Рады, чтобы мы могли принять этот закон и чтобы политические силы имели возможность идти на выборы по обновленному законодательству». Такое решение Президент аргументировал следующим образом: «Необходимо учесть точку зрения, которая сложилась в украинском обществе и политикуме. Нужно внести изменения в этот закон». Сказано – сделано: в Раде зарегистрированы законопроекты с поправками, а на 30 августа запланировано внеочередное заседание парламента. Естественно, сегодня некоторые представители украинской оппозиции ликуют, утверждая, что это именно они вынудили власть пойти на уступки. Но все это не более, чем копеечное бахвальство, поскольку ни массовых и продолжительных акций протеста, ни хотя бы угроз о бойкоте выборов со стороны тех, кто считает себя оппозицией в Украине не наблюдалось. Более реалистичным и справедливым в оценках оказался экс-спикер ВРУ Арсений Яценюк: «Ответ, в котором кроется правда относительно того, почему Партия регионов пошла в обратном направлении, как по мне, очень прост – исключительно международная реакция… Наши западные партнеры, европейские страны жестко раскритиковали принятый закон о местных выборах». По мнению Яценюка, власти испугались, что если выборы пройдут без изменений закона о местных выборах, то западные страны признают их недемократичными. То же самое читается между строк в заявлении действующего спикера Владимира Литвина. Главной причиной созыва внеочередной сессии ВРУ он назвал «желание остановить политические обвинения, которые уже вынесены за пределы страны», имея ввиду пресловутые изменения в законе о местных выборах.

Сухой остаток

То, что происходит сегодня в Украине вокруг местных выборов, как минимум, удивляет. Только не знаешь, чему удивляться больше: беспардонности теперешней администрации, держащей своих сограждан за неграмотное и безмолвное быдло, или же ее, администрации, трусости, обнаружившей себя в поспешной «капитуляции» перед цивилизованным мировым сообществом. В этой ситуации радует и обнадеживает уже хотя бы то, что хоть кто-то, если уж не собственные граждане, может на эту власть повлиять.





Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире