От латания дыр – к комплексному развитию В полемическом препарировании московского бюджета то и дело встречаются публикации, базовый натив которых – показать, якобы, расточительность столичных властей, их тягу к показухе, отсутствие результатов расходов прошлых лет. Вряд ли имеет смысл оппонировать таким сочинениям, да они и создаются не для дискуссии. Что до расточительности и прочих коррупционных грехов, то повторю сказанное мной в одной из социальных сетей: «Вопрос не в суммах, а в контроле за их использованием. Справимся – чемпионы, не справимся – сами виноваты».

На этом с московским мотовством и очковтирательством покончим.

Пойдем дальше. Не сочтите за высокомерие, но обсуждение любой проблемы невозможно без наличия обширной фактуры (пусть даже с налетом инсайда), в нашем случае – без палитры сделанного, сравнений с зарубежьем и, конечно, планов на будущее. Всего этого, за редким исключением, в бушующих дебатах не встретишь. Что плохо хотя бы потому, что выхолащивает позиции обеих сторон.

Недочет, который мы сейчас исправим.

Итак, сообщается, что в проекте московского бюджета на программу «Моя улица» заложено 45,5 млрд рублей. Дескать, много, дорого, бохато. Но и московский бюджет не шуточки – на секундочку, 3,2 трлн рублей по расходам. Получается, что в относительных цифрах на благоустройство мегаполиса, где живут и работают 15% населения России, планируется потратить всего 1,4% расходов.

Почему без малого шестая часть населения страны предпочитает искать счастья в столице, вопрос всяко не к городским властям, здесь же нужно сказать, что, во-первых, московский бюджет-2020 по направлениям расходов не сильно отличается от предыдущих, а во-вторых, хорошо бы привести сопоставление с мегаполисами в других странах.

Совокупный объем трат на городское благоустройство (не только на «Мою улицу», а на все, все, все) запланирован в размере 4,2% расходов бюджета, тогда как мировые центры выделяют на эти цели куда больше средств. К примеру, Лондон – 7%, Торонто – 9%, Нью-Йорк – около 10% расходов бюджетов. К слову, московская «Моя улица» оказалась единственным европейским победителем международной урбанистической премии Global Awards for Excellence, учрежденной Urban Land Institute (США), считающейся одной из наиболее престижных и признанных в сфере городского развития.

Но даже если иностранцам нравится, а кому-то из наших соотечественников – нет, то это дело вкуса. В любом случае, более 80% москвичей изменения пришлись по душе.

Мне, коренному москвичу на шестом десятке, есть с чем сравнивать. Так, если до 2010 г. в городе была всего одна пешеходная зона – улица Арбат, которой так гордился еще советский генсек Михаил Горбачев, показывая ее французскому президенту Франсуа Миттерану, а также 130 парков, то сегодня комфортными и современными стали 410 улиц протяженностью почти 362 км и 734 городских парка площадью 16,2 тыс га.

С 2010 г. в 4 раза выросло число пешеходов, 147 млн человек приняли участие в уличных фестивалях, на 1123 единицы (с 1377 до 2500) увеличилось количество летних кафе, на 8,2 млн (с 12,8 до 21,0 млн) выросло число туристов, на 30% выросли обороты магазинов и кафе, а количество пустующих площадей снизилось на 10%.

Экономика московского благоустройства закрывается одним-единственным фактом.

Нет, речь даже не о выросших в разы оборотах торговли, сферы услуг, туризма. Разговор о многочисленных городских фестивалях – с 2018 г. московский бюджет получает от их проведения в среднем 118 млрд рублей в виде налогов. Что окупит все затраты на благоустройство в течение одного-двух лет.

Хотели бухгалтерию? Получите-распишитесь.

Еще несколько цифр. В 2015-2019 гг. возведено и благоустроено 274 объекта транспортной инфраструктуры: территории возле станций МЦК, станций метро, станций МЦД, автобусных маршрутов, объектов науки и промышленности, ТПУ и прочих объектов. Только за 2019 г. будет благоустроено 99 объектов транспортной и пешеходной доступности: 14 станций метрополитена, 7 новых автобусных маршрутов, 4 станции МЦК с МЖД, 31 объект науки и промышленности.

Два слова о капремонте объектов городского нежилого фонда. В 2011-2018 гг. проведен капремонт 457 объектов, обустроено 108 МФЦ, 200 зданий правоохранительных органов, а с 2020 г. начнется капремонт 135 объектов здравоохранения.

Эти и другие меры формируют комфортную городскую среду – ключевой фактор конкурентоспособности мегаполисов, обеспечивающий повышение качества жизни людей.

Вот мы и подошли к планам, предваряя разговор о которых нужно сказать, что мы часто ругаем федеральное правительство и, разумеется, по делу. Ругаем за то, что год от года кабмин с депутатами выделяют астрономические суммы непонятно на что, без указания конкретных мероприятий и итогов. В случае с Москвой все ровно наоборот.

Итогом деятельности в 2020-2023 гг. станет комплексное благоустройство более 240 объектов, общей площадью 4,8 тыс га, по следующим основным категориям:

1. Восстановление исторического облика улиц и общественных пространств в Центральной части города – 12 комплексных объектов (кварталов), включающих 69 улиц, площадью 82,4 га (Арбатский квартал, улицы, прилегающие к Цветному бульвару, к проспекту Академика Сахарова, Басманный район, территории вокруг Патриарших прудов, Трехгорный Вал и др.).

2. Продолжение работ по приведению в порядок вылетных магистралей, протяженностью 114 км и площадью 1,3 тыс га. Функционал магистралей должен быть сбалансирован для всех пользователей: автомобилистов, пешеходов, жителей.

3. Возвращение горожанам 19 набережных вдоль Москвы-реки протяженностью 72 км. С 2011 г. благоустроено более 30 набережных общей площадью 1,2 тыс га и протяженностью более 55 км, что составляет 27% от общей протяженности Москвы-реки в черте города. Все московские набережные будут разделены на рекреационные (от Химкинского водохранилища до Серебряного бора), прогулочные (от Украинского бульвара до Воробьевской набережной), исторические (от Кадашевской до Космодомианской набережной), городские (от Шлюзовой до Коломенской набережной).

4. Приведение в порядок территорий реки Яуза с созданием единого «Парка Яуза». Это 33 объекта протяженностью 36 км (23 набережные правого и левого берегов Яузы от Котельнической набережной до парка Сокольники, а также 10 природных пойменных территорий Яузы и Чермянки).

5. Экологическая реабилитация городских парков: воссоздание исторического функционала парка Северного речного вокзала, лесопарков Кусково, Покровское-Стрешнево, Битцевского леса, парка Казакова в Басманном районе. Всего более 33 парков, площадью 3,1 тыс га, включая создание новых зеленых зон.

6. Комплексное развитие территорий в рамках программы «Мой район», благоустройство прилегающих социальных объектов и других общественных пространств, по сути, выполнение наказов жителей на личных встречах и через портал «Активный гражданин». Перенос основных работ из центра на окраинные и серединные территории, в том числе в ТиНАО.

7. Создание комфортной пешеходной доступности ко вновь строящимся 27 станциям метро и Московским центральным диаметрам; установка шумозащитных экранов на территориях, прилегающих к жилой застройке; создание комфортных условий для пешеходной и транспортной доступности к объектам промышленности. Кроме того, в проекте бюджета Москвы запланировано строительство 339 км новых автодорог.

В заключение отважусь на совет. Если вы продолжите обсуждение параметров развития Москвы и московского бюджета, то не рубите с плеча, будьте объективны, поговорите со старшими родственниками – они вам точно скажут, что такого благообразия в Москве еще не было.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире