01:16 , 17 ноября 2012

Департамент транспорта правительства Москвы не занимается ликвидацией дорожных заторов

 

·         

  Дорожные заторы – беда всех городов развитых стран и, особенно Москвы. Мэр Собянин Сергей Семенович в начале своей деятельности обещал побороть Московские пробки. Была принята  «Государственная программа города Москвы «Развития транспортной системы на 2012-2016 гг»». В ней поставлены многие важные задачи.  Запланировано потратить более           2, 273 триллионов рублей. Деньги с точностьь до сотен рублей расписаны по ведомствам Москвы и по годам. Ведется интенсивное строительство дорог и метро,  планируется развивать водный, железнодорожный транспорт,  закупаются современные транспортные средства, ведется речь о создании интеллектуальной системе управления транспортной системой города. Но нет ни слова о планах ликвидации заторов.  Напротив, планируется строить вертолетные площадки для перемещения в условиях пробок на дорогах. Обещают лишь улучшить ситуацию на 10, 15, 25% по разным показателям работы транспорта в Москве.  Но кто и как сможет заметить это улучшения на фоне систематических падений пропускной способности в 3-10 раз  и скорости в 10-100 раз? Эффективность и целесообразность программы я проанализировал в посте «Пробки на дорогах Москвы» идругих постах моего блога.  http://www.echo.msk.ru/blog/muslin/

·         Сейчас все москвичи, кроме тех, кто люто ненавидит автомобилистов, поставлены на уши из-за запрета стоянок в центре и невозможности парковаться по правилам.  Центр по — прежнему постоянно пестрит заторами.  Но зато растут поступления штрафов. Растут акцизы на топливо  для автомобилей, эаконодатели стараются повысить транспортный налог Правда, представители департамента транспорта уверяют, что их задачей не является обобрать граждан.

·         Так, может быть, департамент использует все возможности, чтобы заставить всех жителей пользоваться только городским транспортом. Максим Кац всеми силами пропагандирует эту идею, уверяя, что не стоит тратить много денег на дороги для владельцев автомобилей. Считают, что проблема пробок отпадет, когда все будут пользоваться общественным транспортом. Или, может быть, считают, что проблема отпадет, когда построят в Москве дополнительно 350-400 км магистралей, что составляет 30% от протяженности существующих магистралей. Хотя тут же в программе утверждается, что сейчас протяженность магистралей в 1.8 раз меньше норматива. По данным правительства плотность улично-дорожной сети в 2-4 раза ниже, а плотность населения в Москве в1.5-2 раза выше соответствующих показателей крупнейших мегаполисов мира. Департамент транспорта  планирует увеличить перевозки общественным транспортом на 40%, так как этим транспортом сейчас перевозят 70% пассажиров.  Но личным транспортом люди едут до пункта назначения, а на общественном транспорте для этого потребуется воспользоваться двумя или несколькими видами транспорта. Так что,  нельзя просто суммировать объемы перевозок разными видами транспорта при подсчете числа перевозимых людей. Чтобы всех перевозить на общественном транспорте, потребуется увеличить объем перевозок на 60…80%. Я оставляю в стороне, все ли смогут и захотят ездить только общественным транспортом. Что  действительно невозможно ликвидировать пробки в Москве?

·         Почему человечество, добившееся потрясающих успехов в изучении строения матери, в освоении космоса, в микроэлектронике,  в IT— технологиях, в генетике, медицине и т.д. в решении проблемы, мешающей пользоваться достижениями технического прогресса, исходит из лжетеорий и предрассудков и псевдонаучных рассуждений?  Я имею в виду проблемы движения по автомобильным дорогам, постулат Льюиса— Могриджа или парадокс Доунса— Томсона.

·         В википедии  устоялось мнение, что причиной заторов является повышение плотности потока в результате поступления на магистраль потока автомобилей, превышающего пропускную способность магистрали.  Существует несколько причин резкого роста притока автомобилей: сезонные  и  суточные флуктуации поступления машин на дороги и появление  пот ока  машин, направляющихся в объезд перекрытой дороги. Существует множества  причин  постоянного или временного снижения пропускной способности. Отсюда сделан вывод, что нужно убрать первые и вторые факторы.

·         Для понимания дальнейших логических рассуждений и арифметических расчетов ( а больше ничего и не нужно для понимания «загадочной»проблемы дорожных заторов) давайте сначала рассмотрим другую проблему. После выпадения большого количества осадков в короткий промежуток времени множество ручейков и речушек устремляются в большую реку. Уровень воды в реке поднимается, берега может подтопить, но катастрофы не происходит. Дело в том, что поток воды обладает саморегулированием. Увеличение уровня приводит к увеличению сечения русла реки и средней скорости потока. Уровень воды не растет бесконечно.  Другое дело, если на реке есть плотина для электростанции. Сток воды фисирован потребностями турбин. Но если приоткрыть шлюзы для дополнительного стока воды и ими регулировать уровень воды перед плотиной, то катастрофы не будет ни на электростанции, ни на реке после плотины. Если ждать команды сверху для сброса воды, то можно дождаться разрушения плотины и/или наводнения за плотиной, что мы наблюдали на Кубани. Но в любом случае ни у кого не возникает масли перекрыть все ручьи.

·         Теперь вернемся к потоку машин не дороге. Как предписано правилами, все участники движения соблюдают дистанцию, равную произведению скорости на время реагирования человека и машины на торможение предыдущей машины. Сумма дистанции и длины автомобиля составляет интервал полосы дороги, необходимый для движения одной машины. Если разделить 1000 м на интервал в м, мы получим количество автомобилей, занимающих 1 км дорожной полосы, то есть плотность потока. Если плотность потока умножитьна скорость потока автомобилей, мы получим пропускную способность полосы дороги. Не будем писать алгебраические выражения, а рассмотрим графики зависимости интервала от скорости движения

           

·         пропускной способности от скорости

·         а также скорости и пропускной способности от плотности потока при ограничении скорости значением 100км/час

·         Вот и вся теория процесса. Остается только ее проанализировать. Интервал растет с увеличением скорости, вначале медленно, т.к дистанция мала по сравнению с длиной автомобиля а затем быстрее и, наконец, пропорционально скорости, когда длина автомобиля значительно меньше дистанции.

·         Пропускная способность непрерывно растет с увеличением скорости и при очень больших скоростях стремится к пределу.

·         Вначале при ограничении скорости правилами пропускная способность растет пропорционально увеличению плотности потока, а при дальнейшем увеличении плотности потока сказывается необходимость снижать скорость и пропускная способность ПАДАЕТ. В этом ключ в понимании того, что происходит на дорогах. Любое возмущение то ли в увеличении притока, то ли в виде местного или временного снижения пропускной способности приводит к дальнейшему снижению пропускной способности и, наконец, захлебыванию потока автомобилей. В это заключается коренное отличие затора от очереди, например, перед светофором. То есть в отличии от реки поток автомобилей не обладает самовыравниванием, то есть неустойчив.

·         Какая нам радость от понимания, спросит читатель. Есть такая наука, в советские времена ее называли кибернетикой— продажной девкой империализма, в технических приложениях это теория автоматического регулирования, которая и занимается тем, как сделать неустойчивые процессы устойчивыми и как защитить их от множества случайных и систематических воздействий.

·         Идея очень проста. Нужно регулировать плотность потока и держать ее на оптимальном уровне при любой помехе, чтобы поддерживать проектную пропускную способность данной магистрали.  В отличии от случая с рекой мы не можем оперативно управлять стоком, т.е.проектной пропускной способностью, но зато можем управлять притоком автомобилей на магистраль.  Создают замкнутую систему регулирования; измеряют плотность потока с помощью специального прибора или человека и дросселируют  приток с помощью светофоров. Это означает, что необходимо наблюдать визуально или измерять специальной системой плотность потока в критическом месте магистрали и снижать по всей длине магистрали длительность сигнала светофоров, разрешающих приток автомобилей на магистраль.

·         В состоянии максимальной пропускной способности необходимо поддерживать все магистрали города, тогда город будет максимально проницаем для транспорта. Очереди для выезда на магистрали будут минимальными.

·         Сейчас, к сожалению, происходит противоположное. Весь город практически весь день забит автомобильными пробками. Пропускная способность в 3, а местами и в 10 раз ниже проектной. В результате на дорогах местного значения выстраиваются длинные очереди для выезда на ближайшую магистраль. И по магистралям по Москве приходится пробираться часами, т.к. при образовании пробок скорость падает в3, а местами и в10 раз. Если путем колоссальных затрат можно увеличить длину магистралей на 30%, то возникновение пробок и снижение пропускной способности в 3 раза сводит на нет все эти усилия. По просьбам населения Московские власти строят новые нерегулируемые выходы на магистрали, чтобы сократить очереди. Но увеличенный приток  и усугубляет  образование пробок и очередь может только возрасти.

·         Как следует из теории автоматического регулирования, качество регулирования можно повышать путем устранения помех движению, которые мы можем выявить и и на которые можем воздействовать. В нашем случае это означает, что все, что способствует повышению проектной пропускной способности магистралей, позволит дополнительно сократить очереди для выезда в сеть магистралей. Это, прежде всего, увеличение связей между магистралями, расширение магистралей от начала до конца, разноуровневые развязки на пересечениях магистралей. Это устранение всех пересечений транспорта на одном уровне и устранение пешеходов с проезжей части на всей длине магистрали, что позволит убрать все светофоры с магистрали ( но необходимы светофоры на въезде с прилегающих улиц для регулирования притока автомобилей на магистраль).

·         Если светофоры на магистрали необходимы, то всеми светофорами перекрестков и пешеходных переходов необходимо управлять по  схеме «зеленой волны», чтобы не тормозить поток на каждом светофоре. Большим резервом повышения пропускной способности улиц и магистралей является устранение нерегулируемых пересечений путей автомобилей. К сожалению, таких пересечений сейчас очень много в Москве. Это резкие съужения всех радиальных магистралей на выезде за МКАД. Здесь потоке по 3..4 полосам радиальной дороги и 2 …4 колонны с МКАД стараются проехать на 2..3 полосы загородного шоссе. Естественно это нерегулируемое пересечение маршрутов тормозит  движение. На всех съездов с МКАД и радиальных  магистралей, на всех круговых движениях создаются нерегулируемые пересечения потоков.

·         Если в результате аварии или ремонта одна или две полосы оказываются перекрытыми,   пропускная способность магистрали резко падает. Нужно поддерживать максимальную пропускную способность в сложившихся условиях. Ограничить приток, чтобы на оставшихся полосах пропускная способность была максимальной возможной. Всех участников дорожного движения необходимо предупреждать с помощью информационных  панелей о том, где и какие полосы заблокированы, чтобы все заранее перестроились и не создавали затор в месте сужения. И  как можно скорее устранить препятствие, чтобы восстановить проектную пропускную способность.

·         Так что имеются обширные возможности улучшать пропускную способность магистралей. В  связи с этим возникают многочисленные вопросы к департаменту транспорта,  ответственному за организацию дорожного движения,   к ГИБДД, обязанному регулировать движение на дорогах и следить за выполнение всех правил дорожного движения для обеспечения безопасности и эффективности дорожного движения,  к законодателям городским и федеральным, обязанным создавать правовые основы для привлечения к ответственности всех нарушителей ПДД независимо от их правовова статуса и материального состояния.

·          Давайте совместно попросим власти города в первую очередь осуществить мероприятия, необходимые для управления плотностью потоков на всех магистралях и ликвидировать пробки в Москве.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире