13:52 , 24 сентября 2012

Интеллектуальная система управления транспортными потоками

Система управления транспортными потоками .

В Программе развития транспортной инфраструктуры правительством Москвы предусмотрена установка множества " детекторов движения, создание автоматизированной система фотовидеофиксации нарушений ПДД и создание современных систем управления и регулирования движения наземного транспорта с использованием ИТС и ГЛОНАСС.«

Есть перечисление, где и сколько детекторов движения и систем видеонаблюдения будет установлено. Но в чем будет заключаться управление движением, сказано только в одном пункте: 7. Реализация алгоритмов адаптивного управления движением в спальных районах города Москвы на ограниченной территории (создание опытного участка в районе метро «Щукинская»).

И результаты работы системы обещаны весьма скромные и трудно контролируемые: «сокращение транспортных задержек на магистралях города на 10%, на улично-дорожной сети на 25% и повышение пропускной способности улично-дорожной сети на 15%.» О ликвидации дорожных заторов не говорится ничего, кроме планов строить вертолетные площадки для экстренных служб.

Мне удалось найти задачи и описание этой системы на форумe Roads.ru ( Альтернативные предложения, проекты участников форума, Интеллектуальная система управления потоком) от имени новичка форума SANA. По бессвязности изложения и многословию это сообщение сродни документу правительства Москвы.

Совсем коротко. «Глобальный координационный центр ГКЦ» анализирует количество поступивших заявок на перемещение" от отдельных водителей и строит для них " маршрут перемещения в соответствии с загруженностью трасс, климатическими условиями, времени суток, дня недели". " Принимает решения по организации работы светофора, исходя из транспортной необходимости". " ГКЦ анализирует при помощи многофункционального устройства, установленного в автомобиле, манеру вождения автомобилиста, его навыки, привычки,... усталости и на основании этого выставляет человеку оценку по его подготовленности«. Желающего и дальше наслаждаться издевательством над русским языком отправляю на сайт.

Предложение сродни желанию учесть траектории всех молекул газа в сосуде и указать каждой из них оптимальный путь к выходному отверстию. Налицо отсутствие интеллекта у авторов этой идеи «интеллектуальной» системы или сильное желание пристроиться к дележу бюджетных денег.

Движение потока автомобилей — неустойчивый процесс. А возмущений много и они всем известны. Любое, даже временное превышение притока на магистраль над ее пропускной способностью приводит к захлопыванию движения — затору, который рассасывается очень медленно после оттока достаточно большой части потока. Устойчивым движение может сделать только замкнутая система регулирования плотности потока путем дросселирования притока. Такие системы необходимы на всех магистралях города. Пропускная способность магистралей будет близка к проектной и не будет снижаться. Скорость будет близка к предельной допустимой.

Следует поставить под сомнение, что создаваемая система управления является современной: как следует из п.7, она призвана решать задачу оптимизации управления светофорами, что было актуально ранее, когда перекрестки пересекали отдельные автомобили. В настоящее время движение происходит в виде сплошных потоков, особенно, в часы «пик» , задача заключается в предотвращении заторов для обеспечения максимально возможных пропускной способности магистралей и скорости движения на них. Для этого необходимо управлять плотностью потоков на магистралях. Оптимум заключается в отсутствии заторов на всех магистралях, что достигается независимой работой ситемы управления на каждой из них. Эффект заключается в повышении пропускной способности от 3 до 10 раз и скорости от 10 до 100 раз по сравнению с движением в пробках.

Тогда любой человек поедет в пункт назначения кратчайшей дорогой и сможет заранее рассчитать свое время в пути. Он не будет сетовать на наличие грузовиков на дорогах, т.к. вспомнит, что грузовики привозят вещи и продукты в магазины и мебель в его дом, которую ему желательно получить в дневное время суток.

Если система действительно сможет автоматически обрабатывать информацию о плотности и скорости потоков и еще выявлять нарушителей ПДД не только по превышению ограниченной скорости, но и по сокращению дистанции, правил перестроений, движению с малой скоростью в левых рядах. то ее действительно можно назвать интеллектуальной. Если данные системы наблюдений будут использоваться не только для контроля водителей, но и работы инспекторов ГИБДД по профилактике правонарушений, то она будет и мощным средством борьбы с коррупцией. Тогда штраф найдет каждого нарушителя и он будет знать, что бесполезно «договариваться» с инспектором. Инспектор будет знать, что он обязан остановить водителя, повторно нарушающего правила, и провести с ним беседу, в которой напомнит, что новый штраф будет кратно увеличен, и потребует оплатить непогашенный предыдущий штраф. Инспектор будет знать, что его деятельность оценивается по числу таких задержаний. Такая воспитательная работа будет по-карману тем, кто случайно допустил ошибку, и будет действенной для самых «крутых» нарушителей, которые будут знать, что быстрее можно ездить без нарушений правил. И у законодателей отпадет необходимость увеличивать сумму первого штрафа.

Совершенно непонятной и вредной является задача управления пассажирским государственным и негосударственным транспортом из единого центра. Наличие НГПТ создает конкуренцию государственным унитарным предприятиям, имеющим невиданные льготы по аренде помещений и освобожденным от налогов и тем не менее постоянно повышающими стоимость проезда. Оснащение муниципального транспорта системой ГЛОНАСС, и прочей электроникой будет поводом очередного повышения стоимости проезда. А частные перевозчики отстают в повышении стоимости проезда, так как работают более рентабельно и перевозят пассажиров быстрее, так как не тратят много времени на посадку и оплату проезда пассажиров, ездят с полной загрузкой. Эти деньги лучше направить на оборудование лицензированных частных перевозчиков компостерами льготных билетов. Оплату услуг частных перевозчиков льготникам нужно производить без задержки, тогда они будут согласны возить льготников и отпадет необходимость гонять пустые большие муниципальные автобусы.

НГПТ создает возможность муниципальному транспорту работать более рентабельно, увеличивая интервалы движения в часы малых потоков пассажиров, обеспечивая пассажирам возможность воспользоваться микроавтобусами. НГПТ выполняет очень важную общественную функцию, приучая пассажиров оплачивать свой проезд без контролеров под влиянием общественного наблюдения других пассажиров. К сожалению, в муниципальном транспорте немало безбилетников несмотря на автоматизированный контроль (турникеты). Вместо надуманной чиновниками электроники нужно вернуть проводников или поставить в салонах общественного транспорта электронные компостеры и счетчики вошедших пассажиров, а сводные сведения о количестве пассажиров и компостированных билетов передавать водителю и вошедшему контролеру. Последний должен иметь возможность получить распечатку номеров прокомпостированных билетов. Функция государства должна быть сведена к контролю соблюдения правил перевозки пассажиров и выдача лицензий перевозчикам, обеспечивающим своевременное техническое обслуживание и ежедневный контроль состояния транспорта и здоровья водителей.

Хорошо бы направить интеллект и бюджетные деньги на решение нужных задач!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире