Музей Маяковского в его нынешнем виде уникальный проект, который мог появиться только однажды в короткий промежуток времени, когда уже всё было можно, а денег ещё не было. Тайна его актуальности зиждется на двух столпах. Это и художественный язык, взятый за основу, пожалуй, единственный конвертируемый продукт российской арт-культуры 20-го века, авангард 30-х, который развивается прямо на глазах изумлённых посетителей, сюрреализм, концептуализм, даже отчасти и постмодернизм, но это лишь способы выражения.

Главная цель архитектурного и музейного безумства, его вскочивший на ноги нерв это великий поэт реформатор, изменивший законы пространственного мироздания на одной шестой части суши, Владимир Маяковский. Дом, где разыгралась трагедия, стоит неподалёку от здания его триумфа. Автору идеи Тарасу Полякову удалось рассказать и о том, и о другом. Елене посчастливилось познакомиться с ним лично, и узнать секреты зашифрованных символов: «Тарас Пантелеймонович Поляков, автор теперешней экспозиции, один из основателей музейно-образного метода, когда идёт создание образов событий человека, когда витрина представляет собой упавший на землю комод, через стёклышки которого видна подпольная типография.

Один из фактов биографии Маяковского, он занимался революционной деятельностью довольно рано, а с другой стороны комод это что-то запретное, куда прятали сладости от детей, варенье, запирали, но всегда тянуло, всё, что запретное, то интересно. Также и здесь, что такое типография подпольная, это тоже запретное, за это ловили и сажали. Такая экзотика заставляет думать, представлять, разноуровневые стулья как ступени жизни. Детство Маяковского, там стул стоит, а стоял он на россыпи камней. С одной стороны это Грузия, гористая местность, а с другой стороны как время собирать камни, вся экспозиция может сбивать с толку». Всё начинается прямо в прихожей, там, в ряд стоят стулья всех 12-ти апостолов, и 13-го победившего, сыгравшего в судьбе пролетарского поэта роковую роль. А дальше начинаются невообразимые инсталляции, миры и факты биографии Маяковского, ни одной вертикальной линии, одиночка в Бутырке и художественное училище, барабан русских футуристов. «Бурляк и Афишина, которых, как и в жизни, лишь Маяковскому не хватало места на одной строчке.

«Поэт работал на публику, а публика на его славу» — уверен завсегдатай Григорий: «Не может быть музей 19-го века музеем 20-го века, где революция, где переломы, нужно понять, что это такое. Поколение Маяковского очень тяжёлое. Война, они мобилизовывались, молодёжь, а если в первый день войны попадаешь на фронт, то у вас шансов немного.

Этот музей очень правильно отражает роль Маяковского, он не может быть чисто академическим, это больше на публику». Документы эпохи увлекают наверх, четверостишья для плакатов издательства, и сегодняшний лубок прообраз будущих окон роста. Выезжал казак за пруд, видит, немцы прут и прут, только в битве при Сакале немцы в серед ускакали. После «Войны и мира» разбитые иконы, портрет Ленина, самолёт, фотографии, знания, переданные посредством ощущений.

Вот и письма к Лиличке и агентурно-осведомительные сводки, они не удивили будущего юриста Михаила: «Это часть его судьбы, роковая женщина конечно. Я люблю творчество Маяковского, когда был день смерти поэта, я ездил на площадь, читал стихи, к сожалению, там было мало людей. Моя любимая поэма «Облако в штанах». В образах лучше воспринимать, гораздо лучше, чем в старых музеях, где столы с рукописями, какие-то книги, издания, и за счёт экскурсовода поддерживают интерес посетителей».

Жёлтая кофта, костюм футуриста и любопытные жирафы, нарисованные его рукой, не оставили сомнений у рекламиста Екатерины: «Маяковский был талантливым пиарщиком и автором запоминающихся слоганов» — говорит она. «Мне кажется, если говорить о каких-то неблизких ему людях, то он был достаточно жесток и прямолинеен, говорил и делал всегда то, что ему хочется. А с близкими людьми, которых он действительно любил, мне кажется, он был достаточно мягок. Очень рубленые фразы, но они не то, что жёсткие, они достаточно специфичны. То есть если ты видишь какую-то достаточно прямолинейную обрубленную фразу, то сразу понимаешь, что, скорее всего автором был Маяковский». Чем выше, тем ближе комната лодочка, все вещи, стулья и портреты как бы плывут к ней, единственно правдоподобной, вот тебе и шлюпка любовная лодка. А оттуда расходятся пути вниз, и опять по линиям жизни, заграница, американская дочь и парижская любовь, которой не суждено было спасти поэта. Портрет Миерхольда, соучастника «Бани», после которой Маяковский получал, уступая по общедоступным ценам, скверные записки: ««Баня» провалилась, потому, что там такие Победоносиковы сидели в портере, все были бюрократы, и поэтому они против него вели политику, и когда Миерхольда расстреляли уже после смерти Маяковского, тоже ему одним из пунктов было, что вот это произведение, как направленное против чиновников. Маяковскому что вспоминать, Маяковский сам застрелился, он не вынес этого всего отношения, его посчитали чуть ли не предателем после таких произведений, и все его стали презирать, все конечно разочарованы».

Вероника приехала в музей из Харькова намерено, прочитала последнее письмо «У гигантского чёрного перекидного календаря надгробие», не сплетничала, покойный этого не любил: «У меня в душе ни одного седого волоса, и творческой нежности нет в ней, мир, огромив мощью голоса, иду красивый 22-х летней, нежной. Вы любовно скрипки ложите, любовь на летавры ложит грубо, а так как я себя вы вывернуть не можете, чтобы были одни сплошные губы. Хотите, буду от мяса бешеный, и как небо, меняя тона, хотите, буду безукоризненно нежный я, не мужчина, а облако в штанах. Помните, вы говорили Джек Лондон, деньги, любовь, страсть, а я видел одно, вы Джоконда, которую надо украсть. И украли».

Старая дверь в прошлое в коммунальную квартиру В. В. Маяковского навсегда забита, сквозь неё прорезан косой вход из настоящего, в стене, на которой нет, да и появится написанная фломастером строчка из его стихов. «Я приду читать Маяковского, я его не читал раньше, а сейчас мне именно захотелось».


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире