16:13 , 23 марта 2010

Работать, строить и не ныть!



Т.ОЛЕВСКИЙ: Он поет по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный и здоровый человек. Желание петь возникают в нем рефлекторно. Эти песни, в которых нет ни мелодии, ни слов. А есть только одно – тра-тарара, как мне приятно жить, та-ра-та-ра.

Книжный образ упругого человека приобрел зримые очертания. Александр Дейнеко, автопортрет 48-го года. Чтобы понять художника, надо понять его время. Но наоборот – почувствовать время через живопись курского ремесленника, станковиста, ставшего великим сталинским монументалистом, порой не просто. Громады ударных строек заслоняет лица тех – других – людей, которых Александре Дейнеке приходилось фотографировать в уголовном розыске. У небольших выразительных акварелей и графики для журнала «Безбожник» со мной не согласилась библиотекарь Наталья. «Нам не дано сейчас понять те годы», — уверена она.

НАТАЛЬЯ: Пикассо бы позавидовал, если бы он так умел. В любом героическом всегда все человеческое. И наоборот. Когда человек мастер самый настоящий в каждом проявлении – тут уже не важно, какая эпоха. Он сам из народа Советского Союза, во-первых. Вот дом, где родился – чудесная картинка. Какая жизнь – такой народ. К сожалению, были бы у нас перья и кружева – все выглядело бы иначе. Ну а красота и сила прекрасны во все времена. И все, что здесь изображено – не может не восхищать. Идеология ни при чем. Какая жизнь – такая и живопись.

Т.ОЛЕВСКИЙ: В Третьяковке разместилась образцовая ретроспектива – от авангардных экспериментов до мозаичных потолков станций московского метрополитена – в отдельной комнате. По дороге я специально приехал на Маяковскую, поднял голову… Алексей тоже так не раз делал. Удивительно, что даже сегодня сутки советского неба выполняют свое предназначение.

АЛЕКСЕЙ: Панно на станции метро Маяковская – это заставляет меня улыбаться. Это настоящий праздник света. Там чувствуется глубина. И честно говоря, настроение просто поднимается. Приходит в голову крамольная мысль – может быть жить в Советском союзе было не так уж и плохо? Обычный человек, такой же, как мы с вами. Но этим человеком хочется восхищаться. Это настоящий герой своего времени. И так, как их представлял художник.

На них хотелось быть похожим.

Т.ОЛЕВСКИЙ: На выставке герои Дейнеки оживают в лучах волшебного фонаря. Но от этого не приобретают сказочного ореола. По-прежнему полны осавиахимовской романтики: «Если завтра в поход, будь сегодня к походу готов…» Совершенно асексуальные обнаженные купальщицы, обряди их в белые платья – получатся донбасские стахановки, весело перекидывающие уголек – ни пятнышка на лице.

«Дейнека – певец женского равноправия», — решил ответственный работник Николай.

НИКОЛАЙ: Ну может быть немножко он зашкаливает: то, что они делают с огромной радостью такой на лице… Это конечно не так. Но то, что был энтузиазм, который он пытается показать… И у женщин в то числе – мне кажется, это он правдив в этом.

Тут некоторая идеология все-таки присутствует. Ведь говорилось о равноправии мужчин и женщин. И равноправии буквальном. А тяжелый труд при равноправии подразумевает такую мощную, мускулистую… Поэтому и показывается, мне кажется… Вообще, к любому труду этот лозунг равноправия, он привлекал. Стать летчицей, попасть на Северный полюс… Хотя далеко не все, мне кажется.

Т.ОЛЕВСКИЙ: Неожиданный портрет соратника Вялого, пренебрежительно брошены все детали ради одного акцента – лица, которое не забудешь. Трогательные весенние послевоенные барышни. Пронзительные пьяные потаскухи. Маяковский с молярной кистью в окоченевших руках. Совсем иной Дейнека, свободный от своих собственных правил. «Кто посмеет судить мастера – будет это делать на его условиях», — поделился своими мыслями режиссер Вадим Абдрашитов.

В.АБРДАШИТОВ: Как сказал поэт, судить можно только по тем законам художника, которые он сам предлагает в своих произведениях. И я не вижу никакого лукавства, ничего. Я вижу вдохновенного художника, который так ощущает время, как он его ощущает… Его вдохновляет возможный способ рассказать об этом времени. Когда это делается на потребу с неким лукавством – это всегда видно. А в лице Дейнеки мы видим художника, произведения которого абсолютно органичны. То, что называется ракурс, превращается в художественный прием, вносится в это какое-то концептуальное начало. Вот производит это ошеломительное впечатление. За плечами война, которая перевернула все мироустройство. Он абсолютно живой человек, абсолютный творящий художник, не остановившийся.

Т.ОЛЕВСКИЙ: Тоталитарное искусство везде похоже. Не зря Муссолини считал Александра Александровича самым римским художником, а критики сравнивали его с Риффеншталь, только не с «Триумфом воли», а где-то возле «Олимпии».

Но вот не слишком известное большое полотно ломает представление о завзятой ангажированности картин. «Последний миг сбитого немецкого летчика – молодого такого парня, который как будто заснул перед смертью», — решила Ирина.

ИРИНА: Это трагедия в чистом виде, общечеловеческая. Сбитый асс. Я просто шокирована. Тут переживание, он же сам говорит, что пережил войну и видел на войне что-то такое, чему я еще не могу найти слов и способов, как это изобразить. Падающий человек, эти надолбы стоят… И все, человека нет.

У Новодевьичего скот выгоняют.. Такая вот жизнь – очень-очень сильное впечатление.

Т.ОЛЕВСКИЙ: Самый настоящий антивоенный призыв увидела в «Наемных интервентах» банковская служащая Людмила:

ЛЮДМИЛА: Тоже неожиданное явление, я бы сказала – совершенно незаслуженно она была неизвестна… На мой взгляд, очень мощная антивоенная пропаганда. Очень удачно заложены в принципе отвратительные явления последствий войны. Там даже не важно, в какой кто форме стоит. Это настолько убедительно, что это ужасное явление – война.

Т.ОЛЕВСКИЙ: И все же женские лица. Широкие спины советских матерей дышат уверенностью и покоем. А лица меняются год от года. В кровавых тридцатых они страшные, скорбные. Но только не на публичных композициях. Там веселый 37-й. Спросите у художника, сколько времени, и он ответит: «А сколько вам нужно?»

Читать и слушать программу «Музейные палаты»>>>>


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире