22:11 , 28 февраля 2020

«Русская сказка» в Третьяковской галерее

 

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 29 февраля – выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор» в Третьяковской галерее.

Гости передачи – куратор выставки Татьяна Гетман, архитектор экспозиции и сокуратор Алексей Трегубов и фольклорист Никита Петров. 

 

Возникает, конечно, четкое ощущение, что кураторы экспозиции для начала увлеклись чтением «Морфологии сказки» Владимира Проппа. Затем привлекли к делу ученого фольклориста, а далее занялись выявлением функциональных обязанностей персонажей традиционных русских сказочных сюжетов (что во множестве представлено в экспликациях, с чем зрители и могут с удовольствием ознакомиться).

Но если бы только это… Структура экспозиции не так проста. Зрителя встречает картина Виктора Васнецова «Витязь на распутье» – и поверьте, это не просто так. 

 

На распутье тут оказывается и зритель. Из предзала перед ним открываются три дороги. В мир лесной зовут «Девственный лес» Юлия Клевера и «Зверь» Елены Поленовой. 


 

«С нечистым знается» – эта работа Константина Савицкого зовет в мир подземный (к которому почему-то надо подниматься по лестнице наверх – а почему, стоит спросить у кураторов). 


 

Ну, а я для начала направилась в царство подводное – куда приглашал «Нептун» неизвестного автора начала XVIII века. 


 

И тут для зрителя сразу возникают неожиданности. Нет, конечно, ожидаемые и хрестоматийные работы XIX – начала ХХ века тут представлены.  Вот врубелевский «Садко», играющий на гуслях. 

 

Его же эскиз к «Царевне-лебеди», прибывший из Русского музея. 

 

Или «Русалки» Крамского. 

 

И классические «Два лада» Михаила Нестерова, которыми поделился Нижегородский художественный музей. 

 

Но оказывается, в компанию с Васнецовым и Врубелем не так уж плохо вписались представители «контемпорари арт». Например, серия «водных» пейзажей Ростана Тавасиева (это, правда, не дальние моря, а Абрамцево – но какая, по сути, разница?). 

 

Или даже завораживающая видеоработа группы «Синий суп». 

 

В подводный мир зритель отправляется и с работой дуэта Александр Виноградов – Владимир Дубосарский. 

 

А веселая работа Константина Звездочетова непринужденно соединяет сказку с обычной действительностью – сохраняя между ними при этом тонкую, но границу. 

 

Но и этим сопоставлением художников давних и современных экспозиция не ограничивается. Есть еще дополнительные линии – в частности, кинематограф. И роскошные эскизы декораций Евгения Галея к фильму режиссера Александра Роу «Марья-Искусница» (за них спасибо Музею кино). А самих фрагментов фильмов, включая мультипликацию, по выставке разбросано еще немало. 


 

Неплохо вписались в сказочный контекст и костюмы работы Георгия Острецова. 

 

Самым же подробно рассмотренным из всех «водных» сюжетов оказалась сказка «Царевна-лягушка». Тут и анимационный фильм 1954 года, и книжная иллюстрация – вот вам, пожалуйста, модный и сто лет назад, и сегодня Иван Билибин. 

 

И вполне монументальная для такого случая живопись Виктора Васнецова. 

 

Смотрим на «растекающийся» по полу ковер Фаига Ахмеда – кажется, водное царство подходит к концу. 


 

И пора двигаться дальше, к другим залам. А как, кстати, перемещались в пространстве герои сказок? Нет, конечно, нередко попросту пешком. Но были и отличные средства передвижения, как ковер самолет (и это вновь Васнецов). 

 

Неплох и добрый конь, как у Владимира Клавихо-Телепнева или Дмитрия Гутова (работа по мотивам все того же Васнецова, без которого этой выставке просто не обойтись). Или как в мультфильме режиссера Иванова-Вано «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». 



 

Но при случае помочь может и дикий зверь – недаром Иван-Царевич спасается от недругов верхом на сером волке (интересно, кстати, что волк, в отличие от лисы, нередко играет в сказках роль своеобразного помощника главного героя). И да, это опять Васнецов. 

 

Но у нас далее – лес. Попасть в него, в зависимости от выбранного изначально пути, зритель может с разных сторон. У меня получилось так, что глазам предстала вот эта гигантская пятка. 

 

Посреди «лесного» зала спит ну просто огромный медведь. (С ним, кстати, организаторы выставки просят обходиться осторожно.) 


 

Медведей в сказочном лесу – в отличие от нынешнего подмосковного – немало. Вот созданный Василием Ватагиным. 

 

А вот Топтыгин – часть инсталляции Дмитрия Цветкова, в компании других сказочных зверей. 



 

Не обходится лес без Лешего. Здесь – работа Нины Конёнковой (из музея-заповедника Большие Вязёмы). 

 

Лес вообще, как ему положено, таит немало тайн. Присматриваться здесь стоит к каждому дереву: вот на стволе начальный этюд Виктора Васнецова к «Аленушке» (правда, сам автор просто изображал здесь крестьянскую девочку, не увязывая эту работу со сказочным сюжетом – но кто ж ему поверит?). 

 

Обязательно стоит заглядывать и в каждое дупло – в этом, например, в роли Марфушеньки из киносказки «Морозко» Инна Чурикова. 


 

А местами в этом зале можно обнаружить наушники – и послушать не просто сказку, а настоящую фольклорную запись, сделанную в этнографической экспедиции. 

 

Работа Дмитрия Аске «День и ночь» напоминает нам, что в экспозиции есть и царство подземное. Куда и пора двигаться. 

 

«Три царевны подземного царства» в принципе связаны со сказочным сюжетом. Но оказывается, картина, заказанная Виктору Васнецову Саввой Мамонтовым, была призвана украшать кабинет правления железной дороги и символизировать богатства родного края. 

 

Но скорее подземное царство все же будет ассоциироваться у зрителя с привычными отрицательными персонажами. Кощей Бессмертный – вот он на эскизе Натальи Гончаровой для балета «Жар-птица» на музыку Стравинского. 

 

По пути в подземный мир видим в витрине метлу. Между прочим, не предмет хозяйственного обихода Бабы-Яги, а бронзовую скульптуру работы Владимира Буйначева из собрания Московского музея современного искусства. 

 

Вот избушка Бабы-Яги в иллюстрациях Елены Поленовой (на ее работы на этой выставке вообще стоит обращать внимание – не так часто мы можем их видеть). 

 

Тут же в образе Бабы-Яги – виртуозно сыгравший эту роль Георгий Милляр. 

 

И можно также посмотреть фрагменты из кинофильма Александра Птушко «Каменный цветок». 

 

В общем, как все уже, вероятно, поняли, выставка представляет собой трехчастный лабиринт. Чего пугаться, тем не менее, не следует – откуда ни начать, дорога все равно проведет по всем частям экспозиции.

Выставка велика по объему, в ней участвует целый ряд музеев (кроме уже упомянутых это также Государственный центр современного искусства, Музей истории денег («Гознак»), Музей-заповедник Абрамцево) и частных коллекционеров. Будет все это по 10 мая.

Где искать: в здании ГТГ на Крымском валу, в так называемом «западном крыле» (экс-ЦДХ). 

 

Текст: Татьяна Пелипейко

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире