Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 25 января – выставка «Monument du costume. Картины жизни конца XVIII столетия» в музее-заповеднике Царицыно.

Гости передачи – директор музея Царицыно Елизавета Фокина и куратор выставки Василий Успенский, хранитель отделения гравюр Государственного Эрмитажа. 

 

«Главное блюдо» выставки – серия гравюр конца XVIII века. Автор их графической основы – французский рисовальщик Жан-Мишель Моро-младший (Jean-Michel Moreau, dit Moreau le Jeune), а собственно гравюры (в технике офорта с резцом) исполнили 16 мастеров гравирования. Полное оригинальное название серии – Monument du сostume physique et moral de la fin du dix-huitième siècle, ou Tableaux de la vie (а переведено это было в свое время как «Памятное свидетельство об укладе жизни, материальном и нравственном, в конце XVIII века, или Картины жизни»). 

 

В экспозиции – около трех десятков гравюр. Интересно, что готовился выпуск с конца 1770-х по середину 1780-х годов, а вышла в результате полная серия в 1789 году, то есть буквально накануне французской революции, которая весь этот уклад жизни смела.

Тем не менее, образ стиля времен Людовика XVI интересен (это уже и не барокко, и еще не классицизм). Тем более что распространился он и по другим странам (включая Россию), где сумел задержаться дольше. Гравюры же отличаются подробностью отображения не только костюмов, но и всего окружения – аксессуаров, мебели и пр.

Вот еще несколько гравюр (изображения любезно предоставлены музеем Царицыно). 





 

Однако этими (весьма, надо сказать, интересными) графическими произведениями экспозиция не ограничивается. Гравюрам сопутствует большой так называемый «предметный ряд» (в его формировании поучаствовали не только два основных музея-организатора, Царицыно и Эрмитаж, но еще и Останкино, Архангельское, ГМИИ им. Пушкина,  Кремль, Петергоф, Музей Тропинина, ГИМ, а также частные коллекционеры). Мебель, фарфор, одежда и обувь, веера, аксессуары и многое прочее – что, собственно, различимо и на показанных гравюрах – демонстрируется здесь параллельно с графикой.   















 

Есть в экспозиции и маленькие секреты. Например, элегантные занавесочки здесь – не просто часть интерьера, за ними скрываются акварели эротического (хотя и наш взгляд достаточно невинного) характера.  


 

Нельзя не отметить и удачный дизайн экспозиции, вписанный в архитектуру Хлебного дома, где разместилась выставка. А также интересный прием озвучания – в каждом маленьком зальчике выставки (они разделены по тематическому принципу) свое звуковое оформление (причем это вовсе не всегда музыка, могут быть и шумы – и технически выполнено очень хорошо).

Выставка запланирована по середину апреля. Вроде бы времени и достаточно, но все равно – не пропустите. Одна из самых удачных экспозиций в Царицыне за последнее время.  

 

Текст: Татьяна Пелипейко




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире